«Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Однажды я всерьёз задумалась надо этим советом преподобного Амвросия Оптинского и решила раз! — и внедрить это правило в жизнь. Особенно привлекал меня пункт про неосуждение, он казался каким-то камнем преткновения, трамплином на гладкой дороге.
Попробуй-ка совсем никого не осуждать, когда люди будто нарочно под осуждение подставляются! Вот дочке хоть сто раз говори, чтобы обувь, приходя домой, сразу на полочку ставила... Нет, снова кроссовки раскиданы! И коллега вот ещё позавчера обещал текст прислать, сегодня напоминаю, а он забыл, оказывается. И даже не извинился! В автобус вхожу, народу полно, а парень с огромным рюкзаком на спине вперёд протискивается, старушке на ногу наступил... Ну как тут не осудить, хотя бы в мыслях, про себя?
Я начала эксперимент. Не осуждать никого вообще — и всё тут! Ни прямо, ни намёком, ни про себя, ни вслух. Духовник посоветовал мне провести именно эксперимент — прицельную борьбу с осуждением в течение двух недель. И знаете, результаты оказались превосходящими все ожидания. Но сначала... Сначала мне быстро надоело бороться, и я научилась рубить поводы к осуждению, чуть только они появятся. Сказала себе, что прокурором меня никто не назначал, что Господь, вообще-то, знает, что с кем происходит, а для меня есть правило: «Знай себя — и хватит с тебя!»
А потом начались чудеса. Уже через несколько дней практики все, без исключения все люди вокруг, включая случайно встреченных, засияли солнышками. Такими увиделись хорошими! Я вдруг стала по-новому воспринимать людей в принципе. Как давно знакомых братишек-сестрёнок, которые, чего б ни творили, всё равно — родные. А вслед за этим острее и чутче стала ощущать собственные несовершенства, грехи.
И, наконец, хлынуло радостное изумление: я такая-сякая, а Господь терпит меня! И новое утро даёт, и небо над головой чистое, и вот эту чашку с красивой каёмкой, и руки-ноги мои работают, голова мыслит, а главное — сколько же замечательных людей рядом! За что мне эта милость Божия? Ведь не за что особенно, я ж себя знаю... Так любит же Он меня, не иначе!
И благодарность душу просто переполняла. Изумлённая благодарность.
Тут вот ещё какой момент важен, на мой взгляд: объективно, с точки зрения мирской логики, некоторые поступки людей действительно неблаговидные, но когда запрещаешь себе осуждать человека, то и поступок его, явно грешный, тебя не раздражает совершенно. Ты видишь человека, а такая абстракция, как грех сам по себе, без носителя и делателя в виде человека, легко от него отделяется. Ведь и сам ты — человек грешный, разве можешь злиться на другого человека, грешного, или иначе — больного, искажённого, но по-другому? Ни в кого, совсем ни в кого не хочется бросать камень...
Скажу честно, что те две недели «экперимента неосуждения» были именно двумя неделями, на всю жизнь продлить эксперимент мне не удалось. Но опыт я получила замечательный. Очень надеюсь, что он оставил во мне след.
И ещё: всё это было давно, в самом начале моего воцерковления. Я рассказала тогда об этом другу, и он тоже решил попробовать. И у него получилось! «Надо же, — говорит, — всего-то две недели, а жена заметила: такой был желчный, а стал благодушный!»
Рассказываю и вам, вдруг пригодится. Ведь это — маленький шажок в борьбе с гордостью, шажок к смирению, мирному духу внутри себя. А Бог, по словам апостола Иакова, гордым противится, а смиренным даёт благодать.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Души усопших, славословьте со мною Троицу Небесную»
Души усопших, славословьте со мною Троицу Небесную. Чем заняты вы теперь? Одни — в судорогах страха вдали от Бога, другие — в радостном восхищении от близости Его?
Покинули вы прах плоти своей — любимую заботу вашу, о чем вам заботиться? Лишь о наготе своей. Понимаете ли теперь, что не тело душе, а душа давала запах телу вашему.
Тяжко душе грешной остаться один на один с запахом своим, когда не рассеян он телом, не растворён другими запахами. Известно ли вам, что колесо само не покатится в грязь, если не направит его возница? Разве не видите, что колесо в грязи по воле возницы? Колесо получило плату свою и возницу ждёт воздаяние.
Грешники, не стремитесь обратно в тела свои, чтобы избежать зловония, от которого задыхаетесь, то же зловоние принесете вы с собой и умножите его в новом теле.
Грешники, не стремитесь вернуться в тела свои, чтобы избежать жгучего огня обжигающего, и дыма, душащего вас! И пламя, и дым с собою вы носите, и тело не спаситель, но жертва ваша.
Устремите все желания свои к Вечной Девственности Божественной, изгоняющей всякий смрад, к Сыну Божию, освящающему пламенем мудрости троической, к Духу Святому, подающему силы и дерзновение возвысится до кругов ангельских.
Души чистые, благоухающие восхитительнее всех бальзамов земных, не отдаляйтесь от нас, жителей земных, что ещё миг-другой будем следовать мученическим путём вашим, прежде чем обратимся в прах.
Чистые на земле будут чисты и на небесах, и в одной славе будут пребывать, благоухая райским ароматом, и облачённые в девственную белизну.
Умножьте любовь вашу к нам, усильте молитву за нас. Ибо нет между нами иной преграды, кроме немощной плоти нашей. Ибо хотя и опередили вы нас, а мы задержались в пути, путь — один, и град в конце пути — один.
Души праведные, молимся и мы за вас Господу, да облегчит и ускорит Он приход ваш к Нему. Хотя мы и слабее вас, молимся за вас. Молимся по любви к вам, которой горит сердце наше, словно младший и слабый ещё брат протягивает руки свои, чтобы помочь старшему и сильному.
Ибо так же, как младшие и старшие братья — одно в глазах любви, их родившей, также, мы и вы — одно в глазах премудрой и всесильной любви Бога Вышнего.
Нет числа вам, стаи душ от земли отлетающих, не разлетайтесь и не пугайтесь, не оглядывайтесь на холодный остров земной жизни, к которому мы ещё привязаны на какой-то миг, пока не догоним вас в полёте к светлым и теплым пределам.
За всех вас, грешные и праведные, молимся мы, ни живые, ни мертвые, молимся Милосердию Небесному, да не смущайтесь и не озирайтесь назад, но всеми силами устремитесь вперёд, все выше — к свету и радости, миру и полноте.
«Восстаньте, все творения, послужите Богу Живому»
Восстаньте, все творения, послужите Богу Живому, Который заботится о вас.
Поклонитесь и послужите Ему, ибо никто милосерднее, чем Он не посетит вас в этой юдоли страха и печали.
Приходили рабы и представлялись господами. Пришёл Господь и соделался рабом. Рабы, назвавшиеся господами, спешили подчинить себе всех, Господь, в зраке раба пришедший, спешил послужить всем.
Восстаньте, лилии полевые, и заблагоухайте, ибо имя ваше помянули уста Его святые.
Восстаньте, камни, и поклонитесь Ему, ибо вас касались стопы Его святые.
Взыграй, пустыня, и возрадуйся, ибо тебя Он освятил самыми долгими и сокровенными молитвами.
Восстаньте, пшеница и лоза виноградная, ибо вас благословил Он более всех творений. Восстаньте и благословите Его.
Возрадуйтесь, рыбы, и прославьте Господа, ибо был Он голоден, и вы накормили Его.
Взыграйте, вода и ветер, и послужите Ему, ибо вас Он очищал и умирял силою Своею.
Восстань, смоковница, и облачись в шелка, ибо на тебе узрел Он грешника и спас его.
Возрадуйтесь, волы и овцы, и исполнитесь трепета, ибо в ваших ветхих яслях Он родился.
Воспойте, птицы, ибо вас возвысил Он, указав людям в пример.
Взыграй, елей, и разгорись перед престолом Его, ибо тобою помазанный, возрадовался Он и спас грешницу.
Восстаньте, тёрн и тростник, и устыдитесь, ибо вы причинили Ему боль.
Восстаньте, железо и дерево, и покайтесь, ибо, пусть невольно, вы принесли Ему муки крестные.
Восстаньте, жители городов, и возрыдайте, ибо вы не поверили Ему.
Восстаньте, старейшины народные, и посыпьте пеплом главы ваши, ибо вы осудили Его.
Восстаньте, нищие, и прильните к Нему, ибо Он — богатство ваше.
Восстаньте, цари, и сложите короны свои к ногам Его: Он один научил вас мудрости о первенстве и старшинстве.
Восстаньте, грешники, и восплачьте пред Ним, ибо только Его рука не кидает в вас камень.
Восстаньте, праведники, и трезвитесь, ибо Величайший Праведник спешит к вам.
Взыграйте, звёзды, ибо Светоносец ваш идёт в гости к вам.
Восстань, вселенная, и воспой гимн Господу, ибо Господь Живой о тебе пекущийся вселился в тебя.
«Немым и беспомощным чувствую себя, Господи»
Немым и беспомощным чувствую себя, Господи, Благолепие моё, когда пытаюсь выразить полноту и неизменность Твою. Потому, обращаюсь к вселенной: «Встань на колени со мною и говори вместо меня, немого и беспомощного».
Тебе возвожу алтари каменные, о Камень Краеугольный упования моего. Но горделивые сыновья мира, себя считающие ближе к Тебе, нежели Святые Твои, глумятся надо мной: «Смотри, вот безбожник, не Богу — камням кланяется!»
Не камню я кланяюсь, но камень сотворившему — Богу Живому! Ибо и камень от Господа удалился и в спасении нуждается. Грех сделал меня перед лицом Неба более нечистым, чем камень тот. Пусть и камень спасётся со мною и, как воплощение постоянства, пусть поможет беспомощным словам моим выразить постоянство правды Божией. Потому обнимаю я камень, словно собрата в погибели, собрата в молитве и спасении.
Возжигаю елей и воск на алтарях каменных, Тебе, Свет Неугасимый. А горделивцы надменно восклицают: «Вот муж суеверный, не ведомо ему, что Бог есть Дух!»
Знает раб Твой, Господи, что Ты — Дух, знает и милость Твою ко всякой плоти. Когда вижу блеск елея и ощущаю благоухание воска, говорю себе: «Чем ты лучше елея и воска? Подобно солнцу полуденному, свеча и елей, возжигаемые в полночь, яснее тебя рассказывают о Свете Господнем. Пусть они будут тебе помощниками в молитве, собратьями в молитве и спасении».
Украшаю алтарь Твой иконами деревянными, крестами золотыми, рипидами серебряными, покровами шёлковыми, книгами священными в переплётах кожаных. И делаю поклоны земные пред алтарями Твоими. А горделивые насмешники мои всё смеются: «Вот идолопоклонник, покланяется вещам бессловесным!»
А Тебе ведомо, Единственный Боже мой, что Тебе только покланяюсь. Но чтобы гордость не овладела сердцем моим и не повредила спасению, призываю деревья и травы, птиц и зверей, да вопиют они к Тебе со мной вместе, всякий своим языком. Ибо всякое творение нуждается в спасении, и все должны вознести молитву с человеком — виновником греха и виновником спасения.
Освящаю хлеб и вино на алтаре Твоём и питаю ими душу свою. Пусть глумятся горделивые до конца времён, не постыжусь я желания своего питаться Тобой, Хлеб Животворящий мой.
Кланяюсь алтарю каменному, дабы научиться мне видеть всю вселенную алтарём Бога Всевышнего.
Питаюсь, освящёнными на алтаре Твоём, хлебом и вином, дабы научиться мне видеть во всём, что вкушаю Твоё святое Тело и святую Кровь Твою.
Молюсь со всеми тварями Твоими и за тварей всех, чтобы научиться мне смирению пред Тобою, чтобы суметь высказать всю тайну моей любви к Тебе, Любовь Всеобъемлющая.