«29-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«29-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово». Священник Стахий Колотвин

29-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово (11.01.2025)
Поделиться Поделиться
Священник Стахий Колотвин в студии Радио ВЕРА

о. Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.

Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал.1:11—19) и Евангельского (Мф.2:13—23) чтений в 29-е воскресенье по Пятидесятнице (Неделя по Рождестве Христовом), о празднике обрезания по плоти Иисуса Христа, о Крещенском сочельнике, а также о днях памяти святителя Василия Великого, 70-ти апостолов.


М. Борисова

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Ризоположения в Леонове, священник Стахий Колотвин.

Иерей Стахий

— Добрый вечер.

М. Борисова

— И с его помощью мы постараемся разобраться в том, что ждет нас в церкви завтра, в 29-е воскресенье после Пятидесятницы — его еще называют воскресенье по Рождестве Христовом, и на наступающей неделе. Как всегда, по традиции, постараемся вникнуть в смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из Апостольских Посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из Послания апостола Павла к Галатам, из 1-й главы, стихи с 11-го по 19-й. В этом отрывке апостол пишет, что «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». И дальше он говорит очень странную вещь: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». Вот почему для апостола Павла столь принципиально важно не только подчеркнуть откровенный характер его познания Христа, но и подчеркнуть, что он не общался с апостолами? Ну казалось бы, почему.

Иерей Стахий

— Вот когда мы поем в Символе веры, что верую во Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, для нас очень важный момент, что истина Христова, она именно в Церкви, и Господь воздвигает апостолов. И если, например, теоретически предположить, что все книги Священного Писания будут сожжены, все электронные копии уничтожены специальным вирусом, который, по ключевым словам, будет с запасом уничтожать, там даже со словами святоотеческими, электронные записи, то все равно Господу ничего не мешает воздвигнуть снова апостола. Да, мы знаем, что множество еретических течений, сект более близкого к нам времени, они пользовались вот таким пониманием, что тоже: ой, вот появился какой-то апостол, появился пророк, вот сейчас он что-то от Христа возвестит. Но почему это было просто раскусить? Потому что это не совпадало с учением апостольским, которое у нас есть. Когда мы видим апостола Павла, подчеркивающего свое собственное призвание, отдельное, что он подчеркивает, что как Господь взял и призвал на берегу Галилейского озера Андрея и Петра, Иакова и Иоанна, а потом Он, уже посреди городской суеты, призывает там апостола Матфея, а Иуду он вообще призывает в Иудее, а не в Галилее, в отличие северных всех остальных апостолов. Когда мы видим, как восстанавливается число 12-ти апостолов по жребию, что апостолы берут, выбирают достойнейших, а Господь показывает, кого Он особо выделяет. Когда мы видим, что состав 70-ти апостолов меняется куда существеннее, чем состав апостолов от 12-ти, и множество апостолов, в том числе и мой святой покровитель, апостол Стахий, это те люди, которые не видели Христа, не были в числе тех 70-ти апостолов, из которых, как мы видим, отпали от Христа после того, как Его схватили, куда большее число людей. И то мы видим, что Господь Своим Духом Святым наполняет и вдохновляет людей безотносительно каких-то географических, временных границ. Именно поэтому Церковь, когда она принимает постановления на Вселенских соборах о вероучении — вот нет учения о Святой Троице, сформулированного так, как оно сформулировано на I и II Вселенском соборе или учения о воплощении Христа так, как оно сформулировано на уже III, IV, V Вселенском соборе, что этих слов нет в Священном Писании, но это не значит, что они им противоречат. Нет, Дух Святой сохраняет их в гармонии. Тем не менее нам очень важна вот это непротиворечивость. Как я уже сказал про исторических еретиков и современных сектантов, то, что обязательно апостолу Павлу — он укрепился в вере, в общении с Богом, да, он пошел проповедовать, да, он пошел, какой-то аскетический там опыт получил. Но тем не менее все равно он приходит в Иерусалим и показывает, что он к апостолу Петру прислушивается, что он у него пребывает, что он себя ему не противопоставляет, что он ему не враг, что он его тоже величие почитает. Хотя потом мы знаем, что на Апостольском соборе он будет спорить с апостолом Петром, и мнение апостола Павла восторжествует, что не нужны ветхозаветные предписания, что не нужно обрезываться православным христианам, на чем апостол Петр настаивал. Но тем не менее он показывает вот это уважение. Поэтому точно так же, когда мы видим, вот уже и какие-то еретики, сектанты говорят: вот у вас апостол, пророк еще кто-то — да, Господь предупреждал: восстанут лжехристы и лжепророки. Мы смотрим, насколько это сочетается со Священным Преданием, с тем, что Дух Святой хранит в Церкви на протяжении веков. И видим — да, Господь постоянно, Дух Святой дышит. И поэтому нельзя сказать: ой, святой отец XX века, новомученик, берет, какие-то наставления дает — и зачем они нам нужны, у нас есть наставления полуторатысячелетней давности. Нет, потому что это его новое слово, к современным реалиям, все равно Духом Святым направляется. Хотя он, как человек, может во множестве деталей ошибаться. И точно так же мы смотрим на начало зарождения Церкви, на то, как апостолы идут и благовествуют, и мы видим, как Дух Святой берет и направляет, и может направить вчерашнего гонителя. Тем не менее, помимо такого осмысления истории Церкви, действия Духа Святого — русскому человеку свойственно как-то более масштабно мыслить. Все-таки нам немножко смириться и подумать, а какой практический смысл для каждого из нас. Вот точно так же есть люди, которые, может, давно в Церкви, заслуженные батюшки, вот те люди, которые еще гонения застали, старушки, которые помнят, как храмы при Хрущеве закрывали — есть эти люди, но они могут в чем-то заблуждаться. И, наоборот, какой-то человек рядом с тобой, который недавно только воцерковился, но который читает Евангелие, размышляет, читает святых отцов. И, может, его совет для тебя будет более полезен, чем даже какой-нибудь совет, который уже человек, давно в Церкви находящийся. И ладно, уже это мы говорим о третьих людях. Прежде всего надо соизмерять с собой. Смотришь: ой, я уже такой верующий давно человек. Все равно прислушайся к тем людям, которые рядом с тобой. Со мной вот так тоже бывает иногда. Общаясь с людьми невоцерковленными — ну просто вот друзья, а какое-то замечание или, наоборот, даже воцерковленный человек, но там богословски неподкованный, что-то такое скажет, — и прямо такая мысль появляется: вот, вот, понимание, как какую-то ситуацию можно пояснить. Помню, как для одного интернет-библейского проекта я записывал коротенькие ролики по Евангелию, и для меня некоторые свежие идеи давали мои собственные прихожане. Вот когда я в Митино служил, мы собирались на евангельскую группу, и я всегда сначала замолкал, и люди должны были, кто готовился, поделиться своими какими-то мыслями. И вот их размышления, людей, которые не имеют богословского образования, после работы пришли Евангелие почитать и поразмышлять, побеседовать, они давали какие-то идеи, которые я потом смог как-то сквозь свое сердце, сквозь свой разум пропустить и тоже поделиться со зрителями.

М. Борисова

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, из 2-й главы, стихи с 13-го по 23-й. Это отрывок, который описывает бегство Святого Семейства в Египет от преследования Ирода и возвращение их в Назарет. Мне кажется, что здесь очень важно, что все начало земной жизни Спасителя, вокруг всех, кто имеет к этому какое-то отношение, постоянно витают ангелы. То есть вот этот ангельский мир, он настолько близок к миру людей оказывается в этот период, что практически без участия этих посланцев Божиих не обходится ни одно событие в ранней истории Младенца Христа. Но я когда читаю этот отрывок из раза в раз, я вспоминаю свои и своих друзей неофитские годы. Когда человек делает первые шаги в Церкви, тоже я не скажу, что вокруг нас витают ангелы, но удивительным образом жизнь наполняется чудесами. То состояние, в котором человек пребывает непосредственно сразу после того, как принимает крещение, оно потом в жизни никогда больше не повторяется. Но мне кажется, что нам дают возможность приоткрыть завесу и почувствовать на себе, что такое, когда Небо близко. И вот этот состояние, что Небо близко, оно в этом периоде первых дней Спасителя на земле, мне кажется, очень остро чувствуется.

Иерей Стахий

— Безусловно, ангелы вестники воли Божией. И вот ветхозаветные люди, они даже не очень различали, что вот Ангел говорит или Сам Господь. Мы вспоминаем родителей Самсона, которые, когда к ним явился Ангел, они подумали: ну все, мы умрем, ведь невозможно увидеть Бога и не умереть. А вот мы увидели, воля Божия возвещается — наверное, Сам Бог явился. И действительно счастье ангелов и смысл их существования — исполнение воли Божией, именно поэтому бесы — дефективные ангелы, они ровно со знаком минус то же самое: вот уже никакого смысла нет, только собственные мучения для себя, но лишь бы волю Божию нарушить. И поэтому, как вот в народной традиции, ангел в одну сторону там подсказывает, лукавый в другую, падший ангел. Для нас, конечно, задача прислушиваться к ангелам. Конечно, прислушиваться надо с рассуждением. Потому что мы знаем, что даже святых подвижников древности могли обмануть бесы, притворяющиеся ангелами. Вспоминаем Антония Великого там, основателя монашества, как он берет, и его ангелы вроде явились и уговорили его поклониться Христу, Который за ними шествует. А оказалось, что это бесы и сам сатана, да, и как вот уже расползлось картинками, со смешными комментариями, по интернету средневековое искусство — полотна, которые изображают вот несчастного старца, который поддался на вот это искушение. Поэтому, конечно, надо тут с рассуждением относиться. Апостол Павел даже нам дает такой технический совет: вот искушайте духа, там если он исповедует Христа, пришедшего в силе, то можно верить, если не исповедует — нельзя. Очень важное добавление, что он не просто исповедует Христа, что Он есть, а что именно в абсолютной силе Божества. Потому что, например, у нас есть искусственные религии, где, например, Иисус почитается там как пророк, например, но Он не почитается как Бог. То есть исповедуют Исуса? Да. А в силе исповедуют? Нет. Поэтому, конечно, надо относиться с некоторым христианским смирением и, если тебе кажется, что во сне или наяву явился ангел и что-то прошептал, надо быть очень аккуратным, и как раз хороший повод проконсультироваться со специалистом. Со специалистом не по лицезрению ангелов, а специалистом по какой-то духовной жизни. То есть батюшки какие-никакие, может, собственная духовная жизнь у ни, не то что там святые старцы, но по крайней мере богословской подкованности побольше. Поэтому обязательно идти посоветоваться со священником. Кроме того, бывают и более такие на самом деле, может, менее печальные ситуации в духовном плане, но более печальные в физическом, что просто расстройство нервной системы. И человеку кажется, что ему приходят ангелы, что-то говорят, а на самом деле, по большому счету, ему надо курс лекарственный пропить. Но в любом случае и даже в таком случае надо прийти к священнику, и, может, священник если посоветует обратиться к врачу, к психиатру, то надо свою гордость отодвинуть и прийти. То есть надо быть очень аккуратным. И наоборот, вот в этот день, в этот праздник, когда мы вспоминаем уже празднование старца Иосифа, вспоминаем его самоотверженную роль в заботе о Христе, о Пречистой Деве, Владычице Богородице, то конечно, ему можно сугубо помолиться о том, чтобы лукавый нас не смутил, а наоборот, Господь через Своих вестников нас подбадривал. Вот тоже мы вспоминаем, что Ангел направлял Иосифа, не просто он ему там даже задал некоторое направление. Если человек прислушивается к слову Божию и готов на него откликнуться один раз, то Господь и дальше будет по пути вести. Если ты говоришь: нет, Господи, тут мне удобно Тебя послушать, вот эту я заповедь исполню, а тут неудобно, то не нужно потом удивляться: Господи, я запутался в жизни и не знаю, вот как эти проблемы разрешить. Потому что если бы ты шел по пути Господни, все бы было хорошо. Ведь мы видим, как Ангел ведет Иосифа, Иосиф бежит в Египет. Вот я надеюсь, уже в следующем месяце, в феврале, побывать с паломниками снова у святынь Египта, и как раз мы надеемся вот проехать по тем святыням, которые на пути, по преданию церковному, и как Святое Семейство Иосиф вел, работал на этих стройках древнеримских, и как он приближал Христа именно ко спасению. Потому что боялись, что посланцы Ирода достигнут где-то уже у пределов Иудейского государства, пусть и за его рамками. Вот и точно так же мы должны обязательно идти и дальше по пути Божию. Потому что нам кажется: ой, я какую-то подсказочку евангельскую для себя употребил, значит, можно теперь расслабиться. Лукавый будет убаюкивать и говорить: да, ты уже вне досягаемости. Нет, пока мы не совершили весь путь свой жизни и пока мы не достигли уже часа смертного и встречи со Христом, Который нам частный суд будет вершить, расслабляться нельзя, всегда подсказки ангелов надо слушать.

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Ризоположения в Леонове, священник Стахий Колотвин. И с его помощью мы, как всегда по субботам, стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Ну праздники продолжаются, у нас впереди 13 января —старый Новый год, отдание праздника Рождества Христова и 14 января —Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Вот что касается праздника Обрезания Господня, тут каждый раз по-разному объясняют его значение разные толкователи. Мне очень нравится то, как объясняет смысл этого праздника протоиерей Вячеслав Резников, вечная ему память. Он в своей проповеди, посвященной этому празднику, пишет о том, что «главный смысл обрезания Христа — казалось бы, зачем? — чтобы все могли убедиться, что Он воплотился не призрачно и не частично, и вся полнота Божества в Нем обитает в полной мере телесно. А апостолам уже вскоре после Вознесения приходилось предостерегать: смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас в философию и пустым обольщением по преданию человеческому, а не по Христу. Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества — это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания — это праздник Его вочеловечения. Совершенный человек — это не только биологическое и не только общественное, но еще и непременно религиозное существо. Человек обязан знать не только своих братьев по плоти, но и своего Небесного Отца. И поэтому отсчет христианской веры начинается не с Рождества, а именно с Обрезания, с восьмого дня после Рождества Христова».

Иерей Стахий

— По нашей христианской традиции в восьмой день молитва на наречение имени, — то есть некий такой символизм такой ветхозаветный сохраняется. Но вот как для меня самый главный момент в празднике Обрезания Господня — это прежде всего, что Господь за нас исполнил ветхозаветный закон, как Он говорит иудеям: Я пришел его не разрушить, Я его пришел исполнить. Вот есть, смотришь, какую-то работу надо сделать, а потом смотришь — кто-то ее выполнил, и уже не нужно ее делать. Надо навести порядок — а уже прибрано, надо что-то приготовить — а уже приготовлено. Надо пойти что-то заработать — а уже все заработали. Надо что построить — а уже построено. И ты можешь почивать на лаврах и можешь дальше какие-то шаги делать. Поэтому и для нас это такой праздник: слава Тебе, Господи, что не нужно ни самому обрезываться, ни своих деток обрезывать. Да, вот крестины — какая радость, окунул ребеночка, может, конечно, всплакнул ребенок, но все равно это такое торжество. А обрезание — это все-таки процедура, ребенок, такая травма, лихорадит его несколько дней там, детский организм. То есть все-таки мы видим, что это хотя и пытаются в искусственных религиях как-то объяснить и говорить: вот, это такая польза там для здоровья и так далее. Нет, это все-таки для ветхозаветных людей был такой жертвенный жест, да, что я подчиняюсь Богу, и я знаю, что Господь меня как бы не оставит. Но тем не менее это жертва, это то, что я вот прохожу через некоторую боль на пути исполнения заповедей Христовых. Христос, однако, уже когда приходит, через обрезание — недаром это поется, что днесь Христос «обрезание терпит», да, что Он не просто вот безболезненно. Как Господь, Его муки на Кресте — тоже это не вещь призрачная, как многие еретики древности говорили, что вот, как бы Христос толком не страдал, ну Он же Бог. Безусловно, и то, что вот отец Вячеслав, Царствие Небесное, акценты расставляет о Божестве и человечестве Христа, то в этот праздник после Рождества Христова для нас мы видим, что высокое богословие это не просто теория, которая нас не касается. Ну как там разобраться в формулах воплощения Христа, да не так это все важно, Христос Бог и человек. Ну какая разница там, что вот ближневосточные там церкви — Армянская, Коптская, Эфиопская, что у них другая там христология, ну такие нюансы, мы в них не разбираемся. Нет, для нас это некий принципиальный момент практического плана. Потому что если Христос не Бог, то Он не может нас спасти, Он не может даровать нам спасение, прощение грехов, не может от нас отогнать силы бесовские. А Господь это все в силах. И мы на Рождество торжествуем, что вот, наконец-то Бог пришел к нам, и Он это все в силах нас спасать. Однако, как вот тоже, по предложению отца Вячеслава, тоже в этом направлении очень хорошо поразмыслить, что если Христос бы не был человеком, то как бы мы Ему могли подражать. Вот Господь оставляет Свои заповеди, свои законы, мы Ему подражаем и говорим: я как Христос, я христианин, я ношу имя Христово, я буду действовать, как Он. Могу ли я действовать как Бог Христос? Да нет, я смиренный человек. Но я могу подражать Христу, Который во всем подобен нам, по человечеству, кроме греха. И я буду стараться Ему подражать, все заповеди Христовы реальны. Ну, конечно, человек, далекий от Церкви, иногда кажется: да, нет, невозможно их исполнить. Даже апостолы, помним, удивлялись, когда Господь с юношей богатым поговорил, говорят: Господи, кто может спастись? Невозможное человеку, возможно у Бога. И поэтому, когда вот мы понимаем, что причастие — это тоже не некий символический акт, а это тоже живое соединение с Богом, мы приходим и соединяемся с Живым Богом, и Бог дает нам силы на исполнение Своих заповедей. Если человек не причащается, он заповеди евангельские выполнить не может. Одну сможет, половину сможет, семьдесят пять процентов сможет, все остальные не сможет. А Господь говорит: ни единая йота, ни едина черта не должна быть прейдена. Поэтому без причастия Тела и Крови Христовой невозможно вот именно приближение к Богу, путь, который Он нам показал. Однако если Христос не совершенный человек, если Его плоть инакова нам, то в таком случае мы и с Богом не можем соединиться. И поэтому, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, на каждый праздник стараемся причаститься церковный, то для нас это тоже важный вот факт исповедания веры о том, что Христос истинный человек. Поэтому этот праздник, конечно, так не очень удобно, да, — там как-то с Обрезанием тебя поздравляют, там похихикать школьники там могут и так далее. Но если все-таки это посмотреть уже таким серьезным взглядом, то мы увидим, что говорим: спасибо, Господи. К Тебе идти тяжело, но уже тяжесть этого пути Ты для нас облегчил.

М. Борисова

— Ну и, конечно, память Василия Великого. Там удивительно все, все что с ним связано. Семья, в которой пятеро членов семьи причислены к лику святых. Удивительно совершенно энциклопедическое образование, которое человек получил вот в очень раннем возрасте. Ну чтобы такой объем знаний накопить, сейчас нужно, наверное, при том что сейчас масса технических средств тебе помогает, потратить, не знаю, не одно десятилетие своей жизни ранней и дальше. А человек до пятидесяти лет не дожил, а успел столько, сколько и за сто лет не успеешь. То есть все что связано с Василием Великим, вызывает недоумение, а главное, полное соответствие вот этому прозвищу — Великий. Ну невозможно себе представить, как это все один человек умудрился успеть.

Иерей Стахий

— Иногда спрашивают: ой, батюшка, а какой у вас любимый святой? Ну это такие все градации смешные. Но вот, наверное, Василий Великий — это прямо святой, которого я там очень люблю, стараюсь как-то подражать, в чем-то он меня так практически вдохновляет. Тут можно сказать: ой, апостол Стахий, покровитель, обидится. Ну нет, это наши все смешные человеческие категории, их сложно перенести на людей, которые с Богом в единстве пребывают. Потому что вот Василий Великий — это человек, который очень деятельный, человек, который опирался в своей деятельности на разум, вот как-то в нем много было энергии, что он не боялся острых углов, конечно за это ему, может, и прилетало что-то. И когда так и в тяжелые некоторые моменты я его вспоминаю и вспоминал, и тоже как-то молился и, наоборот, в моменты, когда что-то хорошо получается, тоже так вот помнишь этого замечательного святого. Потому что, как вот вы правильно сказали, не одно десятилетие. Безусловно, важна подготовка. Мы смотрим на Василия Великого — и действительно, он учился не одно десятилетие. До тридцати лет, по большому счету, когда он до этого возраста даже крещения не дерзал принимать, хотя рос в исключительно христианской семье. То есть вот как Григорий Богослов в автобиографии своей пишет, друг Василия Великого, что знали мы две дороги — на учебу и в храм. И как он старался, чтобы вообще ничего не отвлекало, как он ездил и искал лучшее. Да, вот съездил в Александрию, в Антиохию, что нет, очень шумные там портовые города. Поехал в Афины. В Афины, которые не были христианским центром, которые на тот момент, в отличии от Александрии и Антиохии, не имели богословской школы, но чтобы получить просто базовое вот такое, можно сказать, языческое образование. Поэтому Василию Великому в том числе нужно помолиться и о том, что отче Василие, помоги, чтобы знания наши — кто в какой области, кто в ядерной физике, кто в лингвистике, в любой науке, — чтобы все эти знания служили проповеди Христа и приближению к Нему. Потому что мы знаем, что многознание может умножать скорбь, но многознание может и приближать ко Христу. Ну и, конечно, все-таки воспоминание о Василии Великом охота завершить тем, что вот по новому стилю, когда там, например, греки празднуют со своим новым календарем церковным, и у них просто не старый Новый год, а просто Новый год приходится на память Василия Великого. И поэтому деткам подарки у них вручает именно святитель Василий.

М. Борисова

— И в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова. И клирик храма Ризоположения в Леонове, священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

М. Борисова

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Продолжаем нашу программу «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове, священник Стахий Колотвин. 17 января у нас праздник памяти 70-ти апостолов. Как вы уже говорили сегодня, 70 апостолов — это не только те 70 человек, которых Сам Господь послал на проповедь, но и люди, заместившие убывших со временем из этого числа — то есть это огромное число учеников Христовых, и непосредственно видевших Спасителя, и пришедших по откровению, как апостол Павел, после того как земная жизнь Спасителя закончилась. Но мне хочется для начала нашего разговора об этих людях вспомнить, что за литургией читается в этот день отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, из 8-й главы, стихи с 8-го по 14-й, которые начинаются словами: «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Дальше же апостол пишет: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». И завершается этот отрывок словами: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Понятно, что в церковном богослужении этого дня эти слова, они как бы рисуют нам тех людей, которые вошли в число 70-ти апостолов. Но поскольку мы привыкли все-таки все слова Священного Писания примерять на себя, тут, знаете, невольно оторопь берет, и думаешь: ну мы-то живем по плоти. И как мы ни бьемся, как рыба об лед, у нас не получается жить не по плоти. И что делать?

Иерей Стахий

— Ну апостол Павел как раз хорошую новость говорит, что ладно, не получается самому. А Христос, Он, в принципе, все сделает. Лучшая помощь — это не мешать. И вот наша лучшая помощь Христу нас спасти — это просто Ему не мешать. Потому что Господь нам даровал свободу, мы сотворены по Его образу и подобию, а свобода — это такая основная характеристика Бога, которой Он с нами поделился. И поэтому вот свобода от греха — то что Господь нам дарует, вот эти узы разрешает, — это уже дальше, когда ты свободен от греха, ты можешь делать шаг к Христу. Конечно, вот тут есть две ошибки, которые типичны, одна свойственна для невоцерковленных людей, другая для воцерковленных. Для невоцерковленных людей свойственна ошибка, то что невозможно освободиться от рабства греха, потому что ну вот как бы все мы люди грешные, мы живем, грешим, зачем куда-то идти, что-то делать. А Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я дам вам покой». И поэтому мы приходим со своими обременениями. Конечно, нам охота обременения — чтобы там, может быть, долги какие-то списались, чтобы там болезни нас не обременяли, да, там какие-то еще другие проблемы. Нет, все-таки прежде всего Господь нас готов от этого бремени греха освободить. И даже если у тебя не решаются какие-то другие земные проблемы, если у тебя душа будет чиста от греха, через таинства Церкви, то в таком случае тебе будет жить уже здесь, на земле, куда легче и приятнее. Ну ненужный груз сбросил — значит, хватит сил нужный донести. И есть другая типичная ошибка для воцерковленных православных христиан, которые уже так гордятся, что они не то что вот тот мытарь, который не исповедуется, не причащается. Вот я беру, исповедуюсь и причащаюсь, и с грехами сражаюсь, и снова они на меня накидываются, я их откидываю. Так нет, в том-то и дело, уже если ты соединился со Христом, ты не можешь остаться на той ступеньке борьбы со грехом. Если ты долгие годы в Церкви и только борешься со грехом, ты вообще не продвинулся ни на шаг, ну или, может, продвинулся, но сам не заметил, не замечаешь своего продвижения, потому что не на том сконцентрировался. А наша задача — возрастать в любви, наша задача — уподобляться Христу. То есть, по сути, мы грехи откидываем ровно настолько, чтобы они не мешали нам приближаться к Богу. Однако вот есть такой вид спорта, называется бег с барьерами. По его правилам можно сшибать все эти барьеры — то есть если ты сшиб барьеры, это никакие у тебя баллы не снимутся, никаких штрафных секунд не начислится. Более того, ты можешь не только сшибать, а каждый барьер поднимать и с ним бежать. И просто это если ты сшибаешь барьер, ты теряешь скорость, получаешь травму. Если ты там тащишь на себе барьер — ну ты явно не пробежишь, как другие бегуны. Вот точно так же и с грехами. Если вот у нас тело уже становится мертвым для греха, потому что в нем Христос, то даже несмотря на то, что мы будем снова и снова о какие-то грехи спотыкаться, мы единства со Христом терять не будем. Тут мы вспоминаем апостола Иоанна Богослова, который, помимо Евангелия, тоже написал еще и Послание, и в нем он говорит как раз: не переживайте, друзья, есть грехи к смерти, а есть грехи не к смерти. Действительно будут грехи сопровождать пока. Вот чтобы освободиться от грехов, пункт номер один — ты должен умереть. Чтобы стать святым, освободиться от грехов. Пока ты живешь, будешь грешить. И апостол Павел, который пишет все эти слова, тоже пока он жил, пока он мученический венец за Христа не принял, он каждый день как-то грешил — не делом, так словом, не словом, так мыслью. Все мы, кроме Христа, вот мы подвержены этому греху. Но если мы берем и уже посвящаем себя, посвящаем свое тело — вот мы пришли, причастились Святых Христовых Таин, мы посвятили свое тело как храм для Тела Христова. Да, мы берем и помним, что тело это храм живущего в нас Духа. Недаром это одна из основных тем Послания к Римлянам, и именно оттуда читается отрывок на крещении. Да, там апостол Павел, вообще вот на крещении самое первое, что новокрещеным христианам надо запомнить. Поэтому тоже, конечно, обычно как ребеночка крестят, уже все там либо радуются, либо думают, когда же быстрее закончится. Нет, надо слушать Священное Писание, там самая такая для первых шагов инструкция. Вот мы когда крестились — мы умерли для греха, когда вот мы погрузились в воду, это погружение — это символ смерти, пребывания во гробе. А когда ребеночка или взрослого человека достают из воды, то это символ воскресения для жизни со Христом. И вот это как раз такой простой алгоритм: жив для Бога — мертв для греха. Лукавый говорит: пойдем грешить. Говоришь: нету сил, сатана. Я уставший человек, у меня нет сил на грех. Раз — а силы-то сэкономленные остались. И когда Господь тебя зовет на добродетель, через ближних, ты берешь, и у тебя силы остаются. Поэтому наоборот, более легкий путь, вот в том числе земной жизни, по распределению сил — это если ты не грешишь. Грех очень энергозатратное дело. Да, вот как лиса, которая лижет пилу — вот такой древний символ грешника, которая вот во время мороза лиса не чувствует из-за этой заморозки естественной, сорокаградусной, что вот она саму себя растерзает. Точно так же грешник чувствует греховное удовольствие, но на самом деле он тратит самого себя. А если чем меньше ты согрешил, тем легче тебе уже идти по пути Христа. И поэтому, по сути, Христос, Он готов нас по этому пути провести, но, как я и сказал вначале, просто не мешаем Ему.

М. Борисова

— Но если находятся люди, готовые попробовать на себе поставить этот эксперимент, то все равно из них апостолов единицы получаются. Вот что такое апостолы, чтобы понять: вот есть миссионеры, есть апостолы, есть мужи апостольские, есть равноапостольные. Ну вот как? Был миссионер Иннокентий. Мы в святцах имеем святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Аляски. Вот где та грань, которая отличает талантливого миссионера от апостола?

Иерей Стахий

— Как уже я говорил, мы верим в Апостольскую Церковь, и поэтому мы не можем сказать, что вот был момент в истории Церкви, когда ей не хватало какого-то апостольского благовестия. Поэтому все-таки апостолы — это основание Церкви. И поэтому все святые, которые трудились как апостолы, может, даже больше народов обошли, может, больше людей ко Христу чисто технически привели, по количеству, все равно их почитают в лике равноапостольных. Это лик ничуть не хуже, чем лик апостольский. Равноапостольные мужи и жены прославляются выше, чем мученики, чем святители, чем преподобные отцы. Человек, который приводит других людей ко Христу, он делает больше подвиг, чем отшельник, молящийся на камне, чем мученик, который страдает за Христа. Хотя зачастую проповедь Христа связана там и с аскетическими подвигами, и с аскетизмом не только личным, но и с готовностью страдать за проповедь Спасителя. Однако вот когда мы смотрим на апостолов от 70-ти, мы видим, что да, Господь берет и каждому кому-то дает больше — вот как в притче о талантах: кому-то пять, кому-то два, кому-то один, а кому-то четыре, да, кому-то шесть. То есть вот с каждого кому дает больше, с апостолов от 12-ти спрос один. Когда Он призывает апостолов от 70-ти потом, это не значит, что Он как-то их меньше любит. Нет, Он просто призывает тех людей, которые они не справятся с той тяжестью, понимает, той тяжестью ответственности, которую вот Он дарует апостолам от 12-ти. Когда там мужи апостольские, ученики апостолов от 70-ти идут проповедовать, уже тоже они несут благовестие. Но тем не менее Господь на них не возлагает ту ответственность, потому что больше дано и больше спросится. А при этом, конечно, четкой грани даже в Древней Церкви не было. Вот когда был I Вселенский собор и формировался канон Библии... Вот, например, у тех христиан, которых нет полноты православного вероучения, протестантов, например, они говорят: ой, там в Библии что-то написано. Надо помнить, что Библия — это тоже часть Предания Православной Церкви. Церковь объединила, что входит в Библию, а что нет, где границы вот того боговдохновенного текста. В чем отличие текста святых отцов от текста, который нам апостолы дают. Святые отцы пишут от духовного опыта, там есть польза, но люди все грешные, и могут что-то частное, что-то ошибочное, отцы друг другу могут противоречить. А апостолы, они проповедуют Духом Святым. Господь это в Евангелии говорит: даже не думайте, что отвечать, Дух вас направит. И поэтому текст апостольский, он не теряет личных особенностей, не теряет каких-то личных переживаний, авторских черт, но тем не менее он совершенен, в нем нет ничего заблуждающегося. Именно поэтому мы смотрим, например, Климент папа Римский, который на Руси почитался, в Крыму пострадал, его послания в Римской церкви, например, первых веков почитались как часть Нового Завета. Но на I Вселенском соборе все-таки отцы собрались и говорим: нет, все-таки он святой отец. Да, он ученик Петра, да, он один из его преемников вот по Римской кафедре. Но тем не менее это святоотеческое поучение, оно очень важное, оно полезное, но это не апостольское слово. Потому что нельзя представить, что вот Церковь жила без этого апостольского слова. Ведь апостольские слова были записаны и даны Церкви в тот момент, когда вокруг звучала живая апостольская проповедь Духом Святым, Церковь всегда это имела. А когда уже Господь посчитал, что все необходимое было сказано, то и уже служение апостольское равноапостольным заменилось. Поэтому, конечно, каждый из нас, надо помнить, что когда Господь обращается к апостолам в Евангелии, то Он обращается ко всем нам. Когда Господь обращается в конце Евангелия от Матфея к своим ученикам и говорит: идите, проповедуйте до конца земли, то это не то, что ой, это 12-ти или 70-ти или равноапостольным. Господь обращается к каждому христианину. Если ты ученик Христов, то ты должен проповедовать. Поэтому в наступающий день памяти 70-ти апостолов, им, безусловно, надо помолиться о том: святии апостоли, помогите мне найти возможность, повод и дайте силы, чтобы проповедовать вокруг себя, чтобы других людей приводить ко Христу. Для меня это праздник тоже значимый, потому что это как мои малые именины, один из апостолов — это апостол Стахий. И, понятное дело, сложно выбраться вот обычному человеку на службу три дня подряд: вот у тебя и Крещение Господне, вот у тебя и Крещенский сочельник, а тут еще и накануне память 70-ти апостолов. Но это расположение не случайно. Потому что день 70-ти апостолов — это день тех праведников, которые возвестили, что Бог явился миру.

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове, священник Стахий Колотвин. Ну и завершает грядущую неделю суббота перед Богоявлением, Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник. Ну тут можно очень обо многом говорить, но мне хочется особенно вспомнить для наших радиослушателей историю, как же так получилось, что великое освящение воды в нашей Русской Православной Церкви совершается два дня подряд. Казалось бы, в этом нет никакого смысла. Почему великое освящение воды совершается в сочельник и непосредственно в сам день праздника. Каждый год наступает канун Крещения, и каждый год в интернете, где угодно, те же самые вопросы: можно ли приравнять крещенскую воду, освященную в сочельник к крещенской воде, освященной в день праздника?

Иерей Стахий

— Ох, дорогие друзья, недаром что мы начинаем с сочельника, который напоминает нам о сочельнике Рождественском. Вот если мы посмотрим, по уставу Церкви положено совершать великое освящение только раз в году. Не два раза в году, а один. И это день — это Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления. то есть можно сказать тоже вечером, потому что после Божественной литургии, точно также как и в Рождественский сочельник, да, вот сначала совершается на вечерне литургия, которую положено совершать вечером (ну уж в нашей обычной приходской практике с утра) и после этого свершается чин освящения воды. А уже потом люди собираются на литургию праздника. Сначала на всенощное бдение праздника, потом литургию, чтобы уже не отвлекаться на освящение воды. Потому что как бы вода крещенская ни была велика, тем не менее она ничто в сравнении с Телом и Кровью Христовой, которым мы можем во время Крещения причащаться. Поэтому тоже мы видим некую такой ступенечку: ты пришел, набрал если на сочельник воды, то твой следующий шаг — подготовиться, поисповедоваться и причаститься в праздник Крещения. Если вы, дорогие радиослушатели, эту последовательность помните, обязательно заранее, вот пока еще в начале недели, не накануне, а то человек не успеет свои планы выстроить, своим менее воцерковленным родственникам, друзьям тоже поясните, последование жесткое: если ты набрал воды, а потом не пришел на исповедь — это, конечно, оскорбление для Христа, явившегося в мир. Поэтому тут, конечно, жалко отказываться от набора воды, поэтому лучше выбрать второй вариант: сначала водички набрать, а потом вечером прийти каяться и на следующий день причащаться. Так вот, мы смотрим: а откуда же взялось освящение воды в сам праздник Крещения? В том и дело, что по нашей немощи. Что вот люди не все находят силы прийти в Рождественский сочельник, хотя перед этим выходные дни. Что уж говорить о сочельнике Крещения. Ну ладно, вот на Крещение, на сам праздник на службу пришел, а накануне уже тяжело. Поэтому этот чин просто повторяют, берут из богослужения накануне и заново его совершают, чтобы большее число людей могло порадоваться этой замечательной коротенькой службе. Потому что чин освящения, тоже в нем есть некая полнота и библейского благовестия тоже — ветхозаветные паремии, апостольское чтение, евангельское чтение, краткие гимны — то есть это вот такая квинтэссенция Богоявленского богослужения. Да, она, конечно, не заменит полноты всей службы Крещения Господня, во главе с Божественной литургией, но тем не менее так вот, можно сказать, как некое такое послесловие вот к этому богослужению сочельника и как некий эпиграф перед службой уже самого праздника. Соответственно, когда мы приходим набирать воду, то уже никакой разницы нет. Это не просто вода одинаковая, это вода одна и та же.

М. Борисова

— Но кроме освящения воды в храме, на сам день праздника еще бывает освящение воды в источниках водных — на реках, озерах, когда крестный ход идет во главе со священником, совершается освящение вот еще воды не в купели, не в какой-то емкости, а вот в природе. Но можно сколько угодно рассуждать по поводу обычаев, связанных с великим освящением воды, но невозможно спорить с собственным жизненным опытом — она действительно не портится. Она не портится годами. Что это, как это, почему это? Можно предлагать какие угодно объяснения, факт остается фактом. Я могу его засвидетельствовать на моем, более чем сорокалетнем опыте церковной жизни: ни разу крещенская вода не испортилась, даже забытая где-то, в какой-то фляжке, в шкафу. Потом обнаруженная, через несколько лет, она оставалась такой же, какой и была в тот день, когда ее в эту фляжку налили.

Иерей Стахий

— Безусловно, это удивительное чудо, но которое не нужно думать, что Господь обязан его творить. Так что человек, например, не ходит в храм, и он наберет воду, и он так: ну, проверю-ка я, поставлю в лаборатории и буду замеры какие-то делать. И вот там началось какое-то цветение микроорганизмов. Однако вот все люди, которые воцерковленные, которые исповедуются, причащаются, у кого крещенская вода стоит, то они, безусловно, с этим чудом регулярно сталкиваются. То есть когда за год крещенскую воду не выпил, и смотришь, вот уже следующий год набирать, тоже вода чистая. Как действительно, забыл где-то на полочку верхнюю положил, шарфик положил, и уже не вспомнил, что еще бутылочка есть, и тоже два года прошло, и тоже с этой водой ничего не случилось. Поэтому как Господь говорит: по вере вашей да будет вам, тут тоже можно проверить. Вот наберите воды и действительно посмотрите ее через год. И в том числе, если с ней что-то не то, оцените, как часто вы были в храме в течение этого года, как часто вы исповедовались, причащались. Особенно это касается покаяния. Потому что когда мы вспоминаем пророка Иоанна Предтечу, крестившего Христа, то это как раз крещение покаяния — это крещение, которое было связано с тем, что люди исповедовали свои грехи и брали обязательство потом дальше с ними бороться. Именно поэтому Иоанн Предтеча вот так грозно к фарисеям обращается и говорит: сотворите плоды достойные покаяния. Что недостаточно просто так прийти.

М. Борисова

— Но он еще страшнее говорит. Он говорит: порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Иерей Стахий

— Да, тут как раз надо помнить, что ехидна — это не австралийская животное, которое там много веков спустя европейцы открыли на далеком континенте, а ехидна — это змей. Да, вот это такая же тоже символика. Вот мы все называем себя христианами. Христианин — тот, кто наследник Христа, тот вот кто народ Христов, тот кто Его Царство Небесное наследует. А порождения ехидны — это порождение змия. А змий, как мы помним, по изгнанию Адама и Евы из рая, это образ сатаны. То есть если ты идешь по воду — окунаться, набирать воду, и думаешь, что она тебя как-то освободит от греха без покаяния, то надо открыть, распечатать себе в интернете и повесить на холодильник слова: «Порождение ехиднино, чего ты бежишь будущего гнева? Сотвори плоды достойные покаяния». Потому что ты действуешь не как наследник Христа, христианин, а ты действуешь как наследник сатаны. Там сатанин можно себя называть, а не христианин. А точно также эти слова, конечно, надо и на скрижалях и сердца, и на стеночке где-то повесить любого человека, который вроде исповедуется, но идет и к своих грехам возвращается. Тут не то что все воцерковленные люди выдохнули и сказали: ой, вот те, кто там идет в прорубь прыгает освященную, вот они там бегут от будущего гнева, но тщетно, а мы-то молодцы такие. Нет, но если ты каешься, а плоды покаяния не приносишь, то точно так же ты не наследник Христа. Если ты, поисповедавшись, не исправляешься, то ты тоже становишься наследником змия. А мы помним из притчи о Страшном суде, кто что наследует, да? Вот рай уготован праведникам от сотворения мира — то есть уже это наследство заложено, и просто надо его наследовать. А ад для людей не предназначен. Почему так плохо в аду-то будет? Потому что ад уготован для сатаны и ангелов его. Вот для змия этого уготован он. Поэтому тоже, дорогие друзья, вот это такой поворотный момент этот праздник Крещения. Идешь за водой — напоминай себе, напоминай окружающим: обязательно покаяние, обязательно покаяние искреннее, обязательно исповедь и, конечно, обязательно после этой исповеди исправление жизни.

М. Борисова

— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове, священник Стахий Колотвин. С наступающим вас праздником.

Иерей Стахий

— Пусть Бог явится всем нам.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем