Теперь каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:
— «Светлый концерт» к 10-летию Радио ВЕРА;
— Подкасты Академии журнала «Фома», посвященные Федору Михайловичу Достоевскому;
— Город Муром и святые Петр и Феврония;
— Подвиг преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
К. Мацан
– Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире наш «Еженедельный журнал», мы вас приветствуем. И напоминаю, что в этой программе мы, ведущие Радио ВЕРА, гости студии, сотрудники редакции Радио ВЕРА, чьи голоса вы не так часто слышите в эфире, собираемся в студии, чтобы обсудить какие-то темы наболевшие, темы о прошедшей неделе, темы, которые нам кажутся достойными обсуждения из того бурного потока жизни, который вокруг нас происходит. Или какие-то темы, размышления, о которых нам лично сегодня кажутся полезными и нужными. У микрофона я, Константин Мацан, моя коллега, Кира Лаврентьева. Добрый вечер.
К. Лаврентьева
– Добрый вечер.
К. Мацан
– И наши дорогие гости. Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА. Привет.
Т. Захарова
– Здравствуйте.
К. Мацан
– Вот голос Тамары, нами всеми на Радио ВЕРА любимый, не так часто вы слышите в эфире, поэтому для нас большая радость и честь, что Тамара сегодня гость нашего журнала. И Ольга Зайцева, руководитель проекта «Академия журнала «Фома». Оля, привет.
О. Зайцева
– Здравствуйте.
К. Мацан
– Итак, грядет большое событие, и я по глазами Тамары вижу, что Тамара не может молчать на эту тему. И я даже знаю, с какой темой Тамара в наш журнал сегодня пришла. Это – барабанная дробь, – «Светлый концерт». «Светлый концерт» Радио ВЕРА, который состоится 14 октября ни много ни мало в Государственном Кремлевском дворце, мы вас всех приглашаем. Слово имеет Тамара Захарова.
Т. Захарова
– Да, спасибо. Мы все живем сейчас в ожидании большого праздника – Покрова Пресвятой Богородицы, и именно эта дата была выбрана для проведения «Светлого концерта» Радио ВЕРА, который ни много ни мало посвящен 10-летию вещания радиостанции. Сегодня мы вещаем уже в 127 городах России, 69 миллионов человек технически могут, физически включить свои приемники и настроиться на нашу волну – это очень большие цифры, мы очень всем благодарны, за то что наши слушатели с нами. И в этом году мы вот таким образом решили отметить это знаменательное событие, 10 лет. Ранее мы уже проводили два концерта – на пятилетие и восьмилетие радиостанции в «Крокус Сити Холле», а в этом году мы проводим его в Государственном Кремлевском дворце. Эта площадка выбрана неслучайно. Во-первых, это, не побоюсь этого слова, самая статусная площадка в нашей стране и, конечно, никто не отменял вопросов безопасности, которые сейчас очень важны для всех. И мы усиленно готовимся, уже практически полгода активной подготовки, творческий коллектив радиостанции не покладая просто...
К. Мацан
– Клавиатур.
Т. Захарова
– Клавиатур, да, наматывает все нужные шаги ежедневно и так далее и тому подобное, взаимодействует с артистами и с площадкой. Потому что с ней много тоже нюансов, документации и прочего. И мы очень ждем этого дня, это уже осталось совсем чуть-чуть. И важно сказать, что этот концерт, он призван объединить всех тех людей, которые хотят вот сплотиться в вере, в надежде, увидеть друг друга – это такое, знаете как, это объединение единомышленников. И все мы знаем, что в Москве ежедневно проходит огромное количество культурных мероприятий, порой все мы стоим перед очень трудным и непростым выбором – а куда же пойти с семьей, с детьми, а вот это детям можно, а вот это нельзя, а вот это им будет интересно, а вот это неинтересно. В общем, все время в разные стороны разбегаются глаза и очень сложно сделать выбор. И «Светлый концерт» – мое мнение, может быть, оно очень субъективное, но это действительно уникальная возможность угодить всем – и детям, и людям разного поколения. Потому что концерт, во-первых, сборный, это не концерт одного артиста, это концерт большого количества артистов.
К. Мацан
– Так, кто будет участвовать?
Т. Захарова
– Будет участвовать... Вы знаете, я скажу так. Прежде, чем сказать, кто будет участвовать, я скажу о том, что этот концерт будет большой неожиданностью для тех гостей, которые придут.
К. Мацан
– Может, для нас самих.
Т. Захарова
– Потому что прозвучат новые прочтения известных, старых, может быть, даже забытых уже песен. Будут также премьеры. А самое интересное – жанры, прозвучат музыкальные произведения, и не только музыкальные, от классики до рока. Я не могу рассказывать про все секреты, есть возможность любому желающему прийти на этот концерт. Конечно, к сожалению, те наши слушатели, которые проживают в дальних уголках нашей прекрасной, горячо любимой родины, например в Хабаровске, не могут прийти на концерт. Во-первых, у нас обязательно будет запись концерта, после концерта она будет выложена на интернет-ресурсах – это, конечно, будет чуть попозже. Но в то же время жители нашей страны, которые проживают очень далеко, не могут прийти на концерт, но, например, хотят принять участие в благом деле, могут приобрести билеты и подарить их своим друзьям, которые проживают в Москве. Почему бы и нет. Это тоже...
К. Мацан
– Слушай, концерт благотворительный.
Т. Захарова
– Да, концерт благотворительный, и мы про это говорим и в эфире Радио ВЕРА, и на сайте Радио ВЕРА про это написано. Абсолютно каждый участник концерта, каждый человек, который приобретает билет, участвует в благотворительности. Потому что средства с продаж пойдут на помощь людям, которые пострадали – это жители Курской, Белгородской области, новых юго-западных территорий. И то есть в любом случае, даже если вот человек не может пойти на концерт, но хочет принять участие в благом деле, и ему есть кому подарить этот билет, это будет очень здорово, и мы благодарны, поклон от всех нас. Что касается участников концерта...
К. Мацан
– Да, ты так интригу держишь долго, мастерски.
Т. Захарова
– Я все помню. Что касается участников концерта, то будет несколько хоров. В частности, это детский хор Виктор Сергеевича Попова, хор Сретенского монастыря. Да, уже звучит грандиозно, и уже мы все, кто, может быть, когда-то бывал на концертах Сретенского хора и так далее, вообще кто любит, поклонник хорового пения, представляют себе эти громкие звуки и замирает в таком благостном состоянии. Также у нас будут замечательные группы – группа «Город 312», группа «Ключевая». У нас будут священники выступать – отец Федор Лукьянов, отец Артемий Владимиров. Будет исполнение от иеромонаха Германа. В общем, будет выступать Дмитрий Маликов, певица Зара, Дарья Виардо приезжает из Санкт-Петербурга. Все эти замечательные люди, всех их вы слышите в эфире Радио ВЕРА, а здесь появляется возможность прийти и воочию их услышать, а еще и увидеть других слушателей и почувствовать себя частью большой семьи Радио ВЕРА. Помимо прочего, у каждого гостя «Светлого концерта» будет возможность в фойе перед концертом пообщаться тоже с нашими дорогими ведущими и сотрудниками. У нас в фойе заготовлена специальная программа, в рамках которой будут проекты Радио ВЕРА – это «Вопросы Веры и Фомы», «Лаборатория Клевер», тюремное служение «Апрель», и будет общение с заместителем главного редактора Радио ВЕРА Арсением Федоровым. Соответственно, вот прямо мы делаем все возможное, чтобы слушатель Радио ВЕРА почувствовал, увидел, что это живая радиостанция, и вот мы все, все вместе, мы одна большая дружная семья. Поэтому мы очень всех ждем и рады, и считаем уже часы и верим, что с Божией помощью все получится. Потому что в этом деле главное это вот Божия помощь. Поэтому, дай Бог, мы все увидимся 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в 19.00. И, конечно, подытожу свой монолог, любой вот человек, который захочет приобрести билет, может это сделать со скидкой 10% по промокоду «Вера», если он приобретает билет на главной странице сайта https://radiovera.ru/. Так что обязательно воспользуйтесь этой возможностью и приобретите билет со скидочкой.
К. Лаврентьева
– Спасибо, Тамара, ты очень информативно все рассказала.
К. Мацан
– Вообще всегда «Светлые концерты», они такие очень наполненные эмоциями особенными. Потому что радио выходит из пределов радиостудии, из приемников к людям, и это каждый раз какое-то такое оживление, развиртуализация.
К. Лаврентьева
– И волнение большое.
К. Мацан
– Да, вот Кира очень волновалась в прошлом году, перед прошлым «Светлым концертом».
К. Лаврентьева
– Я очень волновалась, да.
К. Мацан
– Но, дай Бог, в этот раз все тоже будет радостно. Тамара, скажи, а как вообще звезды, которых вы приглашаете, мы приглашаем, как они реагируют на Радио ВЕРА, на приглашение, на участие в благотворительном концерте, как ваше общение происходит?
Т. Захарова
– Это очень длительный и трудоемкий процесс, он длится уже полгода. Понятное дело, что мы в один день не подтверждали всех. У концерта есть замечательный режиссер, он и режиссировал предыдущие два концерта, и взаимодействует очень много с артистами, я тоже взаимодействую. Надо отметить, что замечательные участники очень доброжелательно, открыто, радостно реагируют. Первая их реакция была радостная и доброжелательная на возможность принять участие в концерте, особенно когда они узнавали, что концерт благотворительный. Но зачастую для них это неудивительно, потому что все знают, что радиостанция Радио ВЕРА – это некоммерческий проект, существующий на пожертвования, и без проблем соглашались. Активно делятся информацией о концерте в своих каналах коммуникаций, в своих социальных сетях. Мы их об этом просим, и им не нужно даже многим напоминать, потому что они очень хотят, горят этим. И, кстати, вот любой слушатель так же тоже мы вот будем благодарны, если поделитесь новостью о концерте в своих социальных сетях. У нас есть Телеграм-канал Радио ВЕРА, там есть новости про концерт, социальные сети, ВК, очень много публикаций. Можно просто найти в удобном для вас, привычном канале новость о «Светлом концерте» и поделиться ей – это тоже будет вклад в доброе дело.
К. Мацан
– В эфире наш «Еженедельный журнал». В студии ведущие Радио ВЕРА, моя коллега Кира Лаврентьева, я Константин Мацан. С нами специальные гости нашего журнала. Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА, которая только что рассказала нам про «Светлый концерт», к которому мы все готовимся, ждем его, трепещем. И напоминаю, 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, с теми нашими слушателями, кто в столице окажется, очень радостно будет увидеться в Кремлевском дворце. И наша вторая гостья сегодня, тоже нами горячо любимая, Ольга Зайцева, руководитель проекта «Академия журнала «Фома». Я очень любою проект «Академия журнала «Фомы», я в нем несколько раз принимал участие, я очень люблю его смотреть. Особенно рад, что там поднимаются темы в жанре лекций, каких-то диалоговых обсуждений такие, которые ну не так уж ожидаешь увидеть в рамках, скажем так, православного медиа. Когда вы делаете материал про Кафку или Хемингуэя, для меня это прямо вот бальзам на сердце, потому что вы показываете, что ну все дороги ведут к храму, все дороги ведут так или иначе к Евангелию, если мы находимся в рамках европейской христианской культуры. Оля, тебе слово, с какой темой ты сегодня пришла в наш журнал?
О. Зайцева
– А можно я сначала маленькую ремарочку вставлю, потому что...
К. Мацан
– Да, можно немаленькую.
О. Зайцева
– Потому что я очень внимательно слушала Тамару. И у меня вообще сегодня первый опыт выступления, так скажем, на радио, и я чуть-чуть загрустила, оттого что люди не увидят, с каким огнем в глазах...
К. Лаврентьева
– Это правда.
О. Зайцева
– Было рассказано про все, что касается «Светлого концерта». Это очень здорово, мне прямо даже самой захотелось теперь. Прямо спасибо за это.
К. Мацан
– Дорогие друзья, приходите на «Светлый концерт» и увидите зажигательную Тамару Захарову воочию.
Т. Захарова
– Потому что я очень люблю Радио ВЕРА и горю тем, что мы тут все делаем, это наше общее дело, семья.
О. Зайцева
– Это чувствуется, градус повысился в студии.
К. Мацан
– Так. Ну к «Академии журнала «Фома».
О. Зайцева
– Спасибо за вопрос к «Академии», потому что «Академию» я тоже очень люблю и тоже ей очень горю. Сегодня я пришла с темой, которая мучает меня, наверное, не только эту неделю, а вообще очень давно – я пришла к вам с Достоевским.
К. Мацан
– Так.
О. Зайцева
– Потому что у нас осень ознаменовалась в проекте тем, что у нас последние материалы, они как-то изобилуют обращением к романам именно этого автора.
К. Мацан
– То есть не к Пушкину, который так любил октябрь.
О. Зайцева
– Не к Пушкину. Кстати, в прошлом году у нас был Пушкин, да, есть прекрасные несколько роликов. Даже я не знаю, с чего начать, потому что, с одной стороны, у нас очень мультиформатный проект. То есть Костя, вот вы озвучили – лекции и прочее, но я должна сказать, что мы пошли уже дальше, и мы понимаем, что нужно как-то смещать градус и быть понятнее еще, ближе к людям. И мы очень творчески подходим к осмыслению вот таких вот непростых и нелинейных тем, хотя вот финал вы тоже уже высказали – что все дороги ведут к храму, – это правда, но не всех и не всегда. Но во всяком случае мы стараемся. И вот возвращаясь к форматам, у нас сейчас такая прямо яркая палитра. И я вот сегодня расскажу про формат, который мы делаем вместе с Радио ВЕРА, и с прекрасными звукорежиссерами, которые здесь работают, они нам очень помогают, этот формат называется видео-эссе. В какой-то момент мы поняли, что на нашем сайте, на https://foma.ru/, есть множество прекрасных лонгридов, посвященных разделу культуры и вообще всем нашим прекрасным темам, и очень жалко, что читать их сложно – в том плане, что не хватает времени и все такое прочее. Мы живем вот в такой век, никто ничего не успевает. И мы поняли, что а почему мы их сами не прочитаем, не озвучим, а еще и красиво их раскрасим и превратим это в видео? То есть вот оживим текст в прямом смысле, воплотим его – и вот этот формат видео-эссе как раз в этом месяце у нас изобилует. У нас выйдет два прекрасных материала. Один для нас сделала Алла Митрофанова, прекрасный автор – вот сегодня стартует ролик про «Анну Каренину». Ну и вот я подхожу к Федору Михайловичу, потому что в конце месяца....
К. Мацан
– Со стороны Льва Николаевича.
О. Зайцева
– Да, мы готовимся...
К. Мацан
– Через Александра Сергеевича.
О. Зайцева
– У нас начался этот месяц с разговора о «Бесах», а закончится...
К. Мацан
– Хорошее начало.
О. Зайцева
– Да. А закончится вот таким вот красочным видео-эссе про «Преступление и наказание» – «Все отсылки к Библии». Не пропустите. Еще раз хочу поблагодарить Радио ВЕРА за то, что мы вот здесь вот как раз пару дней назад записывали этот текст, это было непросто.
К. Мацан
– Я считаю, это здорово: за окном осень, октябрь, пасмурная погода, у кого-то осенняя депрессия... И тут Достоевский с «Бесами» и с «Преступлением и наказанием».
О. Зайцева
– «Бесы», должна вам сказать, получились очень обнадеживающие.
К. Мацан
– Да? Так.
О. Зайцева
– Хотя я ожидала всего.
К. Лаврентьева
– Худшего.
О. Зайцева
– Но тут мы уже подходим к другому формату. И я, кстати, очень рада, что рядом со мной сейчас находится Кира, потому что Кира прекрасная ведущая и вообще, мне кажется, душа «Райсовета».
К. Лаврентьева
– Спасибо большое.
О. Зайцева
– Прекрасного подкаста на главном нашем канале журнала «Фома».
К. Мацан
– Пользуясь случаем, лучшее из того, что я видел в Ютубе за последние года – я сейчас не для красного словца это говорю, – это разговор с дочками священников, где Кира была ведущей, а Ольга Зайцева, наша сегодняшняя гостья, была одной из гостей. Это было настолько живо, интересно, непосредственно и красиво, что я прямо всем рекомендую это поискать вот в составе подкаста «Райсовет». Там есть несколько выпусков, насколько я понимаю, с дочерями священников, это, по-моему, был первый. Там было две участницы со одинаковыми фамилиями – Оля Зайцева и Людмила Зайцева. Поищите и получите удовольствие.
К. Лаврентьева
– Спасибо, Кость, так нас ругают за балаган там.
К. Мацан
– Так это то, за что нужно хвалить.
О. Зайцева
– Потому что там, мне кажется, уже на пятой минуте разговора забылось, что камеры стоят, что-то еще, просто какая-то волна пошла и все.
К. Лаврентьева
– Ну да, в принципе, это формат подкастов. Если люди там не будут расслаблены, не будут говорить то, что им хочется, иногда это получается одновременно, то не будет той атмосферы, которая должна быть обязательно при съемке подкастов.
О. Зайцева
– Вот тут я, Кира, наверное, взяла, я не знаю, что – ветвь от тебя, да, взяла ветвь от тебя...
К. Лаврентьева
– Пальмовую.
О. Зайцева
– Да, пальмовую. Потому что я поняла и ощутила, насколько трудно эту атмосферу создавать, поддерживать, эту волну разводить. Потому что вот Кира ведет «Райсовет», и Костя ведет «Райсовет», а у нас в «Академии» – «Худсовет», прекрасный тоже подкаст.
К. Лаврентьева
– Который ведешь ты.
О. Зайцева
– Который веду я, да.
К. Лаврентьева
– Вот такие мы друзья тут собрались.
К. Мацан
– Все советчики такие – «Райсовет», «Худсовет», диссовет...
О. Зайцева
– Я очень радуюсь тому, что советы даем все-таки не мы в этих подкастах, и это очень здорово.
К. Мацан
– А там вообще не дают советы.
К. Лаврентьева
– Да, это правда.
К. Мацан
– Оля, а вот для тебя из большого количества материала сделанного, спродюсированного, отсмотренного, что лично тебя больше всего ударило в сердце? В рамках «Академии «Фомы».
О. Зайцева
– Какой вопрос интересный.
К. Мацан
– Спасибо.
К. Лаврентьева
– А Костя такие любит.
О. Зайцева
– Вот я могу сказать точно, что у меня не было таких проходящих материалов, потому что все, что мы придумываем, оно из раза в раз бьет в сердце. Но по последним следам я все-таки выделю вот этот материал, который скоро у нас выйдет, про «Преступление и наказание» – «Все отсылки к Библии». Потому что меня, честно, поразила главная мысль, которую автор нам подарил и которой мы поделимся. Вообще мысль этого текста состоит в том, что в «Преступлении и наказании» очень много есть упоминаний и фраз евангельских. Даже не каких-то известных всем примеров, а если проанализировать речь героев, то есть они иногда даже очень косвенные. И это все делается в таких вот антуражах, вот этих вот, не знаю, например, там Мармеладов да, в трактире – и он, оказывается, раскладывает Страшный суд. И в этой вот такой все равно полупьяной речи, вот в этой просторечной, неприятной отчасти, с одной стороны, да. И с другой стороны – это то, что все эти люди, они являются еще и образами евангельскими. Вот у нас есть блудница – это Соня, и есть преступник...
К. Мацан
– Разбойник покаявшийся.
О. Зайцева
– Разбойник покаявшийся, да. Ну это вопрос тоже открытый для многих. Хотя мне очень хочется верить, что это уже другая история, но все-таки. И вот главная мысль, она состоит в том, что есть священная библейская история, которая спускается вниз, вот к этим обычным людям, но при этом вот эти обычные, заурядные, непривлекательные совершенно персонажи, они тоже герои этой священной истории.
К. Мацан
– Слушай, а мы вот начали с того, что эта тема, мне кажется, магистральная и для «Академии «Фомы», и вообще для любого разговора о культуре – что все дороги ведут к храму. Если мы в рамках христианской культуры находимся, то мы через любого автора так или иначе можем, при определенном угле зрения, рассмотреть, почему он тоже уходит корнями к Евангелию. Даже если он с ним спорит, он его пытается дезавуировать, если пытается быть каким-то анртихристианином, все равно, по поводу чего он мыслит, это будет все равно история, которой две тысячи лет. Но вот для вас, как для редакции, есть какой-то, не знаю, ценз? Вот через Кафку можно к разговору о вере подойти, через Хемингуэя тоже, а вот через там вот это – ну это уже все, это уже будет притянуто за уши или это уже будет слишком.
О. Зайцева
– Очень хорошая фраза про притянуто за уши. Потому что то, что действительно притянуто – да, Кира очень трогательно провела по наушникам, – все что притянуто за уши, это не наш путь. Да, это правда. Потому что, мне кажется, для нас очень важен и такой магистральный принцип – это не выдумывать. Хотя иногда очень хочется, честно скажу. Мы, кстати, на этом немножко споткнулись. У нас тоже был один из таких, мне кажется, очень удачных разговоров не так давно – опять же вернусь к «Худсовету», это подкаст более разговорный, более такой, как сказать, более простой в восприятии жанр, и мы обсуждали «Маленького принца». И у нас еще особенность этого подкаста в том, что мы какую-то часть снимаем в Санкт-Петербурге, в столице культурной. Так вот у нас получилось, что очень много героев нашей «Академии» – это, во-первых, преподаватели из ППГУ и, конечно, это Академия на Неве, наши очень большие друзья, которые нам там помогают.
К. Мацан
– Санкт-Петербургской духовной академии, да?
О. Зайцева
– Да. И вот мы записывали подкаст про «Маленького принца», и вот это была та история, когда я с одним из гостей внутренне была несогласна. Хотя он говорил очень красивую теорию восприятия этой книги, но это личный взгляд, и он имеет место быть. И, наверное, вот в «Худсовете» мы, может быть, и можем себе это позволить, потому что там люди действительно делятся своим живым открытием – то, что он увидел. Мы там не обязаны говорить какую-то букву закона, тут именно живое переживание. Хотя для меня Экзюпери очень больная фигура. Я особые отношения имела и с «Маленьким принцем», но для меня большим ударом даже была не эта книга, а «Цитадель». Я ее не так давно читаю, я ее еще не дочитала. Но ее просто невозможно читать быстро или как-то по-другому, потому что она настолько интенсивная. И я не понимаю, как такое мог написать, как мне кажется, все-таки экзистенциалист, филолог, да, то есть человек, для которого живой Бог отсутствует, как мне кажется. И написать такое. Это вопрос.
К. Мацан
– Ну что же, это наш «Еженедельный журнал». Мы после небольшой паузы вернемся к нашему разговору. А вы, дорогие друзья, не переключайтесь.
