До моего воцерковления я жила, как простой обыватель с мыслью, что причины многих моих неустройств в том, что «родилась я не там и не в то время».
Училась я в советской школе, поступила в институт во время перестройки, когда страну лихорадило. Потом менялась власть, страну охватили потрясения. Многие помнят, каким сложным было время. Мне как студентке приходилось очень тяжело: и одеться нужно, и прокормить себя. Родителям в то время тоже было непросто. Вот, думала, обманули нас, советских людей, — на западе хорошо, а у нас —— то одно не так, то другое. И решила я со своей бабушкой на эту тему поговорить.
Бабушка моя особенная была. Родилась она до революции, пережила гражданскую войну, Великую Отечественную. Похоронила мужа, двоих детей, и чтобы боль унять, уехала из любимой деревни на Волге в промышленный город. Там устроилась на машиностроительный завод, работала бригадиром, вышла замуж за дедушку, родила ещё детей.
Жили они тогда очень тяжело —— в бараке, удобства на улице. И опять бабушка похоронила двоих детей...
И вот пришла я к бабушке со своей кручиной. Спрашиваю, когда ей жить было хорошо — тогда или сейчас? Ответ бабушки я запомнила на всю жизнь. Посмотрела она на меня своими огромными, полными боли глазами, и сказала:
«Всегда было хорошо, Танечка, и тогда хорошо, и сейчас хорошо...»
Слова бабушки потрясли меня до глубины души —— ни капли осуждения, ни слова о тяжелом времени, о голоде, о работе на военном заводе... Я-то приготовилась слушать про то, как зерно они с мамой прятали в поле, чтобы от голода не умереть, когда Советская власть последние крохи у крестьян отбирала, про то, как в сорок первом похоронку получила, как детей хоронила, как осталась она молодая и одинокая... и многое другое, что я когда-то понемногу слышала.
Да и период перестройки был очень непростым. Мизерной пенсии едва хватало, чтобы свести концы с концами. Но бабушка никогда не роптала, все принимала как Волю Бога. Именно тогда я впервые задумалась, что мы не в силах изменить этот мир. Мы можем только меняться сами. «Сердце смиренно Бог не уничижит» —— это ли не то, к чему мы должны стремиться всю жизнь?
Бабушка умерла в мирном духе, причастившись святых Христовых Таин, на руках у своих двух дочерей. Урок смирения я усвоила на всю свою жизнь — как Бог дал, так и живи. Любые испытания посылаются нам во спасение, и вся наша жизнь —— экзамен перед вечностью.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема







