Одним из символов технического прогресса первой половины XIX-го столетия стал паровой двигатель. Новшество быстро нашло применение на флоте многих стран. Морским судам он обеспечивал, прежде всего, быстроходность и манёвренность. А главное — полную независимость от силы и направления ветра. Первым в истории Российского флота боевым паровым кораблём стал пароход «Метеор». Его строительство началось в марте 1823-го года на черноморской Николаевской верфи.
Стоит заметить, что паровые корабли в России диковинкой тогда уже не были: в распоряжении Балтийского и Черноморского флота имелись несколько буксиров, оснащённых паровыми машинами. Однако это были невооружённые суда, которые выполняли исключительно вспомогательные функции — предназначались для грузоперевозок и буксировки парусных кораблей.
«Метеор» строился специально для Черноморской эска́дры. В отличие от Балтики, где обстановка в XIX веке была довольно спокойной, над Чёрным морем висела постоянная угроза столкновения с враждебно настроенной Турцией. Поэтому техническая новинка была особенно необходима именно там. Всё это хорошо понимал дальновидный командующий Черноморским флотом, вице-адмирал Алексей Грейг. Ему и принадлежала идея постройки первого боевого парохода. Работу Грейг поручил полковнику корпуса корабельных инженеров Илье Разумову. Два года потребовалось ему, чтобы создать оснащённый по последнему слову техники корабль. Длина парохода составляла тридцать шесть с половиной метров, ширина — чуть больше шести, осадка — два с небольшим метра. На борту парохода располагались четырнадцать пушек. Две паровые машины общей мощностью в 60 лошадиных сил позволяли «Метеору» не зависеть от ветра. Летом 1825-го «Метеор» был спущен на воду, и после необходимых испытаний официально зачислен в состав Черноморского флота. Командиром «Метеора» был назначен «14-го класса штурманский помощник» Григорий Михновский.
Очень скоро пароходу довелось проявить себя в бою. В 1828 году началась Русско-Турецкая война. Большую опасность Крыму и Кубани представляла хорошо укреплённая турецкая крепость Анапа. В апреле 1828-го «Метеор» принял участие в её осаде. Там, где парусные суда не могли свободно маневрировать из-за дувшего с гор ветра, пароход легко переходил с одного места на другое и пушечными выстрелами поражал противника. Крепость пала через месяц, и стала русским городом Анапой — ныне это знаменитый всероссийский курорт. А «Метеор» продолжил свой боевой путь. Участвовал в блокаде и взятии Варны и других крепостей на побережье тогда ещё османской Болгарии. 24 июля 1828-го сопровождал возвращавшегося с театра военных действий — из Варны в Одессу — фрегат «Императрица Мария» с государем Николаем I на борту.
В 1829 году Русско-Турецкая война закончилась победой России и Адрианопольским мирным договором. Первый русский боевой пароход «Метеор» перевели на мирную портовую службу, которую он нёс в течение двенадцати лет. Между тем паровые двигатели становились всё мощнее. «Метеор» перестал быть технической новинкой. Именно поэтому в 1839-м году первый боевой пароход разобрали. И пусть век «Метеора» оказался недолгим — славно послужив Отечеству, именно он положил начало переходу Российского флота от парусов к пару.
Все выпуски программы Открываем историю
- Политехническая выставка 1872 года в Москве
- Латинская Америка и царская Россия
- Могила Неизвестного солдата. Из истории мемориала
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема