Псалом 99. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 99. Богослужебные чтения

Псалом 99. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Появление радости непросто предсказать, радость непросто обрести и ещё сложнее её удержать. Даже то, что нас чрезвычайно радовало в момент обретения, со временем становится обыденным и привычным, что приводит к утрате радости. Так дело обстоит абсолютно с чем угодно: с новой должностью, с новым навыком, с новым знанием, с новым домом или машиной, и духовная жизнь здесь не исключение, к ней человек тоже привыкает. Тем не менее Священное Писание не оставляет попыток призвать нас к радости и побудить веселиться. Делает это и звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 99-й псалом. Давайте его послушаем.

Псалом 99.

1 Воскликните Господу, вся земля!

Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!

3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.

4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,

5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.

Услышанный нами только что псалом — это один из таких называемых хвалебных псалмов, он призывает хвалить и славить Бога. А ещё псалом призывает с веселием служить Богу. Но как быть, если веселья нет? Неужели надо возбуждать в себе нужную эмоцию искусственно? И стоит ли себя укорять, если прозвучавший сегодня псалом не находит в нас ровным счётом никакого отклика?

Ответ на эти вопросы кажется очевидным: нет, конечно же, мы не должны пытаться вызывать в себе радость искусственным путём, во-первых, это весьма глупо, а во-вторых, псалом, говоря о веселии, вовсе не подразумевает то эмоциональное переживание, которые мы привыкли понимать под этим словом.

Для того, чтобы понять, какую радость и какое веселие имеет в виду Давид, нам стоит обратить внимание на комментарий преподобного Исихия Иерусалимского, который он дал на услышанный нами сегодня псалом: «Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего не стоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Судиею». Иными словами, веселье, к которому призывает псалом, не имеет никакого отношения к радости приобретения чего бы то ни было, неважно, было это приобретение праведным или же нет. Преподобный Исихий продолжил свою мысль весьма радикальным образом: «Мы должны радоваться, когда подвергаемся ограблению, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие».

Конечно, логика преподобного Исихия совершенно верная, ведь она основана на словах Самого Спасителя мира Господа Иисуса Христа, сказавшего всем христианам прекрасно известные слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).

Однако вряд ли можно предположить, что своим псалмом Давид призывал лишь к радости пострадавших за Имя Христово: Давид не слышал Христовы заповеди блаженств, да и духовная радость подаётся Богом не только тем, кто подвергается гонениям, она подаётся и тем, кто любит Бога, всем сердцем стремясь к Нему, такая радость — следствие прославления Бога, прославление же может иметь самые разные формы, Давид своим псалмом предлагает начать со славословия, и, как показывает практика, в большинстве случаев славословия бывает достаточно для того, чтобы ощутить то самое веселье и радость духовную, о которых мы услышали в прозвучавшем сегодня псалме.

Мы в соцсетях

Также рекомендуем