
До моего воцерковления я жила, как простой обыватель с мыслью, что причины многих моих неустройств в том, что «родилась я не там и не в то время».
Училась я в советской школе, поступила в институт во время перестройки, когда страну лихорадило. Потом менялась власть, страну охватили потрясения. Многие помнят, каким сложным было время. Мне как студентке приходилось очень тяжело: и одеться нужно, и прокормить себя. Родителям в то время тоже было непросто. Вот, думала, обманули нас, советских людей, — на западе хорошо, а у нас —— то одно не так, то другое. И решила я со своей бабушкой на эту тему поговорить.
Бабушка моя особенная была. Родилась она до революции, пережила гражданскую войну, Великую Отечественную. Похоронила мужа, двоих детей, и чтобы боль унять, уехала из любимой деревни на Волге в промышленный город. Там устроилась на машиностроительный завод, работала бригадиром, вышла замуж за дедушку, родила ещё детей.
Жили они тогда очень тяжело —— в бараке, удобства на улице. И опять бабушка похоронила двоих детей...
И вот пришла я к бабушке со своей кручиной. Спрашиваю, когда ей жить было хорошо — тогда или сейчас? Ответ бабушки я запомнила на всю жизнь. Посмотрела она на меня своими огромными, полными боли глазами, и сказала:
«Всегда было хорошо, Танечка, и тогда хорошо, и сейчас хорошо...»
Слова бабушки потрясли меня до глубины души —— ни капли осуждения, ни слова о тяжелом времени, о голоде, о работе на военном заводе... Я-то приготовилась слушать про то, как зерно они с мамой прятали в поле, чтобы от голода не умереть, когда Советская власть последние крохи у крестьян отбирала, про то, как в сорок первом похоронку получила, как детей хоронила, как осталась она молодая и одинокая... и многое другое, что я когда-то понемногу слышала.
Да и период перестройки был очень непростым. Мизерной пенсии едва хватало, чтобы свести концы с концами. Но бабушка никогда не роптала, все принимала как Волю Бога. Именно тогда я впервые задумалась, что мы не в силах изменить этот мир. Мы можем только меняться сами. «Сердце смиренно Бог не уничижит» —— это ли не то, к чему мы должны стремиться всю жизнь?
Бабушка умерла в мирном духе, причастившись святых Христовых Таин, на руках у своих двух дочерей. Урок смирения я усвоила на всю свою жизнь — как Бог дал, так и живи. Любые испытания посылаются нам во спасение, и вся наша жизнь —— экзамен перед вечностью.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
«Господь не оставляет верящих Ему»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек принимал решение, руководствуясь заповедями, казалось бы, вопреки мирскому здравому смыслу, и Господь всё управлял во благо для всех, поделились ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова и наш гость — клирик храма Всех Святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Ведущие: Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 37. Богослужебные чтения

Призывая миловать и прощать людей, христианство в то же время не менее сильно призывает нас бороться со грехом. Не только потому, что грех разрушает наше собственное бытие. Грех способен отравить и жизни окружающих. А затем довести положение дел до катастрофического состояния. Как произошло однажды в жизни царя и пророка Давида, о чём он сам пишет в псалме 37-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 37.
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
Псалом 37-й имеет яркое покаянное содержание. Он был написан царем и пророком Давидом в крайне непростых обстоятельствах. Против Давида выступил его сын Авессалом. Но бунт этот возник не на пустом месте. К восстанию Авессалома привёл грех, с которым Давид, по сути, отказался бороться. Речь идет о преступлении, совершённом другим сыном царя — Амноном. Тот воспылал страстью к родной сестре Фамари и надругался над ней. А затем отказался жениться.
Давид должен был или казнить Амнона, или изгнать его. Но царь посчитал, что лучше всё случившееся предать молчанию. По большому счёту — замять. Но Авессалом полагал иначе. Он решил отомстить за сестру. Сначала царевич убил брата, а затем, подстрекаемый вельможами, захотел свергнуть отца, обвинив того в слабости. Давид понял, какую ошибку он совершил, и начал каяться перед Богом. Он обращается к Господу такими словами: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне».
Давид понимал, что причиной беды, в чьей власти он оказался, был грех сына, которому он не стал препятствовать. И тот, как вирус, как паразит, начал разрушать жизни других людей. Царь переживал всё случившееся крайне тяжело. Об этом можно судить хотя бы по следующим словам из псалма: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего».
Давид ощущал себя загнанным в угол. Он вспоминает события молодости, когда вынужден был скрываться от безумного царя Саула. И вот снова скитания пришли в жизнь уже не столь молодого Давида. И гонителем его теперь является не какой-то чужой человек, а собственный сын. Что же делать? Как поступить? Царь обращается к Богу с покаянной молитвой. Он пишет: «Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём». И продолжает: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!»
Бог услышал молитву Давида. Бунт Авессалома прекратился. Правда, не так, как хотел бы Давид. Он желал сохранить жизнь сыну, дать ему возможность покаяться. Но Авессалом стоял на своём и в итоге погиб. Сильно горевал о нём Давид, но ничего поделать уже не мог. Тяжкий урок, пережитый царём, пусть послужит нам вразумлением. Да. Мы призваны миловать и прощать людей, но необходимо уметь отделять человека от его ошибок. И не давать ближним становиться жертвами грехов. Потому что пороки погубят и первоначального хозяина-носителя, и тех, кто окажется рядом. Если бы Давид вовремя наказал беспутного Амнона, не было бы бунта Авессалома. Но царь проявил слабость ко греху, и всё сделалось только хуже. Не будем же повторять его ошибки, но станем служить правде Божией, милуя людей, но не вступая в согласие с их пороками.
Псалом 37. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 37. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 37. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида. В воспоминание (о субботе)
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих.
5 Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне.
6 Смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу;
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни.
14 А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа.
16 Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня.
23 Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!