Музей-заповедник Коломенское хорошо знают не только москвичи, но и многие жители России. Это место привлекает своим прекрасным парком и архитектурными памятниками. А ещё Коломенское — это своеобразный «узел», связывающий воедино многие важнейшие исторические эпохи Российского государства с древнейших времён.
В южной части современного заповедника Коломенское, на берегу Москвы-реки трудно не заметить внушительных размеров холм. Это — так называемое Дьяково городище. Здесь в 1889 году археологи обнаружили стоянки первобытных людей эпохи неолита — то есть, последнего периода каменного века. Исследователи датировали их приблизительно четвёртым тысячелетием до нашей эры. Были обнаружены и уникальные артефакты эпохи раннего железного века — стены жилища, керамика, оружие, рабочие инструменты. Эти находки дали начало целой археологической культуре, которую по местности — Дьяково городище — учёные назвали дьяковской. Следы этой культуры были впоследствии обнаружены на территориях Тверской, Вологодской, Смоленской, Ярославской, Ивановской областей. Носителей дьяковской культуры специалисты относят к финно-угорской этнической группе.
Финно-угорским некоторые учёные считают и происхождение самого названия Коломенское. К примеру, историк Михаил Тихомиров полагал, что оно пошло от слова «коломище» — так финно-угры называли места своих захоронений. Существует версия, что название Коломенскому могли дать жители города Коломны, осевшие в этой местности, спасаясь от нашествия монголо-татар. Как бы то ни было, первое письменное упоминание о селе Коломенском датируется XIV веком. Оно встречается в знаменитой Духовной грамоте великого князя Московского Ивана Калиты. Князь перечисляет города и сёла, которые завещает жене и младшим детям: «А се даю княгини своей с меншими детми: (...) село Коломенскии». В конце XIV столетия имение перешло к внуку Ивана Калиты, князю Владимиру Серпуховскому. К нему, возвращаясь после Куликовской битвы, заезжал погостить Дмитрий Донской. В Коломенском князю-победителю была устроена торжественная встреча.
Среди реликтовых дубов Коломенского прогуливался Иван Грозный. Царь ходил на Богослужения в Вознесенскую церковь, которую в честь рождения будущего царя возвёл его отец, государь всея Руси Василий III. Этот древний храм стал одним из первых образцов шатровой архитектуры в России. Любил Коломенское и царь Алексей Михайлович Романов. Правда, для него живописное село было связано не только с приятным загородным времяпровождением. Но и со знаменитым Медным бунтом 1662 года — народными протестами против обесценивания денег и резкого подорожания товаров. Народ пришёл из Москвы в Коломенское, где отдыхал государь, чтобы потребовать справедливости.
В Коломенском прошло детство Петра Первого. Там он устраивал бои своих потешных полков. Став царём, Пётр принимал в усадьбе иностранных послов. А после петровских Азовских походов против турок собирал русские войска, чтобы торжественно, с победой вступить в Москву.
В 1917 году в Коломенском произошло удивительное событие — обретение иконы Божьей Матери «Державная». Это случилось в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго. Икону нашли в подвале Вознесенского храма. О том, что там находится образ Богородицы, настоятелю церкви рассказала крестьянка Евдокия Андрианова. По её словам, Пресвятая Дева явилась ей во сне и указала место, где искать икону. Сегодня Державный образ по-прежнему можно увидеть в Коломенском — он находится в Казанской церкви.
Вот так Коломенское, одно из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы, стало центром русской истории. Средоточием эпох, память о которых там и сегодня бережно хранится.
Все выпуски программы Открываем историю
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема