Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Может ли картина быть настоящим открытием, которым её автор делится с миром? Да, если это полотно Дмитрия Плавинского «Слово». В основе композиции — строка из Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

— Наденька, посмотри-ка вот на эту картину. Это же настоящий кроссворд!
— Володя, ты так любишь кроссворды, что даже в Третьяковской галерее его нашёл. Удивительный ты у меня человек!
— Как же называется эта работа? Дмитрий Плавинский «Слово». Какая необычная картина! На ней написаны древнерусские слова, множество слов! Строчки расположены вертикально и горизонтально. Они пересекаются. Похоже на какой-то древний свиток!
— Вот бы спросить у кого-нибудь, что за работа такая загадочная. Простите, вы, кажется, сотрудница галереи. Вы не могли бы рассказать нам об этой картине?
— Здравствуйте! Да, я работаю в Третьяковской галерее. Вас заинтересовала картина Дмитрия Плавинского «Слово», как я вижу. С радостью расскажу вам о ней. Художник написал её в 1967-м году. В основе композиции лежит первая строчка из Евангелия от Иоанна -— «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это написано по-церковнославянски, видите в центре картины? «Искони́ бе Слово, и Слово бе от Бога. И Бог бе Слово».
— Да, вот эта строчка! Я вижу её. Кажется, что она светится!
— Вы верно подметили. Художник добился такого эффекта с помощью художественных приёмов. Посмотрите, он использует оттенки приглушённого коричневого — в живописи этот цвет называется «сепия», а также золотистого и тёмно-серого, контрастно выделяя, высветляя отдельные фразы. Кажется, что текст проявляется буквально из глубины истории.
— Да и вот эти трещины в красочном слое по периметру картины создают эффект древности.
— И это тоже мастер делает намеренно. Он имитирует устаревшие, стёртые места, создаёт фактуру на поверхности полотна так, чтобы оно напоминало древнюю берестяную грамоту. Таким образом он погружает нас, зрителей, в мудрость веков. Размышляет вместе с нами о том, как зарождалось человечество, с чего всё начиналось. Заставляет задуматься о вечных вопросах.
— Картина Плавинского напоминает мне археологические раскопки. Когда миллиметр за миллиметром учёные открывают слои разных культур.
— Наденька, а помнишь ли ты, как мы в юности, когда учились в геологоразведочном, были с тобой в турпоходе под Новгородом? И познакомились с группой студентов-археологов, которые там практику проходили, участвовали в раскопках.
— Ах, и правда! Как давно это было! Они даже привлекали нас в качестве помощников.
— Как раз под Новгородом, а ещё в Ярославле и Пскове бывал в экспедициях и художник Дмитрий Плавинский, прежде чем написать картину «Слово». Он собирал там палеографический материал — исследовал славянскую письменность, исторические документы, древние артефакты. Его волновало это. Таким образом он выстраивал свою систему ценностей, миропонимания, связи между прошлым и настоящим.
— То есть, получается, в этой работе художник делится с нами своими открытиями.
— Именно так. Он нашёл первоисточник всего сущего в Боге. Об этом говорит нам строка из Евангелия от Иоанна, которую мастер взял за основу своего произведения. То есть для Плавинского в какой-то момент стало очевидным, что в основе Бытия — Господь Иисус Христос, Слово Божие. Что мы все и весь мир — суть Божественного замысла.
— Но всё-таки письменность появилась позже, чем возник мир, разве не так? Что-то в моё мировоззрение эта строка из Евангелия пока не укладывается...
— Под Словом в Евангелии от Иоанна понимается Христос. Господь — основа всего. И тех, добрых чувств, которые объединяют людей.
— Господь и нас соединил в том самом турпоходе.
— Никогда не забуду тот вечер у костра. Ты пел под гитару, а я смотрела на тебя, и чувствовала что-то светлое и доброе.
— Да, это была точка отсчета нашего пути длиною в жизнь.
— Как радостно, что работа Дмитрия Плавинского «Слово», вызвала у нас с вами такие тёплые чувства. Приходите почаще к нам, в Третьяковскую галерею!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов