
До моего воцерковления я жила, как простой обыватель с мыслью, что причины многих моих неустройств в том, что «родилась я не там и не в то время».
Училась я в советской школе, поступила в институт во время перестройки, когда страну лихорадило. Потом менялась власть, страну охватили потрясения. Многие помнят, каким сложным было время. Мне как студентке приходилось очень тяжело: и одеться нужно, и прокормить себя. Родителям в то время тоже было непросто. Вот, думала, обманули нас, советских людей, — на западе хорошо, а у нас —— то одно не так, то другое. И решила я со своей бабушкой на эту тему поговорить.
Бабушка моя особенная была. Родилась она до революции, пережила гражданскую войну, Великую Отечественную. Похоронила мужа, двоих детей, и чтобы боль унять, уехала из любимой деревни на Волге в промышленный город. Там устроилась на машиностроительный завод, работала бригадиром, вышла замуж за дедушку, родила ещё детей.
Жили они тогда очень тяжело —— в бараке, удобства на улице. И опять бабушка похоронила двоих детей...
И вот пришла я к бабушке со своей кручиной. Спрашиваю, когда ей жить было хорошо — тогда или сейчас? Ответ бабушки я запомнила на всю жизнь. Посмотрела она на меня своими огромными, полными боли глазами, и сказала:
«Всегда было хорошо, Танечка, и тогда хорошо, и сейчас хорошо...»
Слова бабушки потрясли меня до глубины души —— ни капли осуждения, ни слова о тяжелом времени, о голоде, о работе на военном заводе... Я-то приготовилась слушать про то, как зерно они с мамой прятали в поле, чтобы от голода не умереть, когда Советская власть последние крохи у крестьян отбирала, про то, как в сорок первом похоронку получила, как детей хоронила, как осталась она молодая и одинокая... и многое другое, что я когда-то понемногу слышала.
Да и период перестройки был очень непростым. Мизерной пенсии едва хватало, чтобы свести концы с концами. Но бабушка никогда не роптала, все принимала как Волю Бога. Именно тогда я впервые задумалась, что мы не в силах изменить этот мир. Мы можем только меняться сами. «Сердце смиренно Бог не уничижит» —— это ли не то, к чему мы должны стремиться всю жизнь?
Бабушка умерла в мирном духе, причастившись святых Христовых Таин, на руках у своих двух дочерей. Урок смирения я усвоила на всю свою жизнь — как Бог дал, так и живи. Любые испытания посылаются нам во спасение, и вся наша жизнь —— экзамен перед вечностью.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
«Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
В этом выпуске курьезные, забавные, но неизменно светлые истории, связанные с началом воцерковления и первыми шагами в Церкви, рассказывали ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории
- «Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
- «Светлые истории: пасхальные»
- «Бог помогает нести крест»
При поддержке VK
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.