В начале 80-х годов ХХ века на театральной сцене впервые прошла рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». В основу пронзительной истории о любви и верности были положены реальные исторические факты. Русский дипломат и путешественник Николай Резанов действительно в начале XIX-го века предпринял поездку в Америку. И во многом благодаря ему в мае 1812-го года на берегу Тихого океана, появилась крепость Форт-Росс — русская колония на побережье солнечной Калифорнии.
Возникновение Форт-Росса тесным образом связано с освоением Аляски, которую ещё в 1732-м открыли русские мореплаватели Михаил Гвоздев и Александр Фёдоров. К концу XVIII века там появились первые русские поселения — в частности, основанная иркутским купцом Григорием Шелиховым гавань Трёх святителей. Новые земли оказались богаты пушниной, и осваивать их было для России экономически выгодно. Однако в суровом арктическом климате Аляски было невозможно выращивать хлеб. От идеи доставлять переселенцам зерно из России отказались практически сразу — слишком далеко и дорого. Одним из первых, кто попытался решить вопрос, оказался граф Николай Резанов. В 1807-м году он объехал южное побережье Американского континента в поисках места, откуда можно было бы напрямую, максимально быстро доставлять продовольствие на Аляску. Выбор пал на испанскую колонию Калифорния: плодородная земля, дающая обильный урожай едва ли не круглый год, и до Аляски по морю подать рукой. Резанов закупил в Калифорнии провизию и два больших парусных судна, которые назвал «Юнона» и «Авось». Корабли доставили груз к месту назначения. По этой схеме можно было бы действовать и впредь. Однако руководству организации, которая занималась освоением Аляски, пришёл в голову более оптимальный вариант. Не закупать зерно в Калифорнии, а самим его там выращивать. Так весной 1812 года на живописном зелёном плато в 80-ти километрах от Сан-Франциско выросло русское поселение — крепость Форт-Росс. Земля здесь принадлежала индейцам, но они охотно уступили её в обмен на орудия труда — мотыги, плуги, топоры, лопаты. Территория площадью более тысячи трёхсот гектаров официально закрепилась за русскими колонистами. Кстати, с туземцами переселенцы вполне мирно уживались. В крепости индейцы всегда могли найти хорошо оплачиваемую работу — в основном их привлекали к сельскохозяйственной деятельности.
Очень скоро Форт-Росс прославился на всю Калифорнию. У русских переселенцев были плодородные пашни, фруктовые сады, судостроительные верфи, ветряные мельницы и первая в этих местах православная часовня во имя Живоначальной Троицы. При часовне действовал сиротский приют. Именно в Форт-Россе впервые в Калифорнии начали выращивать виноград. Каждый год фортроссцы собирали богатый урожай яблок, груш, персиков. На полях колосилась рожь и пшеница. На Аляску регулярно отправлялись суда, нагруженные зерном. Однако время шло, русских поселений на Аляске становилось всё больше, соответственно, требовалось и больше продовольствия. Форт-Росс уже не мог полностью обеспечить эти потребности. К тому же у России позже нашлись другие, более выгодные способы снабжения Аляски. Форт-Росс выполнил свою миссию, и в 1839-м году было принято решение об упразднении русской колонии в Калифорнии. С этого момента и вплоть до начала ХХ века Форт-Россом владело частное лицо. В 1906 году штат Калифорния выкупил крепость. На её территории открылся музейный комплекс — Исторический парк Форт-Росс. Каждый год в память об уникальной истории этого места в Троицкой часовне совершается Божественная литургия, а над крепостью поднимается Российский флаг.
Все выпуски программы Открываем историю
«Полёт на воздушном шаре»
Мы с друзьями давно мечтали полетать на воздушном шаре. И однажды нам удалось всё организовать. Самое лучшее время для полёта— это раннее утро, когда солнце ещё не нагрело воздух, и непредсказуемые воздушные потоки не успели появиться. Наша группа выехала затемно, и на рассвете уже была на месте — просторном поле, где стоял готовый для взлёта шар. Помню, как с трепетом приближались к этому шару — огромного пузырю полосатой ткани с гигантской плетёной корзиной и газовыми баллонами. А потом забрались в корзину и взлетели. До сих пор ощущаю, как мы поднимались всё выше, выше и выше, оставляя позади изумрудного цвета поле, бесшумно пролетая над верхушками деревьев, над извилистой рекой. Прямо дух захватывало! Я подняла глаза к небу, к солнцу и вдруг почувствовала, как душа переполняется ощущением счастья и внутренней гармонии, как тишина и безмятежность этого утра, этого полёта делают меня ближе к Богу!
Все выпуски программы Утро в прозе
23 января. О жизни и трудах преподобного Маркиана Константинопольского
Сегодня 23 января. День памяти преподобного Маркиана Константинопольского, жившего в V веке.
О его жизни и трудах — священник Августин Соколовски.
Маркиан пресвитер прославлен церковью за строительство храмов и священническую праведность. Жизнь его — незримая история искупления в отдельно взятой человеческой биографии. Историки говорят, что изначально Маркиан был раскольником из партии Новациан. Это течение сохраняло православную догматику, но отличалось крайней строгостью требований к церкви и особенно к ее служителям. Общение с великим старцем того времени, преподобным Авксентием Вифинским, который основал Авксентиеву гору, одну из четырех святых гор византийского монашества, из которых до наших дней дошел лишь Афон, привело Маркиана в единство с православной церковью. Святой патриарх Анатолий, уроженец Александрии и наследник строгой монашеской традиции Египта, сам возвел его в сан пресвитера. Вскоре Маркиан лишился родителей. Будучи выходцем из знатной римской семьи, он решил отдать на строительство храмов все свое наследство. Так словно раскол, который сам по себе заключается в разделении церквей, упразднялся в их возведении. Прежде Маркиан принадлежал к тем, кто требовал добродетели от других. Теперь же стал жить в милосердии и нестяжании.
Пример Маркиана учит тому, что строительство храмов становится основанием и причиной святости, если сопряжено с правоверием, добродетелью, нестяжанием и милосердием. И, конечно же, оно должно идти рука об руку с миссионерством.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 января. О рассуждениях Святителя Феофана Затворника о празднике Святого Богоявления
Сегодня 23 января. Попразднство Богоявления.
О рассуждениях Святителя Феофана Затворника о празднике Святого Богоявления — священник Алексий Долгов.
Святитель Феофан Затворник, прекрасный богослов и строгий аскет, переживал Крещение Господне, а именно этот праздник мы сейчас отмечаем, как прежде всего Богоявление. Ипостась Бога Отца была явлена голосом с неба. Ипостась воплотившегося Христа Крещением в Иордане. Ипостась Бога Духа Святого голубем, сошедшим на крестившегося Сына Божия. Крещение или Богоявление, по мысли святителя Феофана, приоткрывает нам тайну отношений лиц Пресвятой Троицы. Дух Святой исходит от Отца и в Сыне почивает, но не исходит от Сына Божия. В празднике Крещения Господь открывает, что домостроительство нашего спасения совершается воплотившимся Сыном Божиим, но не одним только Христом, но и соприсущим ему Святым Духом и Богом Отцом, то есть всей Пресвятой Троицы. Иными словами, спасение совершается Господом Иисусом Христом, благодатью Святого Духа и благоволением Отца Небесного.
Святитель Феофан Затворник считал, что в празднике Крещения Господня, который еще называется в Церкви Днем Светов, «Православные таинства сияют Божественным Светом и просвещают умы и сердца тех, кто празднует с верой святое Богоявление».
Все выпуски программы Актуальная тема