Когда Александр Сергеевич Пушкин собирал материал для своей научной работы «История Пугачёвского бунта», ему посоветовали поговорить с ректором Казанского университета профессором Карлом Фёдоровичем Фуксом. По образованию — врач, а по происхождению — немец, он был большим знатоком русской истории. Карл Фёдорович помог Пушкину найти участников событий, связанных с Пугачевским бунтом. Из Казани поэт писал жене: «...умный и ученый немец одолжил меня очень — и я рад этому знакомству». Впрочем, Фукс был не только медиком и историком. Ботаник, археолог, коллекционер — современники называли его «живой энциклопедией». Своими знаниями Карл Фёдорович Фукс до последнего дня служил людям.
Он родился в маленьком немецком городке Херборне в 1776 году. Науками увлёкся ещё в детстве. Перед глазами был пример деда, доктора медицины, и отца — преподавателя, профессора Херборнской академии. Под его руководством Карл получил прекрасное домашнее образование. Уже тогда он в совершенстве выучил несколько языков, включая русский. В 1798-м Фукс окончил Геттингенский университет и защитил диссертацию по медицине. А через два года уехал жить и работать в Россию, которая всегда интересовала его. На русский манер он стал называть себя Карлом Фёдоровичем. В 1804 году Фукса назначили медиком российской посольской миссии в Китае. Дорога в Поднебесную лежала через Казань. Этот город покорил Карла Фёдоровича. Красивый, колоритный, к тому же, там недавно открылся университет, который быстро приобрёл статус одного из авторитетнейших учебных заведений страны. На обратном пути Фукс сошёл в Казани, и остался там навсегда.
Карл Фёдорович получил назначение ординарным профессором Императорского Казанского университета. Он преподавал естественные науки. Параллельно открыл медицинскую практику. После лекций, в своём доме на Сенной улице, он принимал больных. До поздней ночи шли к Фуксу пациенты. Карл Фёдорович открыл двери своего дома для сирот и обездоленных, которых лечил бесплатно. Коллега Фукса, профессор Николай Булич, вспоминал: «При обширной практике он мог бы нажить большое состояние. Но принадлежал к врачам бескорыстным, не жалел для бедняков своего времени, и плату, которую брал с людей зажиточных, раздавал людям неимущим». С одной из казанских аптек Карл Федорович заключил своего рода договор: ежегодно он вносил в аптечную кассу крупную сумму, за счёт которой его неимущие пациенты получали там бесплатные лекарства. Друг Фукса, казанский историк-краевед Михаил Рыбушкин сам неоднократно бывал в приёмной доктора, заполненной страдающими бедняками. «Всякий из них оставлял дом Карла Фёдоровича с лицом светлым в чаянии выздоровления. Не от этого ли и лицо Фукса всегда светилось добротой и искренностью?» — писал он. Помимо научной деятельности и медицинской практики, Фукс вёл активную общественную жизнь. Он был попечителем казанского Комитета о бедных. По его ходатайствам множество неимущих семей получили от городских властей помощь. Карл Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени и Святой Анны II степени с формулировкой «За подвиг человеколюбия».
В 1842-м у пожилого уже Карла Фёдоровича случился паралич. Доктор переживал до слёз — но не за собственное здоровье, а из-за того, что больше не мог принимать больных. 4 года Фукс провёл в практически обездвиженном состоянии. В 1846-м он скончался. Проводить Карла Федоровича в последний путь вышла такая масса народа, что процессия растянулась едва ли не на весь город. Газета «Казанские губернские ведомости» опубликовала в те дни статью о докторе, в которой говорилось: «Карл Фёдорович Фукс был врач человеколюбивый. Трудно в этом с ним сравняться, а превзойти невозможно».
Все выпуски программы Жизнь как служение
19 февраля. «Смирение»

Фото: Diana Polekhina/Unsplash
Учит верующего человека добродетели смирения даже его тело, увы, подверженное многочисленным хворям и болезням. Не имей мы телесного состава, неизбежно погибли бы, как и демоны, из-за гордости, в вечном отчуждении от благодати Христовой. Промыслу Божиему свойственно и худые дела наши обращать к благим для нас последствиям — ведь многие телесные недуги имеют причиной наше собственное невоздержание. Невольно смиряясь в телесных болезнях, мы тянемся к Богу в молитве за помощью и облегчением, как чахлые растения — к источнику света и тепла. И это смирение.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Если приблизить

Фото: PxHere
Однажды утром нам с мужем удалось разбудить в душе сына Даниила новые для него чувства. Это был его десятый день рождения. И в подарок от нас сын получил профессиональный микроскоп, о котором мечтал уже давно.
Радость от подаренного оборудования плавно перетекла в его установку, подключение и настройку.
Я заранее подготовилась к первому исследованию и предложила юному учёному сравнить два лепестка лилии. Но только один цветок был настоящим, а второй — искусственным.
— Начинаем погружение в микромир, — сказал Даня, поворачивая какое-то колёсико.
На экране компьютера, к которому был подключён аппарат, появилась картинка. Это были запутанные слипшиеся ворсинки, волокна и чешуйки искусственной лилии. Выглядела она, мягко скажем, непрезентабельно.
Затем Даня поместил под линзы микроскопа лепесток живого цветка и снова стал крутить колёсико. Белые шелковистые нити, серебристые капельки, замысловатые симметричные узоры. И всё это так органично, упорядоченно и изящно... Моим сыном овладело чувство восхищения — он внезапно откинулся на спинку кресла и задумчиво произнёс:
— Всё, что создаёт человек — ни в какое сравнение не идёт с тем, что создал Бог...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
19 февраля. О борьбе с помыслами против ближних

О борьбе с помыслами против ближних — настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
В нашей душе возникает часто буря помыслов против ближних людей наших, и мы хотим, чтобы они слушали только нас, только наше мнение. И если они с нашим мнением не соглашаются, то мы начинаем на них обижаться, восставать, а особенно в душе происходит буря негодования, даже ненависть к этим людям. Этого не должно быть, потому что это всегда происходит или по наущению дьявола, или это происходит по нашей гордыне.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Когда смущает тебя бес, внушая помысл на какого-нибудь человека, с долготерпением скажи помыслу: повинуюсь ли я Богу моему так, чтобы порабощать себе других?» Поэтому всякий раз мы должны себя смирять.
Так же смирять себя и перед ближними и никого себе не порабощать ради своего мнения, ради своих каких-либо желаний, потому что мы сами также даже Богу не повинуемся в том, что Господь от нас ждёт и требует.
Все выпуски программы Актуальная тема











