Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Может ли картина быть настоящим открытием, которым её автор делится с миром? Да, если это полотно Дмитрия Плавинского «Слово». В основе композиции — строка из Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
— Наденька, посмотри-ка вот на эту картину. Это же настоящий кроссворд!
— Володя, ты так любишь кроссворды, что даже в Третьяковской галерее его нашёл. Удивительный ты у меня человек!
— Как же называется эта работа? Дмитрий Плавинский «Слово». Какая необычная картина! На ней написаны древнерусские слова, множество слов! Строчки расположены вертикально и горизонтально. Они пересекаются. Похоже на какой-то древний свиток!
— Вот бы спросить у кого-нибудь, что за работа такая загадочная. Простите, вы, кажется, сотрудница галереи. Вы не могли бы рассказать нам об этой картине?
— Здравствуйте! Да, я работаю в Третьяковской галерее. Вас заинтересовала картина Дмитрия Плавинского «Слово», как я вижу. С радостью расскажу вам о ней. Художник написал её в 1967-м году. В основе композиции лежит первая строчка из Евангелия от Иоанна -— «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это написано по-церковнославянски, видите в центре картины? «Искони́ бе Слово, и Слово бе от Бога. И Бог бе Слово».
— Да, вот эта строчка! Я вижу её. Кажется, что она светится!
— Вы верно подметили. Художник добился такого эффекта с помощью художественных приёмов. Посмотрите, он использует оттенки приглушённого коричневого — в живописи этот цвет называется «сепия», а также золотистого и тёмно-серого, контрастно выделяя, высветляя отдельные фразы. Кажется, что текст проявляется буквально из глубины истории.
— Да и вот эти трещины в красочном слое по периметру картины создают эффект древности.
— И это тоже мастер делает намеренно. Он имитирует устаревшие, стёртые места, создаёт фактуру на поверхности полотна так, чтобы оно напоминало древнюю берестяную грамоту. Таким образом он погружает нас, зрителей, в мудрость веков. Размышляет вместе с нами о том, как зарождалось человечество, с чего всё начиналось. Заставляет задуматься о вечных вопросах.
— Картина Плавинского напоминает мне археологические раскопки. Когда миллиметр за миллиметром учёные открывают слои разных культур.
— Наденька, а помнишь ли ты, как мы в юности, когда учились в геологоразведочном, были с тобой в турпоходе под Новгородом? И познакомились с группой студентов-археологов, которые там практику проходили, участвовали в раскопках.
— Ах, и правда! Как давно это было! Они даже привлекали нас в качестве помощников.
— Как раз под Новгородом, а ещё в Ярославле и Пскове бывал в экспедициях и художник Дмитрий Плавинский, прежде чем написать картину «Слово». Он собирал там палеографический материал — исследовал славянскую письменность, исторические документы, древние артефакты. Его волновало это. Таким образом он выстраивал свою систему ценностей, миропонимания, связи между прошлым и настоящим.
— То есть, получается, в этой работе художник делится с нами своими открытиями.
— Именно так. Он нашёл первоисточник всего сущего в Боге. Об этом говорит нам строка из Евангелия от Иоанна, которую мастер взял за основу своего произведения. То есть для Плавинского в какой-то момент стало очевидным, что в основе Бытия — Господь Иисус Христос, Слово Божие. Что мы все и весь мир — суть Божественного замысла.
— Но всё-таки письменность появилась позже, чем возник мир, разве не так? Что-то в моё мировоззрение эта строка из Евангелия пока не укладывается...
— Под Словом в Евангелии от Иоанна понимается Христос. Господь — основа всего. И тех, добрых чувств, которые объединяют людей.
— Господь и нас соединил в том самом турпоходе.
— Никогда не забуду тот вечер у костра. Ты пел под гитару, а я смотрела на тебя, и чувствовала что-то светлое и доброе.
— Да, это была точка отсчета нашего пути длиною в жизнь.
— Как радостно, что работа Дмитрия Плавинского «Слово», вызвала у нас с вами такие тёплые чувства. Приходите почаще к нам, в Третьяковскую галерею!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.