
Фото: PxHere
Царь Фёдор Алексеевич Романов — Фёдор III-й — правил Российским государством недолго: всего 6 лет. Он взошёл на престол в 1676 году пятнадцатилетним юношей. Часто и тяжело болел, и скончался в возрасте 20-ти лет. Историк Сергей Соловьёв писал: «От слабого и болезненного Феодора нельзя было ожидать сильного участия в тех преобразованиях, в которых более всего нуждалась Россия...» Однако даже за столь короткий период царствования, добрая половина которого прошла на одре болезни, Фёдор Алексеевич успел сделать для Отечества очень многое. И хотя в учебниках истории Фёдору Третьему, как правило, посвящена всего пара абзацев, именно он заложил основы тех грандиозных преобразований, которые впоследствии воплотил в жизнь его родной брат, император Пётр Первый.
Одним из первых шагов в этом направлении стала перепись населения, которая по указу Фёдора Алексеевича прошла в 1678 году. По итогам переписи было введено Подворное обложение — единый прямой налог, который уплачивался с каждого двора — то есть, домохозяйства. По сравнению с прежней довольно сложной и запутанной системой податей, это был настоящий экономический прорыв. Подворное обложение гарантированно пополняло казну и при этом упрощало людям жизнь.
Молодой правитель даже к преступникам относился с состраданием. Так, например, в 1680 году Фёдор Алексеевич смягчил некоторые из уголовных наказаний — в частности, отменил установление отрубать руки за воровство. Добросердечие воспитывал в царе с самых юных лет его учитель и духовный наставник, богослов, философ и поэт, иеромонах Симеон Полоцкий. Симеон дал Фёдору Алексеевичу всестороннее образование. Неудивительно, что государь решил способствовать распространению наук. В 1681 году по его указу при Заиконоспасском монастыре Москвы открылась Типографская школа. В дальнейшем она была преобразована в первое высшее учебное заведение на Руси — Славяно-греко-латинскую Академию.
Фёдор Алексеевич провёл масштабную административную реформу. Важным шагом стала отмена так называемого местничества. То есть, порядка, при котором государственные должности распределялись в зависимости от древности рода и заслуг предков. По этой причине для многих, даже самых талантливых и образованных, но не слишком родовитых людей, продвижение по служебной лестнице становилось невозможным. Государь не просто отменил это правило, но и повелел сжечь разрядные книги — записи о том, какие посты в Боярской думе занимали представители того или иного рода.
В царствование Фёдора Алексеевича, в 1681 году, между Турцией и Россией после нескольких лет военного противостояния был заключён Бахчисарайский мир. Соглашение, в результате которого Османская империя признавала за Россией Левобережную Украину — стратегически важную для русского государства территорию. Сразу после этого началась реформа армии. Царь решил заменить ополчение, которое созывалось лишь в период военных действий, на регулярное войско — «полки нового строя», созданные по европейскому образцу.
При Фёдоре Третьем изменился облик Москвы. Именно тогда её стали называть Белокаменной. Царь вкладывал средства казны в капитальное строительство, постепенно заменяя недолговечные и пожароопасные деревянные строения прочными, каменными. Благодаря этому до наших дней в столице сохранилось множество уникальных зданий и храмов той эпохи — например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово.
Историки называют государя Фёдора Алексеевича Романова зачинателем петровских реформ. Всего за шесть лет молодой царь сумел подготовить путь, который продолжили его преемники, сделавшие Россию сильной и могучей державой.
Все выпуски программы Открываем историю
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема