Когда Александр Сергеевич Пушкин собирал материал для своей научной работы «История Пугачёвского бунта», ему посоветовали поговорить с ректором Казанского университета профессором Карлом Фёдоровичем Фуксом. По образованию — врач, а по происхождению — немец, он был большим знатоком русской истории. Карл Фёдорович помог Пушкину найти участников событий, связанных с Пугачевским бунтом. Из Казани поэт писал жене: «...умный и ученый немец одолжил меня очень — и я рад этому знакомству». Впрочем, Фукс был не только медиком и историком. Ботаник, археолог, коллекционер — современники называли его «живой энциклопедией». Своими знаниями Карл Фёдорович Фукс до последнего дня служил людям.
Он родился в маленьком немецком городке Херборне в 1776 году. Науками увлёкся ещё в детстве. Перед глазами был пример деда, доктора медицины, и отца — преподавателя, профессора Херборнской академии. Под его руководством Карл получил прекрасное домашнее образование. Уже тогда он в совершенстве выучил несколько языков, включая русский. В 1798-м Фукс окончил Геттингенский университет и защитил диссертацию по медицине. А через два года уехал жить и работать в Россию, которая всегда интересовала его. На русский манер он стал называть себя Карлом Фёдоровичем. В 1804 году Фукса назначили медиком российской посольской миссии в Китае. Дорога в Поднебесную лежала через Казань. Этот город покорил Карла Фёдоровича. Красивый, колоритный, к тому же, там недавно открылся университет, который быстро приобрёл статус одного из авторитетнейших учебных заведений страны. На обратном пути Фукс сошёл в Казани, и остался там навсегда.
Карл Фёдорович получил назначение ординарным профессором Императорского Казанского университета. Он преподавал естественные науки. Параллельно открыл медицинскую практику. После лекций, в своём доме на Сенной улице, он принимал больных. До поздней ночи шли к Фуксу пациенты. Карл Фёдорович открыл двери своего дома для сирот и обездоленных, которых лечил бесплатно. Коллега Фукса, профессор Николай Булич, вспоминал: «При обширной практике он мог бы нажить большое состояние. Но принадлежал к врачам бескорыстным, не жалел для бедняков своего времени, и плату, которую брал с людей зажиточных, раздавал людям неимущим». С одной из казанских аптек Карл Федорович заключил своего рода договор: ежегодно он вносил в аптечную кассу крупную сумму, за счёт которой его неимущие пациенты получали там бесплатные лекарства. Друг Фукса, казанский историк-краевед Михаил Рыбушкин сам неоднократно бывал в приёмной доктора, заполненной страдающими бедняками. «Всякий из них оставлял дом Карла Фёдоровича с лицом светлым в чаянии выздоровления. Не от этого ли и лицо Фукса всегда светилось добротой и искренностью?» — писал он. Помимо научной деятельности и медицинской практики, Фукс вёл активную общественную жизнь. Он был попечителем казанского Комитета о бедных. По его ходатайствам множество неимущих семей получили от городских властей помощь. Карл Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени и Святой Анны II степени с формулировкой «За подвиг человеколюбия».
В 1842-м у пожилого уже Карла Фёдоровича случился паралич. Доктор переживал до слёз — но не за собственное здоровье, а из-за того, что больше не мог принимать больных. 4 года Фукс провёл в практически обездвиженном состоянии. В 1846-м он скончался. Проводить Карла Федоровича в последний путь вышла такая масса народа, что процессия растянулась едва ли не на весь город. Газета «Казанские губернские ведомости» опубликовала в те дни статью о докторе, в которой говорилось: «Карл Фёдорович Фукс был врач человеколюбивый. Трудно в этом с ним сравняться, а превзойти невозможно».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.