Люблю разговаривать с пожилыми людьми. Они сделали свои выводы и готовы радостно делиться с нами. Вижу, что мои сверстники часто отмахиваются от таких советов. А мне нравится слушать и подчас изумляться открытиям, которые приходят так поздно.
В прошлое воскресенье после службы задержалась в притворе с пожилой дамой — Верой Владимировной. Её жизнь, как у многих, не была простой и гладкой. Много сделано ошибок. Но сейчас она выглядела спокойной, гармоничной. Говорит: сделала выводы и к старости добилась гармонии в семье, размеренной пенсионной жизни.
«Понимаешь, Аннушка, — рассказывает Вера Владимировна — в старости часто мучает бессонница. Лежишь в своей постели, и всё прошлое перед глазами встаёт. Кому что сказала. Как с кем поступила. А вспоминаются, я тебе скажу, не самые приятные моменты.
Ответила знакомой слишком грубо на оскорбление. Её на свете уж лет семь нет. А я всё думаю, неужели оно того стоило?
Начальству нажаловалась на коллегу за плохо выполненную работу. Того наказали. Спрашиваю себя — "Тебе так важно это было?".
Потом сама же в годовом отчёте ошиблась. Не заметили. Хороша разве?
И вспоминаешь каждый такой момент. А потом думаю: но ведь и хорошего сколько было?
С работой подруге подсобила, когда та осталась без мужа и дохода.
Сироте помогла в вуз поступить.
Бедных сколько кормила.
Да, вроде, и неплохо-то жизнь прожила. Поставлю себе "пятёрочку". Больше никто не поставит. А всё равно мысли роятся — оправдала себя или нет? Добрые поступки разве перекрывают недобрые?
Покаялась на исповеди. Верую, что Господь простил. А я всё равно всё помню.
Аннушка, ты пока в такой активной жизни, спеши делать добрые дела. Не торопись обличать и осуждать. Всё проходит, а память жива. И всё сделанное зло потом лежит на дне сердца. Как гнилая картошка в тёмном углу погреба».
Старушка рукой махнула и замолчала, мол, что тут ещё скажешь?
Я шла по пыльной дороге от храма к дому и размышляла над словами Веры Владимировны. Чего старости ждать? И сейчас, не спится иной раз. Тоже думаю, зачем я так жестока? Если мне кажется, что со мной поступили несправедливо, отвечу так, что переплюну любого обидчика. Но ведь не стоит оно того.
Вспомнились слова святителя Луки Крымского: «Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери. Живи просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко... А остальное — предоставь Господу».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
17 декабря. Об эпохе служения Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского
Сегодня 17 декабря. День памяти Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, отошедшего ко Господу в тысяча пятьсот пятом году.
Об исторической эпохе его служения — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (17.12.2025)
Псалом 75. Богослужебные чтения
Терпение имеет конец. И человеческое, и Божественное. В случае с последним лучше этого конца не дожидаться. Во избежание самых тяжёлых последствий. Об этом, среди прочего, говорится в псалме 75-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 75.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Псалом 75-й был написан значительно позже и царя Давида, и его сына Соломона. Данное произведение, скорее всего, возникло на рубеже восьмого и седьмого веков до Рождества Христова — примерно в годы правления иудейского царя Езекии. Езекия был праведным и богобоязненным правителем. Он не только заботился о собственном благочестии, но и от народа требовал отказаться от каких-либо форм идолопоклонства. Надо сказать, что в те времена древняя Иудея периодически поддавалась искушению обратиться к язычеству. И Езекия всячески старался данное падение предотвратить, чтобы не лишиться защиты Бога истинного.
И вот наступил момент, когда могущество Господа, Его превосходство над ложными богами оказалось очевидным. Древнему Израилю стала угрожать Ассирия. Езекия, смирившись, принял статус вассала ассирийского царя Сеннахирима, стал платить ему дань. Между прочим, с согласия пророков Божиих, которые советовали Езекии не вступать в войну. Но Ассирии всё было мало. Сеннахирим осадил Иерусалим, стал угрожать разрушить храм Бога истинного, кривлялся и богохульствовал. Терпению Божию наступил конец. В лагере ассирийцев вспыхнула какая-то страшная болезнь.
В итоге, остатки захватчиков стремительно свернули лагерь и отправились восвояси. А свидетель произошедшего — безымянный иудейский поэт — составил псалом 75-й, в котором прославляет величие Бога и подчёркивает, как важно быть верным истинному Творцу вселенной. Описывая случившееся, автор псалма восхваляет Господа: «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань. Ты славен, могущественнее гор хищнических».
Псалмопевец указывает на абсолютную беспомощность людей перед силой Господней. Даже сильная и многочисленная армия Ассирии не смогла устоять перед могуществом Бога истинного. Или читаем в псалме: «Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь». Автор псалма свидетельствует, как глупо и безответственно испытывать терпение Господне. И Сеннахирим обоснованно поплатился за проявленное богохульство. Бог наказал его за гордость и опрометчивое самолюбование. Но речь идёт не о мести, а о вразумлении. И самого ассирийского царя, и тех, кто был ему подчинён. Читаем мы в псалме: «Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего? С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла, когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли. И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь».
Вывод, который делает автор псалма, совершенно понятен, прозрачен. Если ты хочешь жить в мире и радости, живи в согласии с заповедями Божиими. Тогда Господь поможет тебе преодолеть самые разные трудности, даже самые тяжёлые, на первый взгляд неподъёмные. Потому что все судьбы этого мира находятся в руках Божиих. Власть над окружающей нас реальностью принадлежит исключительно Ему. Или как читаем мы в завершении псалма: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному: Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных».











