
Фото: PxHere
Царь Фёдор Алексеевич Романов — Фёдор III-й — правил Российским государством недолго: всего 6 лет. Он взошёл на престол в 1676 году пятнадцатилетним юношей. Часто и тяжело болел, и скончался в возрасте 20-ти лет. Историк Сергей Соловьёв писал: «От слабого и болезненного Феодора нельзя было ожидать сильного участия в тех преобразованиях, в которых более всего нуждалась Россия...» Однако даже за столь короткий период царствования, добрая половина которого прошла на одре болезни, Фёдор Алексеевич успел сделать для Отечества очень многое. И хотя в учебниках истории Фёдору Третьему, как правило, посвящена всего пара абзацев, именно он заложил основы тех грандиозных преобразований, которые впоследствии воплотил в жизнь его родной брат, император Пётр Первый.
Одним из первых шагов в этом направлении стала перепись населения, которая по указу Фёдора Алексеевича прошла в 1678 году. По итогам переписи было введено Подворное обложение — единый прямой налог, который уплачивался с каждого двора — то есть, домохозяйства. По сравнению с прежней довольно сложной и запутанной системой податей, это был настоящий экономический прорыв. Подворное обложение гарантированно пополняло казну и при этом упрощало людям жизнь.
Молодой правитель даже к преступникам относился с состраданием. Так, например, в 1680 году Фёдор Алексеевич смягчил некоторые из уголовных наказаний — в частности, отменил установление отрубать руки за воровство. Добросердечие воспитывал в царе с самых юных лет его учитель и духовный наставник, богослов, философ и поэт, иеромонах Симеон Полоцкий. Симеон дал Фёдору Алексеевичу всестороннее образование. Неудивительно, что государь решил способствовать распространению наук. В 1681 году по его указу при Заиконоспасском монастыре Москвы открылась Типографская школа. В дальнейшем она была преобразована в первое высшее учебное заведение на Руси — Славяно-греко-латинскую Академию.
Фёдор Алексеевич провёл масштабную административную реформу. Важным шагом стала отмена так называемого местничества. То есть, порядка, при котором государственные должности распределялись в зависимости от древности рода и заслуг предков. По этой причине для многих, даже самых талантливых и образованных, но не слишком родовитых людей, продвижение по служебной лестнице становилось невозможным. Государь не просто отменил это правило, но и повелел сжечь разрядные книги — записи о том, какие посты в Боярской думе занимали представители того или иного рода.
В царствование Фёдора Алексеевича, в 1681 году, между Турцией и Россией после нескольких лет военного противостояния был заключён Бахчисарайский мир. Соглашение, в результате которого Османская империя признавала за Россией Левобережную Украину — стратегически важную для русского государства территорию. Сразу после этого началась реформа армии. Царь решил заменить ополчение, которое созывалось лишь в период военных действий, на регулярное войско — «полки нового строя», созданные по европейскому образцу.
При Фёдоре Третьем изменился облик Москвы. Именно тогда её стали называть Белокаменной. Царь вкладывал средства казны в капитальное строительство, постепенно заменяя недолговечные и пожароопасные деревянные строения прочными, каменными. Благодаря этому до наших дней в столице сохранилось множество уникальных зданий и храмов той эпохи — например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово.
Историки называют государя Фёдора Алексеевича Романова зачинателем петровских реформ. Всего за шесть лет молодой царь сумел подготовить путь, который продолжили его преемники, сделавшие Россию сильной и могучей державой.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер