
Фото: PxHere
О библейском царе Соломоне написано множество романов, стихотворений, поэм, но тайна его личности по-прежнему волнует воображение.
Сегодня мы говорим о премудром царе Соломоне и стихотворении Джона Уиттьера «Царь Соломон и муравей».
Место действия — Иерусалим.
Время действия — X век до Рождества Христова.
Царь Соломон, сын царя Давида, правящий Израильским царством в X веке до Рождества Христова — одна из легендарных личностей в истории. Он прославился строительством Иерусалимского храма, а также своим несметным богатством, щедростью, мудрым судом над подданными.
В Библии, в 3-й книге Царств, говорится: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей».
О премудром царе Соломоне в истории сохранилось множество легенд: и о его перстне с начертанными на нем словами «И это пройдет», и о его встрече с царицей Савской.
Царица южных земель по имени Шеба Маликат, прозванная Савской, проделала долгий путь по пустыням, чтобы узнать, чем же царь Соломон заслужил повсеместную славу и действительно ли он обладает великой мудростью.
В стихотворении известного американского поэта XIX века Джона Уиттьера «Царь Соломон и муравей» рассказывается об одном из уроков, которые получила царица Савская.
Когда-то, много лет назад,
Своею свитой окружён,
По полю ехал Соломон
С царицей Шебой Маликат.
Как хороша была она —
Хоть, может быть, чуть-чуть смугла,
Но Песня песнею была,
По слухам, ей посвящена.
В Библии о царе Соломоне сказано: «И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах». Другими словами, премудрый царь Соломон знал множество вещей, имеющих отношение к Богу как Творцу, и был силен в естествознании.
Царь Соломон даже понимал язык животных, птиц, и насекомых — эта легенда близка поэту Джону Уиттьеру.
А царь — он в мудрости своей
Был столь огромен и велик,
Что в совершенстве знал язык
Всех птиц небесных и зверей.
Путь Соломона проходил
По муравейнику, и вот
Стал этот маленький народ
Взывать к нему что было сил:
«О царь! Ты мудр и справедлив!
Будь таковым и в этот раз —
Не погуби случайно нас,
Своей подошвой раздавив!»
Когда царь Соломон перевел царице Савской просьбу муравьёв, та не на шутку разгневалась. Как ничтожные насекомые вообще смеют разговаривать с великим правителем?
Но премудрый царь Соломон думал иначе и возразил царице Савской...
«Нет, для меня велик лишь тот, —
Ответ царя был твёрд и сух, —
Кто к просьбам страждущих не глух», —
И повернул коня в обход.
И, вслед за ним пустившись в путь,
Весь Соломонов караул
Тот муравейник обогнул,
Не повредив его ничуть.
Американский поэт XIX века Джон Гринлиф Уиттьер был активным участником движения по отмене рабства. В стихотворении «Царь Соломон и муравей» он передает свою заветную мысль о том, что власть должна учитывать интересы всех своих граждан.
Для царицы Савской история с муравьем стала важным уроком по управлению государством.
В 3-й книге Царств Ветхого Завета приводится фраза царицы Савской после встречи с царем Соломоном: «Я не верила словам, доколе не приехала, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано». То есть, увиденное превзошло все ее ожидания.
Мы не знаем, что больше всего впечатлило царицу южных земель: подаренные ей царем Соломоном сокровища или его мудрые изречения? А может быть, если верить американскому поэту Джону Уиттьеру, простой не разоренный муравейник?
А Шеба, царский свой убор
Склонив, промолвила в ответ:
«Успеха твоего секрет
Мне был неясен до сих пор.
О Соломон, хвала и честь
Стране, чей царь, тебе под стать,
Способен страждущих понять,
Не реагируя на лесть!»
Все выпуски программы Прообразы
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема







