
Такое важное понятие, как «культурный код», в последнее время довольно часто употребляется в контексте общенациональных ценностей. Наши мировоззрение, язык, традиции, поступки — всё это заложено в культурном коде и отличает нас от других народов. Но мне хотелось бы поговорить о личном культурном коде, который проявляется в повседневной речи каждого из нас. Зачастую, пока человек рядом с нами не начал говорить, мы ничего не можем знать о его ценностях, характере и воспитании.
Узнать о собеседнике во время диалога можно достаточно много. Например, если ваш визави всё время начинает фразу со слова «нет», то значит перед нами категоричный человек, любящий поспорить. Это уменьшает желание продолжать разговор. Намного приятнее, если фраза начинается более доброжелательно: «Я хотел бы продолжить твою мысль» или «Я согласен с тобой, однако есть нюанс...»
Или, к примеру, я часто слышу выражение «на самом деле»: на самом деле этот фильм безвкусный, на самом деле это платье слишком яркое. Мне кажется, здесь скрывается обесценивание чужого мнения: дескать, я лучше знаю, как «на самом деле». А что если заменить это выражение более мягкими оборотами, такими, как «я думаю», «мне кажется»?
Ещё одна подмеченная мной особенность — использовать в речи деструктивные установки в виде выражений: «старость не радость», «разбитую чашку не склеишь», «от судьбы не уйдёшь» и тому подобное.
Подобные речевые коды демонстрируют желание жаловаться на жизнь, переносить личную ответственность на внешние обстоятельства. Эта установка оглядываться на других мешает творчески подойти к жизни. Более того, такими словами мы формируем отношение к себе окружающих людей. Не очень приятно иметь дело с постоянно жалующимся, безвольным человеком?
Предлагаю немного «переписать» свой личный культурный код, убрать из речи деструктивные выражения и заменить их на оптимистичные и вдохновляющие. Уверена, что жить наша станет легче и радостнее, да и общаться с нами будет намного приятнее. Как гласит пословица: «Доброе слово — лучше мягкого пирога».
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема