
Недавно с моей подругой Анной произошла такая история. Она договорилась о дополнительной работе с одной частной компанией. Нужно было написать сценарий первой серии нового кино-проекта.
Молодая женщина тогда бралась за любую подработку. В семье подрастали двое детей. А сама она подходила под грустное, но, увы, частое в наши дни определение — «мать — одиночка».
Аня работала над сценарием несколько дней подряд. Хронический недосып стал привычкой. Усталость валила с ног. Нужно было сдать работу к определенному времени и часу. Она торопилась. Несколько суток упорной работы — и большой, яркий, многостраничный сценарий готов.
Анна была довольна результатом. Предчувствуя радость заказчиков, нарядно оделась и поспешила на встречу. Она по-актерски демонстрировала мизансцены будущего фильма, жестикулировала, громко и ярко проговаривала реплики героев. Все получилось, как она и предчувствовала. Сценарий был принят «на ура». «Все прекрасно! Талантливо! Оплата через 2 недели» — такой она услышала вердикт!
Подруга была счастлива и мысленно планировала, на что потратит обещанный гонорар. Речь не шла об одежде и путешествиях, это были обычные житейские траты, но от ощущения, что какие-то проблемы будут решены, становилось легче.
Когда пришел срок получения гонорара, деньги на карту не поступили. Она ждала день, два, неделю... Ничего. Женщина стала звонить и просить заплатить за работу, на что ей ответили, что выплата переносится, и придется подождать.
Так продолжалось несколько недель. Возмущение Анны росло: «Ну как же так? Я все сделала в срок, работа понравилась, все довольны! Нехорошо как-то!» Она сдерживалась, заказчиков звонками не атаковала и не задавала вопросы, но в какой-то момент в беседе с подругой взорвалась. «Да эти люди — просто мошенники! Они поступили нечестно, обманули! Как они могли!» Аня вскипала, ее накрывал гнев! «Конечно, если бы у меня была другая ситуация, я бы подождала!», — оправдывала свой внутренний взрыв женщина. Но сейчас!!! Они меня использовали! Я вытрясу из них эти деньги!«
Прошли еще две недели. Заказчики ссылались на то, что транш на проект еще не поступил, и они сами находятся в ожидании. Шел Великий Пост. Аня молилась... И в какой-то момент у нее в голове пронеслось: «Яко же и мы оставляем должником нашим!» Оставляем! Утвердительная форма. Не «можем оставить или нет, а именно оставляем!» То есть, наша ежедневная самая главная молитва подразумевает, что уже простили, оставили.
Мы должны отпустить, забыть о том, что нам кто-то, что-то должен, поскольку перед Господом мы в неизмеримом долгу и Он по великой своей милости и оставляет нам, и прощает.
Стало неловко за гнев и желание воевать за этот гонорар. Даже пришло покаяние. Анна стала внутри себя горячо просить прощение у Бога за свой гнев, за ропот! И получилось отпустить. Она решила, что может обойтись без этих денег даже если она их совсем не получит. В ее жизни трагедии не произойдет.
Буквально в тот момент, телефон издал характерный звук — пришло сообщение о денежном переводе. Анна поспешила в храм. Часть денег отдала на дела милосердия.
Конечно, любой труд должен быть оплачен, но эта история о том, как потерпев и «отпустив внутри себя гнев», человек тут же получает вознаграждение. И духовное, и мирское.
Прости нас, Господи, за наше невнимание к твоим словам, за не следование заповедям.
Каждый день, когда мы читаем молитву «Отче наш», важно задуматься, а оставляем ли мы должникам нашим, прощаем ли тех, кто возможно, в силу объективных обстоятельств поступил с нами именно так? И имеем ли мы право осуждать? Мы ведь никогда не знаем полной истинной картины ситуации. А простить мы обязаны, если хоть немного надеемся на спасение.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема