
— Андрей, напомни мне, пожалуйста, когда выйдем из музея, чтобы я позвонил своей крёстной. У неё сегодня именины. Хотел прямо с утра набрать, но вспомнил, что между Новокузнецком, где мы с тобой сейчас, и Москвой разница во времени — 4 часа. Получалось рановато.
— Договорились, Виктор! Напомню обязательно. И от меня тоже её, пожалуйста, поздравь. Крёстная у тебя замечательная!
— Это правда. Ведь какая история была: мне двенадцать лет исполнилось, когда мама меня окрестить решила. А времена-то советские — атеистические и богоборческие. Крёстного найти не удалось — никто из знакомых мужчин не согласился. Опасались: а вдруг на работе узнают? Выговор гарантирован. И вот, приходим мы с мамой в храм, а там женщина за свечным ящиком. Мы ей всё рассказали. Она и говорит: ну что ж, раз крёстного отца у парня нет, стану я ему крёстной матерью. Батюшка разрешил. И появилась у меня крёстная. Была чужая и незнакомая — а стала родная и близкая. Уж сколько лет она мне как самая настоящая мать. Всегда выслушает, даст совет. Молится обо мне.
— Так и должно быть! А знаешь, Виктор, где-то здесь, в Новокузнецком художественном музее, есть картина как раз на эту тему! Давай поищем.
— Конечно, давай. Очень интересно! А что за картина, и кто её автор?
— Это полотно художника Алексея Степановича Степанова, написано приблизительно в период с 1904-го по 1916-й год. А называется — «Беседа крёстной матери». Вот и оно.
— Какая уютная сцена! Солнечный весенний денёк. Крестьянки собрались вместе. Уселись прямо на земле. О чём-то мирно разговаривают. Улыбаются. Отдыхают, наверное. Таким душевным теплом веет от полотна!
— Ты тоже это заметил! Критики писали, что Степанова можно отличить от всякого другого художника по свойственной ему мягкости, теплоте и задушевным интонациям в сюжетах картин. А коллега и друг живописца, художник Михаил Нестеров вспоминал, что Алексей Степанович любил родной русский пейзаж, крестьянский люд и быт.
— Я это понял с первого взгляда на картину. Каждая деталь здесь выписана с большой любовью. Разноцветные платки крестьянок. Выражение их лиц — одни улыбаются, другие заботливо склонились над детьми. Кстати, мне кажется, что центральная фигура полотна — это пожилая женщина в головном уборе с красной лентой. Все взгляды устремлены на неё.
— Полагаю, она и есть крёстная мать. А дети на руках у окруживших старушку женщин — её крестники. И скорее всего, не только дети. Но и их матери. Ведь они значительно моложе главной героини. Мне кажется, художник показывает нам старую, мудрую женщину, которая стала крёстной для нескольких поколений своих односельчанок.
— И не просто крёстной, а самой настоящей духовной матерью. Видно, что женщины слушают её с почтением и вниманием. Что они любят крёстную. А она для каждой своей крестницы обязательно найдёт слова поддержки и утешения.
— Увы, сам художник в детстве был лишён материнской заботы. Его мама скончалась, когда будущему живописцу было всего несколько месяцев. Воспитывался он в сиротском приюте.
— Может быть, в картине «Беседы крёстной матери» живописец выразил свою тоску по материнскому теплу. Хотя, вообще-то тоски в картине вовсе и нет. Она позитивная, добрая, светлая.
— Кстати, удивительный свет в произведениях Степанова отмечал писатель Антон Павлович Чехов. Он даже попросил художника проиллюстрировать первое издание своего знаменитого рассказа «Каштанка». Чехов говорил, что Степанову удалось уловить не только внешние, но и гораздо более глубокие нюансы в изображении главной героини рассказа — собаки-дворняжки. Алексей Степанович вообще одно время был известен как художник-анималист, рисующий сцены из охотничьей жизни. В конце 1890-х годов в его творчестве наметился перевес в сторону жанровых зарисовок из крестьянского быта и деревенской жизни. Как раз в этот период и родилось полотно «Беседа крёстной матери». Интересно, что оно было весьма популярно в советское время. Только тогда настоящее название картины не печатали. Заменяли его другим — «Беседа крестьянских матерей».
— Да, приметы времени... И всё же сейчас совершенно ясен и художественный, и духовный посыл этой замечательной работы. Картина «Беседа крёстной матери» — рассказ о душевной теплоте, которую человек дарит своим ближним. Спасибо, Андрей, что показал мне это чудесное полотно. Теперь я точно не забуду позвонить крёстной.
Картину Алексея Степанова «Беседа крёстной матери» можно увидеть в Новокузнецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
«8-я неделя по Пасхе. День Святой Троицы». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.2:111) и Евангельского (Ин.7:37-52,8:12) чтений в 8-е воскресенье по Пасхе, о дне Святой Троицы, дне Святого Духа а также о днях памяти иконы Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая, праведного Иоанна Русского, святителя Луки Войно-Ясенецкого.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Рождение детей и многодетность». Священник Алексей Дудин

Священник Алексей Дудин
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Поговорим о рождении детей, как чуде, данном человеку от Бога, о многодетности и о взаимной поддержке в семье.
Ведущая: Анна Леонтьева
«Клевер ДНК» для учителей. Ольга Пирогова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер лаборатория» Ольга Пирогова.
Разговор шел о разных и наиболее интересных подходах к обучению и воспитанию детей, а также о конкурсе на лучшие разработки учителей в области духовно-нравственной культуры «Клевер ДНК» 2025 года.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя