— Как приятно побывать во дворце Алфераки! Правда, здесь прекрасно, молодой человек?
— О, какое неожиданное и приятное обращение! В душе я молод, поэтому принимаю комплимент с радостью. А дворец, построенный помещиком Николаем Алфераки, и впрямь великолепен. Это мой любимый филиал литературного и историко-архитектурного музея-заповедника в Таганроге.
— Я в последний раз приходила сюда лет десять назад, и с тех пор многое изменилось!
— Да, здание недавно отреставрировали.
— И новые экспонаты появились. Картины Василия Поленова «Пруд с вётлами» здесь прежде не было. Чудо, как она хороша! Укромный уголок где-то в глубинке России. Маленькое озеро, затянутое ряской, в окружении величественных деревьев. Тишина и покой. Я бы запомнила столь поэтичный проникновенный пейзаж, если бы видела его раньше.
— Картина «Пруд с вётлами» не так давно вернулась в Россию после длительного отсутствия.
— Да что вы говорите? Где же находилось поленовское полотно?
— В Германии. Во время Второй мировой войны немецкая армия захватила Таганрог, при отступлении оккупанты вывезли работу Василия Поленова. Многие десятилетия оставалось неизвестным, где она находится.
— Как же удалось разыскать картину?
— Полагаю, что чудом. Пейзаж переходил из одной частной коллекции в другую, пока его не приобрёл в 1986 году художественный музей немецкого города Киля. Уже в двадцать первом веке, при очередной инвентаризации немецкие искусствоведы решили убедиться, что перед ними подлинник знаменитого русского художника. И сделали запрос в Таганрог.
— И что же ответили наши?
— Предоставили документы, по которым можно проследить путь картины из мастерской художника до того момента, когда она покинула Таганрог в немецком эшелоне.
— Вот бы познакомиться с этими документами! Так хочется узнать побольше о картине!
— Могу поделиться тем, что знаю! Василий Поленов написал «Пруд с вётлами» в 1881 году. Спустя шесть лет работа экспонировалась на выставке в Таганроге. Здесь её приобрёл купец Захар Хандрин в подарок своей супруге. После революции 1917 года полотно национализировали и поместили в музей. Во дворце Алфераки произведение находилось вплоть до похищения в мае 1943 года.
— Значит, немцы получили документы, подтверждающие историю картины, и вернули её в Россию?
— Именно так и было. Сотрудники Кильского художественного музея написали таганрогским коллегам, что им жаль расставаться с полотном Василия Поленова, но историческая справедливость важнее. В 2016 году уникальный экспонат занял своё законное место во дворце Алфераки.
— Знаете, мне почему-то кажется, что не только документальные доказательства заставили немецких искусствоведов возвратить картину на родину.
— Да? А что же ещё?
— Вы только не смейтесь. Может быть, я к старости стала слишком сентиментальна, но мне кажется, само произведение Василия Поленова несёт в себе зерно честности и благородства. Картина выступает камертоном, который заставляет человека прислушаться к себе и поступать по совести.
— Мне вовсе не хочется смеяться, я с вами согласен! Полотно «Пруд с вётлами» учит ценить незаметную, тихую красоту северной природы, ценить её мягкие линии и полутона, благодарить Творца за бесценный дар. Усваивая этот урок, душа становится чище.
Картину Василия Поленова «Пруд с вётлами» можно увидеть в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России