
Фото: PxHere
Екатерина Великая называла себя просвещённым монархом. К проблемам просвещения она всегда относилась с особым вниманием, и не боялась новшеств и решительных шагов. Так, например, в 1764 году по указу императрицы при Воскресенском Новодевичьем Смольном монастыре был открыт первый в истории России женский институт. А в 1782 году Екатерина начала претворять в жизнь большую образовательную реформу. Именно тогда образование стало государственной системой с теми основами, на которых продолжает держаться и по сей день.
В историю эти преобразования вошли под названием Школьной реформы Екатерины II. Императрица решила по всей стране создать единую сеть народных школ для всех чинов и сословий. Чтобы образование получали не только дворяне в Петербурге и Москве, но и простые люди в губернских и уездных городах, и своими знаниями приносили пользу Отечеству. Воплотить идею в жизнь императрица поручила своим ближайшим сподвижникам. Тайный советник Пётр Завадовский возглавил специальную Комиссию о создании училищ, и впоследствии стал министром просвещения. Однако, по сути, осуществил Школьную реформу в России австрийский педагог сербского происхождения — Фёдор Иванович Янкович де Мириево.
«Человек, трудившийся уже в устроении народных школ, знающий язык российский, и православный закон исповедующий» — такую характеристику дал Фёдору де Мириево император Австрии Иосиф II. Екатерина прислушалась, и пригласила педагога в Петербург. Он приехал в сентябре 1782 года. И остался навсегда. Россия стала для де Мириево второй родиной, которой он славно послужил. Императрица поручила Мириево работу над главным документом, определяющим ход реформы образования — «Уставом народных училищ Российской империи». Он был опубликован в 1786 году. Вступительная статья Устава так определяла значимость народного образования: «Воспитание, просвещая разум человека различными познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководствует к жизни добродетельной». По сути, училища екатерининской эпохи представляли собою известные нам сегодня средние школы. Согласно Уставу, в губернских городах открывались так называемые главные народные училища — со сроком обучения 5 лет. А в уездных городах — малые, со сроком обучения 2 года. Поступить туда, как сказано в Уставе, могли «дети всех состояний и обоего пола, но не моложе 8 лет». Индивидуальные занятия с каждым из учеников заменялись в училищах общей классно-урочной системой. Для каждого типа училищ формировалась своя школьная программа. Основными предметами были чтение, письмо, арифметика, Закон Божий. Преподавались и такие дисциплины, как история, география, механика, иностранные языки. В школах появились вещи знакомые нам и сегодня: расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал. А самое важное — учиться в них можно было бесплатно. Выпускники главных народных училищ могли поступить в университет. Директором всех училищ Петербургской губернии императрица Екатерина назначила Фёдора Ивановича Янковича де Мириево.
Фёдор Иванович стал автором методического руководства для учителей народных школ. «Учителя должны занимать у учеников место родителей», — писал педагог. Он подчёркивал, что для работы с детьми учитель должен обладать такими добродетелями, как миролюбие и христианская любовь к ближнему. Всё это Фёдор Иванович де Мириево подкреплял собственным примером. По свидетельству современников, отличительными чертами его характера были «прямота, соединенная со скромностью, безукоризненность, честность и строгая набожность». К концу XVIII века народные училища постепенно появились в большинстве городов России. Школьная реформа Екатерины II, столь важная для того времени, состоялась — благодаря таланту педагога Фёдора Ивановича Янковича де Мириево.
Все выпуски программы Открываем историю
Поддержим юных спортсменов из детских домов Ярославской области

Каждый год ребята из детских домов Ярославской области при поддержке фонда «Спасибо» принимают участие в разных спортивных событиях. Например, в футбольных матчах или забегах, которые проходят как в регионе, так и за его пределами. У ребят появляется возможность заниматься спортом и развивать свои способности. Кроме этого, воспитанники детских домов знакомятся с другими городами и новыми людьми, в том числе спортсменами, которые становятся для них добрым примером.
Диме 15 лет, впервые он попал на забег в прошлом году. Подросток не планировал участвовать в спортивном состязании. Но его уговорили друзья из детского дома. Они знают, что Дима хорошо бегает, и у него есть все шансы развиваться в этом направлении. Соревнование проходило в городе Ростов Великий Ярославской области, куда съехались люди из разных регионов. Это и спортсмены, и просто любители, как Дима. Парень показал высокий результат, прибежал на финиш четвёртым, обогнав сильных бегунов. С тех пор при поддержке ярославского фонда «Спасибо», он участвует в разных спортивных забегах и ему это нравится.
Благодаря команде фонда ребята из детских домов развиваются в спорте, обретают уверенность и у них появляются цели в жизни.
Вы можете помогать таким ребятам вместе с фондом — организовывать для них разные события, встречи, экскурсии и не только. Сейчас нужна помощь в покупке кроссовок для подростков и в оплате регистрационного взноса на участие в забеге, который состоится 17 мая в городе Мышкин. В нём примут участие 6 воспитанников из детских учреждений Ярославской области.
Чтобы поддержать юных спортсменов, переходите на сайт ярославского фонда «Спасибо».
Записаться в волонтёры: https://bfondspasibo.ru/stat-volonterom
Поддержать фонд и его подопечных, сделав любой благотворительный взнос: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно у сотрудников фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Зеркало». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Зеркало».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Любовь к ближним». Священник Александр Сатомский

У нас в гостях был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Мы говорили о христианском понимании любви, как основе взаимоотношения с окружающими людьми.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер