
«Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Однажды я всерьёз задумалась надо этим советом преподобного Амвросия Оптинского и решила раз! — и внедрить это правило в жизнь. Особенно привлекал меня пункт про неосуждение, он казался каким-то камнем преткновения, трамплином на гладкой дороге.
Попробуй-ка совсем никого не осуждать, когда люди будто нарочно под осуждение подставляются! Вот дочке хоть сто раз говори, чтобы обувь, приходя домой, сразу на полочку ставила... Нет, снова кроссовки раскиданы! И коллега вот ещё позавчера обещал текст прислать, сегодня напоминаю, а он забыл, оказывается. И даже не извинился! В автобус вхожу, народу полно, а парень с огромным рюкзаком на спине вперёд протискивается, старушке на ногу наступил... Ну как тут не осудить, хотя бы в мыслях, про себя?
Я начала эксперимент. Не осуждать никого вообще — и всё тут! Ни прямо, ни намёком, ни про себя, ни вслух. Духовник посоветовал мне провести именно эксперимент — прицельную борьбу с осуждением в течение двух недель. И знаете, результаты оказались превосходящими все ожидания. Но сначала... Сначала мне быстро надоело бороться, и я научилась рубить поводы к осуждению, чуть только они появятся. Сказала себе, что прокурором меня никто не назначал, что Господь, вообще-то, знает, что с кем происходит, а для меня есть правило: «Знай себя — и хватит с тебя!»
А потом начались чудеса. Уже через несколько дней практики все, без исключения все люди вокруг, включая случайно встреченных, засияли солнышками. Такими увиделись хорошими! Я вдруг стала по-новому воспринимать людей в принципе. Как давно знакомых братишек-сестрёнок, которые, чего б ни творили, всё равно — родные. А вслед за этим острее и чутче стала ощущать собственные несовершенства, грехи.
И, наконец, хлынуло радостное изумление: я такая-сякая, а Господь терпит меня! И новое утро даёт, и небо над головой чистое, и вот эту чашку с красивой каёмкой, и руки-ноги мои работают, голова мыслит, а главное — сколько же замечательных людей рядом! За что мне эта милость Божия? Ведь не за что особенно, я ж себя знаю... Так любит же Он меня, не иначе!
И благодарность душу просто переполняла. Изумлённая благодарность.
Тут вот ещё какой момент важен, на мой взгляд: объективно, с точки зрения мирской логики, некоторые поступки людей действительно неблаговидные, но когда запрещаешь себе осуждать человека, то и поступок его, явно грешный, тебя не раздражает совершенно. Ты видишь человека, а такая абстракция, как грех сам по себе, без носителя и делателя в виде человека, легко от него отделяется. Ведь и сам ты — человек грешный, разве можешь злиться на другого человека, грешного, или иначе — больного, искажённого, но по-другому? Ни в кого, совсем ни в кого не хочется бросать камень...
Скажу честно, что те две недели «экперимента неосуждения» были именно двумя неделями, на всю жизнь продлить эксперимент мне не удалось. Но опыт я получила замечательный. Очень надеюсь, что он оставил во мне след.
И ещё: всё это было давно, в самом начале моего воцерковления. Я рассказала тогда об этом другу, и он тоже решил попробовать. И у него получилось! «Надо же, — говорит, — всего-то две недели, а жена заметила: такой был желчный, а стал благодушный!»
Рассказываю и вам, вдруг пригодится. Ведь это — маленький шажок в борьбе с гордостью, шажок к смирению, мирному духу внутри себя. А Бог, по словам апостола Иакова, гордым противится, а смиренным даёт благодать.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица