
Бывало, накрывают меня мысли, как темные волны: вот я — забитая, зашоренная, вечно чем-то недовольная, среда обитания: дом-храм-работа-поликлиника, или больница — это как повезёт. Больше ничего у меня нет. Все мои подруги и знакомые давным-давно успели создать семьи. Со многими потеряла связь — люди теперь занятые, семейные. Некогда! На их фоне я казалась себе неудачницей, а вопросы коллег по работе: «Как на личном фронте?» всё больше и больше выводили из себя. Темные волны еще больше накатывали:
— Вот у Даши — я понимаю! Полная чаша! Любящий муж, дети. А у меня не семьи, не детей, даже друзей не осталось — ничего!
Так сетовала я, лишь только находилось свободное время подумать о своём, наболевшем. Но однажды, снова погрузившись в эти свои эмоции совсем глубоко, заметила, что в душе стала подниматься уже просто какая-то муть. Уже не было конкретных мыслей, просто дурное общее ощущение.
— Что это?! — недоумевала я — что за странные, непонятные неприятные чувства? Ни на что не похоже...
А потом поняла: недовольство жизнью — ропот на Бога.
Я была совершенно изумлена, если не шокирована, что ропот — это не обязательно только слова или мысли, произнесённые вслух или про себя. Оказывается, бывает чувство ропота! Невероятно! Я ещё ни слова не произнесла, а в душе поднялась целая буря какого-то негодования и горечи!
Это тот же ропот! И нечего себя оправдывать, что я всё принимаю по жизни и грехом ропота не болею. Сердце не обманешь!
Безмолвный ропот. Это как молитва без слов, только наоборот! В первом случае душа стремится к Богу, а во втором — противится Творцу.
После такого неприятного открытия я не могла успокоиться: анализировала то, что со мной происходит. Очень хотелось выбраться из этого капкана, в который я сама себя и загнала.
И вот, в воскресенье, возвращаясь со службы, присела на остановке — ждать автобуса. Его долго нет. Ну и пусть! Зато есть время подумать, разобраться в себе. Я сижу на высокой лавочке, свесив ноги. Солнце в дымке. Надо мной каждые две минуты летают самолёты. Рядом аэропорт.
— Счастливые люди! По миру летают! — я мечтательно улыбаюсь — Да! Вот бы и мне так путешествовать!
Затем, оборачиваюсь и, долго смотрю в сторону нашего храма. Сердце замирает.
— Вот оно! Вот оно, моё счастье! Я смотрела на других, на то, чего бы мне хотелось, на видимый блеск, хотя откуда мне знать, что там внутри! А вот своего счастья почему-то не замечала. Вот же оно! Рядом! В шаговой доступности!
Неприятно было осознавать тот факт, что я чего-то требовала от Бога. Не просто просила, требовала. Зачем? Нужно ли мне это? Полезно ли? По силам ли мне такая ноша? Я об этом прежде не задумывалась.
Ведь у меня все было, что необходимо, именно то, что для меня, именно для меня приготовил любящий Бог. Любимое дело, дорогие сердцу люди, многие из них пришли в мою жизнь в самые трудные минуты.
Почему я принимала это как должное? Ведь это — бесценный дар Божий, за который нужно благодарить каждую минуту своей жизни!
Вот так, вышла после службы и получила все ответы, получила утешение в том солнечно свете на остановке. Господь рядом. И всегда дает нам лучшее для нас! Лучшее.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!