К. Мацан
– В эфире наш «Еженедельный журнал». В студии ведущие Радио ВЕРА – моя коллега Кира Лаврентьева, я Константин Мацан. С нами сегодня гости этого журнала – Ольга Зайцева, руководитель проекта «Академия журнала «Фома», и Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА. И я напоминаю тем, кто, может быть, не сначала наш журнал слушает, что появление Тамары Захаровой здесь всецело неслучайно, потому что Тамара на своих плечах буквально выносит подготовку к вот-вот уже почти наступившему «Светлому концерту», который состоится 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в ни много ни мало Кремлевском дворце. Я тут недавно называл его Кремлевский дворец съездов – мне сказали, что так уже нельзя говорить.
Т. Захарова
– Ты не единственный.
К. Мацан
– Он уже не такой. И я понял, что я помню еще те времена, когда я мальчиком ходил на «Лебединое озеро» в Кремлевский дворец съездов и впервые в жизни попробовал там в буфете жульен – и это была любовь навсегда. И к балету, и к жульену, и к Чайковскому.
Т. Захарова
– Я тебя чуть-чуть поправлю. Конечно, про плечи было классно, мощно сказано, но я, как и мы все, звенья большого механизма.
К. Мацан
– Еще скромная к тому же Тамара какая, смиренная.
Т. Захарова
– Смиренная, скромная – не знаю, да, возможно...
К. Мацан
– Трезвомыслящая о себе еще.
Т. Захарова
– Но это, я повторюсь, общее дело, и каждый человек важен, и его функция незаменимая. Тем более, что уже осталось совсем чуть-чуть, и мы все в одной лодке, в одной обойме. Кира дорогая и Константин дорогой, наши любимые ведущие, которые также будут вести концерт 14 октября.
К. Мацан
– Да.
Т. Захарова
– Уже не в первый раз.
К. Мацан
– А целый второй.
О. Зайцева
– А получается, мы немножечко сейчас уже на концерте, да?
Т. Захарова
– Знаете, такое чувство, что да. У меня и уже во сне, и наяву. То есть я сегодня перед записью рассказывала – в четыре утра просыпаешься, у тебя что-то вспомнилось, ты начинаешь это фиксировать, и вот мысли гоняешь туда-сюда. И, конечно, ну вот это чувство ожидания, предвкушения, волнения, оно есть у всех, особенно у наших ведущих.
К. Мацан
– Приятное волнение – это волнение, которое мобилизует тебя на большое хорошее дело, как перед любой правильной, хорошей ответственной работой ты волнуешься, чтобы выполнить ее хорошо.
Т. Захарова
– Мы стараемся и, кстати, будем очень благодарны нашим слушателям, которые придут на концерт, потом поделиться своими отзывами, нам их тоже всегда очень не хватает – в Телеграме, ВКонтакте, где угодно. Вот мы потом, попозже поделимся записью концерта и вообще будем благодарны за эту обратную связь, она очень нужна и важна. Это возможность опять как-то побыть вместе.
К. Мацан
– Я сейчас как модератор нашего журнала должен изящно перевести тему со «Светлого концерта» к Кире, поэтому скажу так: Кира, с какой темой ты сегодня пришла к нам в журнал?
К. Лаврентьева
– Ой, дорогие наши слушатели, вы знаете, я старательно пыталась обойти тему малых городов, потому что уже третий журнал мы говорим про разные города...
К. Мацан
– Их много.
К. Лаврентьева
– Да, и о том, как важно в них приезжать, и по ним путешествовать, и в них бывать, и паломничать. Ну не могу я, честно говоря, обойти эту тему. Потому что мы же тут говорим о том, что нас волнует и о том, что нас зацепило и, в общем, мы тут все стараемся искренне походить к вопросу. Поэтому, дорогие друзья, я вам расскажу, что не так давно, буквально сегодня ночью, я приехала из города Мурома, который мы горячо любим, потому что родственники мужа, его папа, они родом оттуда, и в любой непонятной ситуации мы едем в Муром. Да, действительно это город невероятнейший. И я стала думать, знаете, почему у него такая потрясающая энергия, такой потрясающий дух. Мало того, что там дух старого русского города, старой Руси очень жив и ярок. И это не дух палеонтологического музея, когда весь город артефакт – ну и хорошо, и вот мы приедем и посмотрим старые домики, мы умилимся старым музеям. Нет. Там очень живая атмосфера старого города, там живая Русь, и я понимаю, что такие вещи, они не бывают просто так. И явно тут что-то, в общем-то, наверное, какая-то удивительная история. И понятно, что история города Мурома, она вообще, в принципе, уходит в IX век – это когда первое было упоминание в «Повести временных лет», это был 862 год, если я не ошибаюсь, когда Муром еще был, в общем-то, зарождался у истоков реки Оки. И это было очень интересно, и гордый муромский народ не сразу отказался от язычества. И вот о чем я и хотела рассказать. Все знают Петра и Февронию, память которых была и 8 июля, и 15 сентября, не так давно, кстати говоря. Все почитают Петра и Февронию, ездят паломничать, молиться о женихах, о невестах, о детях, и действительно Петр и Феврония великие чудотворцы. У меня не так давно знакомый вдруг резко почувствовал, что ему надо туда ехать, резко. Поехал на следующий день и через неделю познакомился со своей женой. Буквально через неделю, а до этого несколько лет не мог себе найти женщину, хорошую жену. И, в общем, представляете, вот такое чудо. Я не гарантирую, что так будет обязательно с каждым, но мы знаем...
Т. Захарова
– Кира умеет замотивировать.
