— Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
— Прошу прощения, если помешала. Мы не знакомы. Но, знаете, в старину так было принято: на Светлой седмице — неделе после Пасхи — обращаться с пасхальным приветствием и к знакомым, и просто к прохожим.
— Что вы! Всё правильно, и я очень рад! Действительно, это замечательная традиция. Кстати, именно ей посвящено полотно, возле которого мы с вами находимся. Это картина художника Бориса Кустодиева «Пасхальный обряд. Христосование».
— Одна из моих самых любимых. Она пронизана пасхальным настроением: светом, торжеством. А ещё домашним уютом. Ведь Пасху традиционно отмечали в кругу семьи. Кустодиев изобразил хозяйку, накрывшую традиционный пасхальный стол. Здесь и высокие освящённые куличи, и творожная пасха, и целая тарелка с горкой «крашенок» — разноцветных яиц. Всё яркое, праздничное.
— Мужчина с длинной седой бородой — наверное, муж хозяйки. Ночью и утром они были в храме. А теперь настало время праздничного обеда. Но сначала — христосование. Супруги обменялись крашеными яйцами с теми же самыми словами, с которыми вы ко мне недавно обратились: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». За этим часто следовал троекратный поцелуй. Считается, что традиция пришла к нам от самих апостолов.
— У писателя Александра Куприна есть небольшая зарисовка «Московская Пасха». Мне она очень нравится. Я даже помню наизусть один фрагмент — в нём как раз идёт речь про обряд христосования.
— Прочтите, пожалуйста!
— «Непоколебим и великолепен обряд пасхального поцелуя. Вот двое осанистых степенных бородачей издали приметили друг друга. Наотмашь опускаются картузы, обнажая головы. "Христос воскресе!" — "Воистину воскресе!" Головы склоняются направо — поцелуй в левые щеки, склоняются налево — в правые, и опять в левые».
— Замечательное описание! Кустодиев запечатлел героев картины как раз в такой момент. Лицо мужчины светится трогательной, немного наивной детской улыбкой. Светлая пасхальная радость так и льётся с картины на зрителя.
— Вроде бы, незамысловатый сюжет. Но как откликается в душе! Так передать атмосферу самого главного праздника мог только настоящий мастер и человек, который сам переживал пасхальную радость.
— В своих мемуарах Борис Михайлович Кустодиев не раз вспоминал Пасху своего детства. Когда после великого и радостного ночного Богослужения на залитых утренним солнцем улицах Москвы тот тут, то там слышалось «Христос воскресе!». Дочь художника рассказывала, что в последние годы жизни, будучи уже прикованным к инвалидной коляске, Кустодиев на Пасху всегда открывал форточку — чтобы слышать пение, доносящееся из храма рядом с домом.
— Я только сейчас обратила внимание на год написания картины — 1916-й. Подумать только: Первая мировая война, умы людей будоражат революционные идеи, а Кустодиев пишет «Христосование» — картину с сюжетом из жизни патриархальной Руси!
— Более того — именно в эти годы — с 1915-го по 17-й — Борис Михайлович создал целый цикл полотен, посвящённых Празднику Праздников.
— В те непростые годы людям, наверное, было особенно необходимо кустодиевское радостное ощущение жизни, чистосердечная красота, простота.
— Да, работы Бориса Михайловича всегда пользовались большой народной любовью.
— Потому что душу не обманешь. Она в любые времена стремится к свету и радости. А полотна Бориса Кустодиева — это и есть свет и радость.
— А ещё — возможность не забывать добрые традиции. Такие, например, как христосование, которое мы видим на одноимённой картине художника.
— Что ж, спасибо вам за интересную беседу! Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
Картину Бориса Кустодиева «Пасхальный обряд. Христосование» можно увидеть в доме-музее Кустодиева в Астрахани.
Все выпуски программы: Краски России
Альметьевск. Храм Петра и Павла
Город Альметьевск расположен на юго-востоке республики Татарстан. До 1953 года он значился на картах как село Альметьево. Здесь с восемнадцатого века проживали башкиры, исповедующие ислам. А в середине двадцатого столетия население стало многонациональным. На территории посёлка обнаружили нефть, для обслуживания месторождения сюда приехали специалисты со всего Советского Союза. Среди них было немало православных. Построить церковь они не имели возможности, ведь власть в государстве принадлежала атеистам. Первый храм в Альметьевске появился только в 1992 году. Администрация города в ответ на просьбу верующих выделила здание старой котельной на улице Чернышевского. Безликую кирпичную коробку перестроили, и получилась просторная уютная церковь с трёхъярусной колокольней над входом. Её освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. С открытия Петропавловского храма началась новая страница в истории Альметьевска!
Радио ВЕРА в Альметьевске можно слушать на частоте 99,6 FM
«Мужественность и женственность». Иеромонах Нестор (Архипов)
Гостем программы «Семейный час» был военный священник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иеромонах Нестор (Архипов).
Разговор шел о мужественности и женственности, о ролях мужчины и женщины в семье и о том, как проявляются в семейной жизни ответственность, забота и любовь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM