«Остановивший смерть» — так называли москвичи врача-эпидемиолога Симона Зеликовича Горелика. В 1939 году доктор ценой собственной жизни сумел предотвратить в столице эпидемию чумы.
Доктор Горелик, уроженец Бобруйского уезда Минской губернии, несколько лет жизни провёл за границей. В Париже окончил медицинский факультет Университета Сорбонна. В Швейцарии занимался бактериологией — особенно пристально изучал чуму, и даже опубликовал на эту тему несколько научных статей. А в 1917-м году, незадолго до октябрьских событий, 32-х летний доктор неожиданно вернулся в Россию. И остался на Родине даже после Октябрьских событий. В Гражданскую войну служил врачом в Красной Армии. В 1922-м получил должность ассистента на кафедре терапии Первого медицинского института в Москве. Одновременно работал в столичной Ново-Екатерининской больнице. Доктора Горелика любили пациенты и уважали коллеги за доброе, внимательное, человеческое отношение к каждому, с кем он общался.
В 1939-м году в Ново-Екатерининскую клинику поступил особенный пациент. Это был известный микробиолог Абрам Львович Берлин. Заместитель директора саратовского научно-исследовательского института «Микроб» и один из главных разработчиков вакцины против чумы, он приехал в Москву на коллегию Народного комиссариата здравоохранения. Незадолго до этого доктор привил себе экспериментальную противочумную вакцину. Инкубационный период благополучно миновал. И теперь испытатель спешил поделиться с коллегами уникальным опытом. Доклад Берлина встретили овациями. А после заседания, уже в гостиничном номере, ему вдруг стало нехорошо. Приехала скорая и диагностировала крупозное воспаление лёгких. Так Берлин попал в Ново-Екатерининскую больницу, к доктору Горелику — в ту ночь он дежурил по клинике. Симон Зеликович самым тщательным образом осмотрел пациента. Опытному эпидемиологу не понадобились даже результаты анализов — он сразу понял, что «скорая» поставила ошибочный диагноз. У Берлина не пневмония, а... чума! И велика вероятность того, что и сам доктор Горелик теперь заразился. Получалось, что в больничной смотровой образовался очаг эпидемии чумы. Покинь кто-нибудь один помещение, и зараза неминуемо распространится. Под угрозой окажется вся Москва. А значит, за пределы смотровой выходить нельзя — ни Берлину, ни ему самому.
В смотровой был телефон. Горелик позвонил в Наркомат здравоохранения. Начались срочные карантинные мероприятия. В считанные минуты больницу перевели на чрезвычайное положение. Быстро разыскали всех, с кем в тот вечер контактировал Берлин и поместили в спецкарантин. Было сделано всё, чтобы предотвратить распространение смертоносной эпидемии. Но главное сделал доктор Горелик — остался в добровольной изоляции вместе с больным. Берлину между тем становилось хуже. Симон Зеликович ухаживал за коллегой, стараясь облегчить его последние часы. Берлин скончался первым. Заболел и доктор Горелик. И остался в одиночестве переживать тяжёлые физические страдания, вызванные чумой. Коллеги в специальных противоэпидемических костюмах готовы были войти к нему, чтобы хоть как-то облегчить последние часы. Но Симон Зеликович наотрез отказывался от помощи — защитный костюм не гарантировал стопроцентную безопасность, а рисковать жизнями людей он не хотел. Спустя некоторое время болезнь забрала самоотверженного доктора Горелика.
Через несколько дней после событий в Ново-Екатерининской больнице собралась комиссия. Медики, силовики, представители власти долго и тщательно обсуждали и взвешивали факты. И сделали однозначный вывод: решение, которое в ответственную минуту принял Симон Горелик, было единственно верным и высокопрофессиональным. Врач пожертвовал собой, чтобы спасти город от страшной эпидемии. Он погиб, но сумел остановить смерть.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер