
Фото: Egor Myznik / Unsplash
«Не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских», — написал святитель Феофан Затворник, который и сам всю жизнь следовал этому правилу.
Сегодня мы говорим о святителе Феофане, затворнике Вышенском, и стихотворении преподобного Варсонофия Оптинского, посвящённом его памяти.
Место действия — монастырь Успенская Вышенская пустынь в Рязанской области.
Время действия — конец XIX века по Рождестве Христовом.
У преподобного Варсонофия Оптинского, который свои литературные произведения публиковал под псевдонимом «Странник», есть стихотворение «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника».
Оно написано вскоре после кончины святителя Феофана, которого оптинский старец считал своим духовным наставником и примером для подражания.
Вот что пишет он о епископе Феофане:
К богоподобию стремясь и к совершенству,
Всего себя он Господу предал,
И в Нём едином высшее блаженство
Своей души всецело полагал.
Но подвиг свой и труд необычайный,
Которыми себе бессмертие стяжал,
Покрыл он от людей безмолвной тайной,
Не требуя от них ни чести, ни похвал.
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии.
Сын сельского священника, он окончил Орловскую Духовную Семинарию, а затем Киевскую Духовную Академию, где принял монашество с именем Феофан.
В разные годы жизни отец Феофан преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, служил в Иерусалиме в составе Русской Духовной Миссии, был епископом Тамбовским и Шацким.
В 1866 году он был уволен по собственному прошению на покой в монастырь Успенская Вышенская пустынь. Им двигало желание посвятить все свои силы молитвам и письменным творениям на благо Церкви.
В 1872 году после Пасхи святитель Феофан ушёл в затвор. Отныне он только в письмах общался с разными людьми, которые обращались к нему с вопросами о духовной жизни, просьбами о помощи и наставлениях.
Послания святителя разным людям составили несколько томов, они изданы под названием «Письма о христианской жизни».
Святитель Феофан умер 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Множество людей из разных уголков России устремились в Вышенскую пустынь, чтобы поклониться могиле великого духовного пастыря и увидеть место его уединённых трудов.
Побывал в келье святителя Феофана и Варсонофий Оптинский.
Убогой скудости, смиренной простоты
Являло вид его уединенье.
На всём следы сурового лишенья,
И нет предметов в нём тщеславной суеты.
Лишь всюду видны груды книг, -
Отцов святых великие творенья,
Что будят в нас небесные стремленья,
Освобождая дух от чувственных вериг.
Святитель Феофан Затворник оставил богатейшее духовное наследие.
Наиболее значительные его сочинения: перевод «Добротолюбия» (так называется сборник произведений православных авторов IV-XV веков), «Толкование апостольских посланий», богословский труд «Начертание христианского нравоучения».
Потомству он оставил в назиданье
Свои творения, — великие труды,
Ума бесстрастного высокие созданья
И дивных подвигов духовные плоды.
Одним они проникнуты стремленьем:
Исполнить света жизненный наш путь,
И ревности святой огонь вдохнуть
В нас, обессиленных страстями и сомненьем.
Все выпуски программы Прообразы
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











