Образы святых встречаются во многих произведениях литературы. Это и новомученики и те, кто нам известен по ветхозаветной истории — праотцы, судьи, цари, пророки.
Сегодня мы говорим о праотце Адаме и стихотворении Семёна Липкина «Имена».
К началу Великой Отечественной войны поэту Семену Липкину исполнилось двадцать девять лет и он, как сам о себе пишет, с первых дней стал ее участником на суше и на море.
Стихотворение «Имена» Липкин написал в 1943 году в осажденном немцами Сталинграде. Оно — об Адаме и самых первых днях жизни человека на земле...
Жестокого неба достигли сады,
И звезды горели в листве, как плоды.
Баюкая Еву, дивился Адам
Земным, незнакомым, невзрачным садам.
Когда же на небе плоды отцвели
И Ева увидела утро земли,
Узнал он, что заспаны щеки ее,
Что морщится лоб невысокий ее.
Улыбка вины умягчила уста,
Коса золотая не очень густа...
Имя «Адам» означает «земля», он — самый первый человек, отец всего рода человеческого, праотец. Из Книги Бытия известно, что Бог создал первого человека из праха земного, дал ему «дыхание жизни и стал Адам душой живой».
Для Адама Бог насадил в Эдеме сад и сотворил из его ребра первую женщину — Еву. Созданный по образу и подобию Божию, Адам являлся венцом творения и был благословлен Богом на владычество над землей и всеми живыми существами. В раю Адам стал сотворцом Бога — он давал всему, что его окружало, имена.
В стихотворении Семена Липкина изгнанный из Рая Адам и на земле продолжает заниматься той же самой работой. Первый человек, и он же — первый на земле поэт...
Работа была для Адама трудна:
Явленьям и тварям давал имена.
Сквозь темные листья просеялся день.
Продумал Адам и сказал: — Это тень.
Услышал он леса воинственный гнев.
Подумал Адам и сказал: — Это лев.
Не глядя, глядела жена в небосклон.
Подумал Адам и сказал: — Это сон.
Стал звучным и трепетным голос ветвей.
Подумал Адам и сказал: — Соловей.
Незримой стопой придавилась вода, —
И ветер был назван впервые тогда.
В Священном Писании сказано: после грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая, лишены бессмертия и стали тяжелым трудом добывать себе на земле хлеб насущный.
Первые сыновья Адама и Евы — Каин и Авель. Каин — убийца брата, Авель — его невинная жертва.
В осажденном Сталинграде Семен Липкин мучительно размышляет об этом первом в истории человечества преступлении, после которого на земле не перестает литься кровь и продолжаются войны.
А братьев дорога все дальше вела.
Вот место, где буря недавно была.
Расколотый камень пред ними возник,
Под камнем томился безгласный тростник.
Но скважину Авель продул в тростнике,
И тот на печальном запел языке,
А Каин из камня топор смастерил,
О камень его лезвие заострил.
Есть древняя загадка: «Когда весь мир плакал?» Ответ на нее такой: «Когда Адам и Ева согрешили».
В стихотворении «Имена» Семен Липкин показывает, что смерть не является творением Бога. Смерть и страдания — следствие грехопадения человека, а грехопадение — следствие человеческого своеволия.
Погруженный в ад войны поэт не ропщет на Бога, а призывает людей глубже заглянуть в самих себя, в свою душу и помыслы.
«— Зачем это нужно, — вздыхает жена, —
Явленьям и камням давать имена?
Мне страшно, когда именуют предмет! —
Адам ничего не промолвил в ответ:
Он важно за солнечным шаром следил,
А шар за вершины дерев заходил,
Краснея, как кровь, пламенея, как жар,
Как будто вобрал в себя солнечный шар
Все красное мира, всю ярость земли, —
И скрылся. И, медленно зрея вдали,
Всеобщая ночь приближалась к садам.
„Вот смерть“, — не сказал, а подумал Адам.
И только подумал, едва произнес,
Над Авелем Каин топор свой занес».
В финале стихотворения возникает еще одна тема — величайшей ответственности человека за результаты своей деятельности, в данном случае — творческой.
Поэт и переводчик Семен Липкин говорил, что всю жизнь его интересовали только три темы: Бог, народ, история (и человек в ней).
Бог — на первом месте. А история и жизнь человека — как ожидание и место встречи с Богом.
В повести «Записки жильца» Семен Израилевич Липкин подвел итоги войне, которую он прошел от первого дня до победы, с поистине библейской мудростью.
«Кто победил и кто побеждён? Не Сталин разгромил Гитлера, не русские одолели немцев — победило страдание, дух поборол плоть. Могучее государство фараонов поникло перед безоружным племенем, ибо маленькая, крытая камышом пустыни скиния Завета бесконечно сильнее великолепной, закованной в сталь конницы, неисчислимых копьеносцев и лучников. И государство, которому служил Понтий Пилат, не восторжествовало над другими государствами — восторжествовало распятое страдание...»
«Второй Адам» — в христианстве святые отцы так называют победившего смерть Иисуса Христа.
В 1943 году под бомбежками в Сталинграде Семен Липкин размышлял о Христе, начиная с праотца Адама — первого человека, который прожил на земле 930 лет, оставив после себя многочисленное потомство — нынешнее человечество.
Все выпуски программы Прообразы
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема