
Фото: PxHere
«Москва — Третий Рим». Эту загадочную фразу многие хоть раз, да слышали. И наверняка задавались вопросом — что же она означает? У выражения «Москва — Третий Рим» — глубокие исторические и философские корни. Это не просто поговорка, а целая мировоззренческая теория. Возникла она шесть столетий назад, и по сей день не утратила своей актуальности.
Впервые теорию «Москва-Третий Рим» сформулировал в XVI-м веке монах псковского Елеазарова монастыря по имени Филофей. Он изложил её в послании к дьяку — то есть, государственному чиновнику — Михаилу Мунехину, а затем и к самому великому князю Московскому Василию III. «Два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвёртому не бывать», — писал монах. Что именно он имел в виду, становится понятно, если обратиться к историческим событиям. Первый Рим — Западная Римская Империя, центр древней цивилизации и средоточие власти — пал под натиском варваров ещё в V-м веке. На смену ей пришла Восточная Римская империя — Византия, в которой христианство стало государственной религией. Столица империи, Константинополь, стал одновременно и мировым политическим центром, и оплотом православной веры. Однако в 1453 году город был захвачен турками-османами. Новый Рим пал. Единственным сильным, независимым, централизованным и при этом православным государством, которое могло бы унаследовать традиции Византии, оставалась лишь одна держава — Русь. К тому времени государство Российское уже сбросило с себя оковы монголо-татарского ига. Разрозненные некогда удельные княжества объединились вокруг Москвы. Важным моментом оказалось и то, что Русская православная церковь стала независимой. Это произошло после Вселенского собора во Флоренции, на котором была подписана уния — акт об объединении Православной и Католической церквей при главенстве Папы Римского. После такого вероотступнического шага греков, Россия в прямом смысле слова осталась единственной хранительницей и защитницей православной веры. Ведь остальные поместные церкви, в том числе Вселенский Константинопольский Патриархат, находились под иноземным господством. С политической же стороны преемство России подкреплялось династическим браком. Взошедший в 1462 году на Московский престол великий князь Иван III взял в жёны племянницу последнего византийского императора Константина XI-го — Софью Палеолог. В связи с этим событием некоторые иностранные правители, например, глава Венецианской республики, писали «в Московию» о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Византийской империи. Как защитница веры, Русь активно включилась в борьбу с османами, покорявшими одну за другой христианские страны Европы.
Новую жизнь теория монаха Филофея «Москва-третий Рим» получила в середине XIX века. Её взяли на вооружение славянофилы, утверждая, что у России — свой, особый исторический путь.
Все выпуски программы Открываем историю
«Нормандия-Неман»

Фото: Alexandr K / Unsplash
Во время Великой Отечественной войны в составе военно-воздушных сил Красной армии появилась... французская эскадрилья. Она получила название «Нормандия» — в честь одной из провинций Франции. Эскадрилья была сформирована в 1942-м году, а уже летом 1943-го «Нормандию» преобразовали в истребительный полк из трёх боевых эскадрилий, названных в честь нормандских городов: «Руан», «Гавр», «Шербур». Полк отличился в боях при прорыве немецкой обороны на реке Неман в Белоруссии. Приказом Верховного главнокомандующего от 28 ноября 1944 полку было присвоено почетное наименование Неманского. Теперь его стали называть «Нормандия-Неман». Под этим именем французский полк Красной Армии и вошёл в историю.
Удивительно, как стало возможным появление в советской армии французской авиачасти? Ведь еще в 1940-м Франция была оккупирована немцами, а сохранившаяся часть вооруженных сил находилась под контролем Гитлера. В 1941-м году во время битвы под Москвой «Легион французских добровольцев» выступал против русских солдат. Но были и другие французы — те, кто хотел внести свой вклад в борьбу с нацизмом. Их возглавил генерал Шарль де Голль — лидер французского движения Сопротивления, заместитель военного министра Франции, который отказался подчиняться гитлеровскому режиму. Он сыграл ключевую роль в переговорах о создании в СССР французской авиачасти. Соглашение было достигнуто. Однако, учитывая политическую обстановку, чтобы попасть в Россию, пилотам фактически пришлось бежать из своих воинских частей. На родине им грозил военный трибунал. Но это их не останавливало. По выражению историка Александра Котлобовского, многим из этих отважных лётчиков ещё на пути к России довелось пережить приключения, достойные пера Дюма или Жюля Верна. Так, например, лётчик-ас Жозеф Риссо на небольшом почтовом самолёте вылетел с авиабазы в Алжире. Он надеялся сначала добраться до территории, подконтрольной британцам, противникам гитлеровского нацизма. Но по ошибке приземлился в лояльной к Гитлеру Испании. Был арестован. Однако ему удалось бежать и в конце концов добраться до Советского Союза.
В СССР французские летчики получили самолёты, обмундирование, денежное довольствие. Примечательно, что из премий, полагавшихся за сбитые самолеты, они собирали и передавали средства в советский фонд обороны. Французы в составе военно-воздушных сил Красной Армии принимали участие в битве на Курской дуге, операции «Багратион», Восточно-прусской операции. В историю вошёл подвиг лётчика Мориса де Сейна. Он отдал жизнь, пытаясь спасти товарища — механика Владимира Белозуба. 15 июля 1944 года де Сейн перебазировался с одного аэродрома на другой. Как полагалось в таких случаях, механик летел вместе с ним. В самолете де Сейна началась утечка топлива. Причины её остались неизвестными — техническая неисправность или же выстрел врага. Пары бензина ослепили лётчика. Но он не счёл возможным выпрыгнуть и воспользовался парашютом, зная, что механик Белозуб, которого не снабдили парашютом, не сможет последовать за ним. Морис де Сейн вслепую, по наводке с земли, пытался посадить самолёт и спасти товарища. Сделать это не удалось. Лётчика и механика похоронили в одной могиле. Позже прах Мориса де Сейна был перевезён во Францию. В 2015-м году в городе Иваново, где во время Великой Отечественной французские летчики учились летать на советских машинах, появился памятник полку «Нормандия-Неман». На постаменте возвышаются фигуры Мориса де Сейна и механика Владимира Белозуба.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 125. Богослужебные чтения

Существуют ли какие-то методы борьбы с унынием? Что об этом говорит Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в 125-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 125.
Песнь восхождения.
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Псалом, который только что прозвучал, это молитва евреев, которые возвращаются домой, в Палестину, из Вавилонского плена. После долгих 70 лет томительных ожиданий, наконец-то, в их жизни произошли кардинальные перемены. Люди наполнены радостью. В их сердцах восторг и воодушевление. А потому и говорит псалмопевец «мы бы́ли как бы ви́дящие во сне». То есть мы не ощущали себя от радости и не осознавали до конца, что происходит. Всё это во сне или наяву? Ощущение внезапно навалившегося счастья окрыляет и побуждает душу петь: «уста́ на́ши бы́ли полны́ весе́лья, и язы́к наш — пе́ния», — говорит псалмопевец. Из Вавилона евреи вернулись не все сразу. Было несколько волн репатриации. А потому в псалме мы видим не только благодарность Богу. Его вторая часть — это просьба. Молитва за братьев, которые всё ещё томятся на чужбине. Евреи просят, чтобы Господь поскорее вернул их домой. Они полны надежды, что это обязательно произойдёт.
Итак, в первой части — воспоминания о радостном событии прошлого. Во второй — предчувствие не менее радостного события в будущем. Исследователи отмечают, что такое соединение прошлого и будущего находится в основе многих псалмов. Как говорится в одном из них: «Ты, Господи, был с нами в прошлом, посему не оставь нас и в будущем». И эта просьба псалмопевца указывает нам на одну важную духовную закономерность. Наши воспоминания о том, как Бог действовал в нашей жизни в прошлом, — это твёрдая опора для веры в то, что и в будущем Он нас не оставит.
А потому, когда нас начинают одолевать уныние и печаль, один из самых эффективных способов борьбы с ними — вернуться в своей памяти в светлые моменты своей жизни. Припомнить и рассмотреть те ситуации, когда Господь избавил нас от явного зла. И соединить эти воспоминания с благодарственной молитвой. Сказать Богу спасибо, что вытащил, что уберёг. Некоторые для ещё большей эффективности берут ручку, бумагу и начинают прописывать эти благодарности.
Такое нехитрое упражнение даёт очень простое понимание: «Господь вытащил меня из болота не для того, чтобы я утонул в ванной». Тот непростой период, который мы сейчас проходим, — просто очередной этап спасительного плана нашего Творца. Нам нужно просто набраться терпения и делать свою работу. Стараться следовать Божьей воле и исполнять заповеди Евангелия по отношению к тем, кто нас окружает. Такой подход к жизни наполнит наше сердце благодатью. Мы научимся радоваться простым, обыденным вещам. В нас укоренится уверенность, что лучшее не где-то впереди. Оно уже с нами, прямо здесь и сейчас.
Псалом 125. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 125. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 125. На струнах Псалтири
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!"
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.