К. Лаврентьева
– Да, мы знаем, что если сердце Богу открыто, то, конечно, Господь не оставит без ответа человека. И даже отсутствие ответа, это тоже порой ответ на самом деле в какой-то момент нашей жизни. Это не закрытая дверь, это просто некое такое ожидание какое-то такое, режим ожидания. Ну так вот, Петра и Февронию мы знаем все. Но вы не представляете, друзья, как Муром стал православным. Точнее, наверное, многие из вас представляют, но вот я не представляла, я вам честно скажу. И простите мне такую неосведомленность. Князь Константин – это потомок князя Владимира в Киеве, он горячо захотел поехать в Муром. История умалчивает, почему, почему именно этот город захотел крестить. Но он поехал в Муром и по пути, значит, взял своих сыновей, Федора и Михаила. И младшего сына Михаила, который был мальчиком, он отправил на переговоры к гордому муромскому народу. На переговоры какие – он предложил им принять христианство, отказаться от язычества и принять христианство. И понадеялся, что, наверное, мальчика, в общем. они не тронут. Но, к сожалению, уже на подходе муромские жители стрелой убили этого ребенка и, в общем, даже не стали разговаривать с князем Константином. Он не стал обижаться, не стал, как по тем обычаям вообще это было принято, объявлять какую-то ужасную войну. Он простил муромских жителей за убийство своего сына – внимание, дорогие друзья! – то есть для меня это на самом деле такая феноменальная, очень христианская история, знакомый новозаветный сюжет – он простил убийц сына. Похоронил его, оплакал, очень тяжело это переживал, на месте убийства построил Благовещенский собор. А к городу подвел дружину. И как только муромские жители увидели уже дружину, они открыли, в общем, ворота и пустили князя Константина в город. И он время от времени проводил с ним беседы. Вы можете себе представить? Люди убили его сына, а он время от времени проводил с ними беседы о христианской вере. И в какой-то момент, в общем, муромский народ сдался, и действительно вот они горячо поверили ему, увидели его горячее христианское сердце и попросили их крестить. И он крестил их в водах Оки, как когда-то крестил христиан князь Владимир в Киеве. И это было очень массовое такое событие, большое, для Мурома. И с тех пор Муром стал христианским городом, который стал развиваться, который стал восточным форпостом Руси, торговым центром, крупнейшим политическим центром. И вы знаете, дорогие друзья, сколько ему – больше тысячи лет, это маленький городок, но ему больше тысячи лет. И каждый раз, когда я туда приезжаю, я поражаюсь, насколько обновляет он душу человеческую. То есть ты не просто приезжаешь и, в общем, гуляешь по старому городу и такой потом уезжаешь, а ты обновляешься. То есть знаете, это как в Иерусалиме – город великого царя, ты приезжаешь туда и понимаешь, что это не артефакт, это живой дышащий город, который живет в ожидании второго пришествия Христа. И вот некоторые города, которые куплены дорогой ценой, в том числе у нас на Руси, в том числе Соловки, которые улиты кровью Соловецкого лагеря особого назначения, мучеников этого лагеря, тот же Муром, который был крещен отчасти потому, что креститель этого города пожертвовал своим сыном. Пожертвовал, простил убийц, крестил их, полюбил как своих рдяных детей – ну то есть это само по себе чудо. И когда Иван Грозный шел на Казань, они остановились в Муроме на две недели, стали раскапывать места захоронений князей, увидели, что их мощи нетленны. Нетленны, друзья, и этим мощам можно поклониться и сегодня. Это великие чудотворцы. И вообще я призываю не только путешествовать по малым городам, но я еще призываю почитать давно забытых святых. Потому что это очень важно. У меня подруга, например, она регулярно, каждую неделю ездит в Даниловский монастырь и говорит, что князь Даниил Московский, он, в принципе, недооценен. Все говорят про Даниила Московского, все его ценят, все понимают его исторический вклад в развитие нашей страны, в развитие Руси, в развитие духовности. Но мало кто к нему обращается лично. Она говорит, что Даниил Московский лично для нее великий чудотворец, потому что он невероятно слышит. И вот старые, вот такие вот древние, может быть, местами забытые святые, они слышат нас. Давайте к ним обращаться, особенно в наше непростое время. Так что, дорогие друзья, после того как вы сходите на концерт Радио ВЕРА 14 октября в 19.00, который состоится в Кремлевском дворце и проводится в честь 10-летия вещания Радио ВЕРА в эфире, обязательно садитесь на машины, на поезд, на автобусы и вперед, по малым городам. В том числе и, пожалуйста, приезжайте в город Муром. Мы много лет были там на Рождество, в Спасо-Преображенском монастыре мы ходили на утреннюю службу. Не на ночную, а на утреннюю, потому что дети были маленькие. И вы не представляете, монахи, они устраивают настоящий вертеп, привозят настоящего барашка, украшают там все огоньками каким-то невероятными – то есть ты попадешь в дворе монастыря в настоящий вертеп. Там сидит барашек, там толпятся дети. И все это совершенно невероятно и пронизывает до глубины души. Поэтому, пожалуйста, дорогие друзья, перезагружайтесь, паломничайте, молитесь, молитесь старым святым, бывайте в старых городах. Вот я знаю, что Тамарочка моя любимая, дорогая, она очень любит бывать в городах нашей страны малых. Недавно она была в Угличе, о чем мы все знаем из ее Телеграм-канала, все любовались фотографиями и радовались за Тамару.
Т. Захарова
– Да, вы знаете, после того как мои дети чуть-чуть подросли, и пока они были маленькие, я вообще не было ни одного выходного дня, чтобы мы не посетили театр, музей или куда-то не поехали. И друзья говорили все время: а есть ли то место, Тамара, в Москве, которые твои дети еще не посетили?
К. Лаврентьева
– Класс.
Т. Захарова
– В общем, эти времена немножко прошли, потому что уже университет и последние там классы школы. И сейчас можно время посвятить себе. И я очень много езжу. Вот у меня там в прошлом только году было больше двадцати поездок, в этом году уже около одиннадцати. Да, я вот прошлые выходные провела в Угличе, в Калязине. На следующей неделе, даст Бог, после концерта собираюсь улететь в Минеральные Воды, посетить в Нижнем Архызе там православные святыни. По легенде, именно в этих местах не обретенные мощи Тамары Грузинской, моей покровительницы, где-то находятся, по одной из легенд. И мне очень хочется, душа туда зовет. И вообще наша необъятная такая страна красивая, это вообще уникальная возможность созидать и увидеть что-то новое, и вложиться, сделать вклад в развитие своей души.
К. Мацан
– В эфире наш «Еженедельный журнал». В студии ведущие Радио ВЕРА – Кира Лаврентьева, я Константин Мацан. Наши специальные гости – Ольга Зайцева, руководитель проекта «Академия журнала «Фома», и Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА. Когда, Кира, ты рассказывала про Муром, про Петра и Февронию Муромских, которые сразу как-то вот ассоциативно возникают, когда мы говорим про Муром, в голове, я всегда вспоминаю, мне очень понравилась мысль, кем-то высказанная как-то в очередной День семьи любви и верности, который совпадает, как известно, с днем памяти Петра и Февронии, что вот как интересно, посмотрите, в 40-х годах XVI века Ермолай-Еразм, русский писатель, пишет «Повесть о Петре и Февронии Муромских», повесть, связанная с их житием, и это становится таким очень важным чисто литературным памятником Руси в том числе. Ее можно по-разному прочитывать – как повесть уже по тем временам гуманистическую, социальную: вот из нижних слоев крестьянка, которая противостоит силой любви давлению общества, знати. Потому что такая реконструкция тоже возможна, помимо такой патериковой, о которой мы говорим. Но это 1540-е годы примерно – выход этот текста. А в 1590-х выходит еще один текст – тоже о любви двух людей, двух подростков – это «Ромео и Джульетта» Шекспира. Тоже, казалось бы, тема такая гуманистическая, тема о всепобеждающей любви, которая борется с обстоятельствами, но каков контекст, какова разница между двумя этими историями любви. И как вот на этом фоне, помня, чем закончилась история любви «Ромео и Джульетты», новыми красками играет история любви Петра и Февронии, пронизанная светом православия. Я вот всегда об этом думаю, когда заходит разговор о Муроме и о его святых. Ну и продолжая тему литературно-агиографическую, скажем так, я не могу пройти мимо того, что на этой неделе, а конкретно сегодня, день обретения мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой. И вот о Елизавете Федоровне вообще никогда нельзя говорить слишком много. Всего чего ни скажешь, будет как будто мало и недостаточно. Я не знаю, я не встречал еще пока в своем круге православных знакомых людей, у которых была бы дочка Елизавета, и которые бы не сказали, что мы ее назвали в честь Елизаветы Федоровны. Удивительная судьба – немецкая принцесса, ставшая православной. И когда ее немецкие протестантские родственники как-то в чем-то, может быть, не понимали такого ее перехода православия и говорили: тебя пленила просто внешняя красота богослужения, она писали отцу в письме: нет, ты не понимаешь, а именно внутренняя суть православия, его красота духовная не оставила мне как бы выбора, я в него перешла. При этом тоже я вот так иногда думаю: ее сестра, Александра Федоровна, тоже безусловно, православно верующая, святая, прославленная Церковью, ни в коем случае не ставя под сомнение ее святость и ее жизнь, мы понимаем, что императрица не могла не принять православия в условиях Российской империи – это ни в коем случае не ставит под вопрос и не обесценивает чистоту ее веры. Но опять же на контрасте, насколько я могу судить, Елизавете Федоровне не было необходимым принимать православия. Она, как супруга великого князя, могла, в принципе, оставаться в своей вере. Поэтому ее выбор по-настоящему был выбором сердца. И мы помним, в Москве есть святыня, связанная с ее именем – Марфо-Мариинская обитель, в которую достаточно прийти, и просто дух Елизаветы Федоровны там, мне кажется, присутствует и всем управляет. И заходишь в собор с росписями Нестерова – это совершенно особенная красота. И я всегда вспоминаю в этот момент Бунина. Бунина и его «Чистый понедельник». Вот неслучайно, что образ на тот момент будущей святой, если следовать хронологии рассказа, появляется в самом таком духовно наполненном рассказе из цикла «Темная аллеи». В «Темных аллеях», в этом сборнике, внутри которого существует рассказ «Чистый понедельник», много рассказов о любви, о страданиях, о человеческих отношениях и судьбах. Но мне кажется, для меня вершила этого сборника – это именно «Чистый понедельник». История про женщину, которая предпочла всему на свете некий свой порыв к духовной чистоте. И вот заканчивается рассказ, как бы как некий такой вот его финал – а финал это важно, это некий акцент всегда, когда герой рассказа, после того как они уже с его возлюбленной расстались, потому что она пошла послушницей в монастырь, собственно, в Марфо-Мариинскую обитель. И как герой рассказа пишет, что я этого выбора не понимал и как бы в знак такого внутреннего протеста, от одиночества, опускался все ниже и ниже, шлялся по самым грязным кабакам. И вот в конце рассказа он приходит к вратам Марфо-Мариинской обители, его не пускает сторож, потому что внутри в этот момент великая княгиня, Елизавета Федоровна. Герой рассказа сует сторожу какой-то там рубль или два, сторож его пропускает. И вот описание то, которое дает Бунин процессии, крестному ходу, в котором шествует великая княгиня Елизавета Федоровна, это для меня какое-то самое точное и вместе с тем лаконичное описание вот ее внешнего облика и то, как внутренняя духовная красота просвечивает в зримом. Вот я просто не могу себе отказать в удовольствии и не процитировать рассказ «Чистый понедельник». «Я сунул ему рубль, – (ему – то есть сторожу) говорит герой рассказа, – он сокрушенно вздохнул и пропустил». Все-таки Бунин мастер. Вот в этих трех словах: «сокрушенно вздохнул и пропустил»
К. Лаврентьева
– Все.
К. Мацан
– Видно, как сторож, как он привык это делать, как он как бы для правильности сначала не пускает. Как он знает, что ему дадут этот рубль. И как при этом нельзя не выразить, что нет, я вообще-то по снисхождению к вам вас пропускаю. Вот «он сокрушенно вздохнул и пропустил». «Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами...» Вот это просто какой-то космос. Вот как вот так можно сформулировать? «Истово идущая, медленно, с опущенными глазами». Как можно истово, но вот...
К. Лаврентьева
– Но медленно.
К. Мацан
– Но медленно идти, в молитве, с опущенными глазами. Сколько в этом слове правды. «С большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, – уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих посередине (мы понимаем, что это бывшая возлюбленная главного героя) вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня... Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот». Ну это какие-то вершины стиля, вершины русской литературы XX века. Причем Бунин пишет это в 44-м году, а в 44-м году он бедствует, скрываясь от немецких властей и французских властей коллаборантов на маленьком хуторе во Франции, в Грассе. У него давно уже закончились деньги, которые ему присудили как Нобелевскую премию, он их потратил там на себя, раздал что-то другим людям. И вот в этой ситуации, в общем-то, лишения, когда семья, мягко говоря, не роскошествует, когда есть проблемы с отоплением и водой в этой вилле небольшой, где Бунины живут, вот он вспоминает те годы, когда события рассказа происходят. И в 44-м году пишет в том числе этот рассказ. А потом, в 46-м году, в Америке выходит книга «Темные аллеи» сама по себе, и это становится таким событием. Ну вот удивительное описание Елизаветы Федоровны. Говорят, что она была настолько красива в жизни, что ее не могли написать живописцы – то есть любой портрет оказывался хуже оригинала. Это, в принципе, понятно, ни один портрет не соответствует живому человеку, но вот красота, явственно ощущаемая в действительности, пропадала на холсте. Я как бы давно этот факт в какой-то книге встретил, пока наконец-то по-настоящему его не продумал. Действительно вот есть красота духовная, которую, как ни старайся на холсте запечатлеть, она не передается. Потому что это красота, как мне кажется, которая переживается как присутствие рядом с человеком. Вот мы знаем это, мне кажется, как чувство святости. Когда вот не обязательно святой, канонизированной Церковью, а просто человек святой жизни – он может быть в сане, он может быть не в сане, но вот есть такой тип людей, с которыми просто рядом хорошо. Вот они могут ничего не говорить, никак тебя не поучать, вы можете какой-то вести смол-ток, но вам просто рядом хорошо, потому что от них напитываешься светом. А это и есть святые.
К. Лаврентьева
– Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
Эти стихи Константин, великий князь Константин Романов посвятил Елизавете Федоровне. Я их выучила в 13 лет, и мне они очень грели душу.
О. Зайцева
– Вот вы говорили про дух Елизаветы Федоровны, а буквально в этом месяце я встретила потрясающую деталь, которая вообще перевернула еще больше мое отношение к этой фигуре. Мы были в Екатеринбурге в командировке, и были в Храме на Крови. И настоятель этого храма рассказал нам такую деталь, что есть документ, где инокиня Варвара, которая, собственно, сопровождала Елизавету Федоровну, пишет, что она едет за свой счет за ней – то есть она фактически заплатила за свою смерть.
К. Лаврентьева
– Это вообще, она могла и не ехать.
О. Зайцева
– Вы представьте себе, какой это был человек рядом с ней.
Т. Захарова
– Слуги не отказались, не предали семью. А до Алапаевска доехали?
О. Зайцева
– Нет, не доехали, потому что очень плотная была командировка.
Т. Захарова
– Я хотела сказать, что очень красиво, там есть Напольная школа и монастырь Свято-Елизаветинский, где игумения матушка Смарагда, я уже три раза там была в прошлом году. И там как раз, мне кажется, единственный вот портрет Елизаветы Федоровны в музее, на территории, он делит территорию с монастырем, просто невероятный образ, невероятная картина, которая, мне кажется, передает красоту. Не знаю уж, кто автор.
К. Мацан
– Я был в Алапаевске, стоял рядом вот с тем местом, где раньше был ров, шахта, куда скинули Алапаевских мучеников. Есть известный факт, который при этом не перестает меня каждый раз как-то трогать за сердце, когда об этом вспоминаю, что в этом рве был выступ, и тех, кого туда сбросили, кто-то упал вниз, кто-то на этот выступ, кто-то с выступа упал потом еще ниже. И когда уже бездыханные тела уже оттуда вынимали, когда их обнаружили, то обнаружилось, что кто-то из Алапаевских мучеников, жертвы, их раны были перевязаны кусками облачения преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Она до последнего помогала тем, кто был рядом с ней, и отдавала себя вот ценой жизни тому, кому служила. А служила она Богу и ближним. Ну и сегодня день обретения мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой, и с чем вас поздравляем, дорогие слушатели. Спасибо огромное, дорогие друзья, за наш сегодняшний разговор. С нами, ведущими Радио ВЕРА, были наши специальные гости – Ольга Зайцева, руководитель проекта «Академия журнала «Фома», и Тамара Захарова, директор по развитию Радио ВЕРА. Я напомню, что 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, «Светлый концерт» – большой, сборный благотворительный концерт на сцене Государственного Кремлевского дворца, куда мы все вас приглашаем, ждем, надеемся на очную встречу – не онлайн, а офлайн, вживе, глаза в глаза, – 14 октября. В студии были ведущие Радио ВЕРА, Кира Лаврентьева, я Константин Мацан. Это был наш «Еженедельный журнал». Ровно через неделю, в пятницу, в шесть вечера снова встретимся на волнах Радио ВЕРА.
К. Лаврентьева
– Всего хорошего.
Т. Захарова
– До свидания.
О. Зайцева
– До свидания.
Все выпуски программы Журнал
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.