
Фото: PxHere
С 60-х годов 19 века Российская империя усиливала своё присутствие в Средней Азии. В 1867 году там появился новый российский регион — Туркестанское генерал-губернаторство с центром в городе Ташкенте. Россия защищала свои интересы в Средней Азии, куда уже давно устремили взоры англичане. У Британии имелись обширные колонии на Востоке. Афганистан, граничащий с Туркестанским генерал-губернаторством, тоже находился в подчинении у британской короны. Но англичане не хотели на этом останавливаться. В их планы входил контроль над всей Средней Азией. При этом большинство среднеазиатских государств и областей тяготели к России, и добровольно присягали на верность русскому императору. В 1884 году это сделал один из древних регионов на границе с Афганистаном — Оазис Мерв. Спустя год после его присоединения, в 1885-м, между Россией и Британией произошло столкновение, которое раз и навсегда остановило продвижение англичан вглубь Средней Азии. Оно вошло в историю как бой на реке Кушке.
Это был, по сути, единственный вооружённый конфликт за всё время правления императора Александра Третьего, который не зря получил прозвание Миротворец. «Всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры для того, чтобы избегать ужасов войны», — говорил Александр. Однако военное столкновение на Кушке оказалось неизбежным — Россия была вынуждена защищать свои рубежи. Подстрекаемые англичанами, афганцы захватили оазис Панджех, который входил в состав недавно присоединённого к России Оазиса Мерв. А, значит, территориально принадлежал Российской Империи. 12 марта 1885 года начальник Закаспийской области, генерал Александр Комаров, выдвинул афганским войскам требование покинуть захваченную российскую территорию. Генерал ждал неделю. Ответа не последовало. А потом афганцы начали стрельбу. 18 марта Комаров отдал русским войскам приказ открыть по противнику ответный огонь.
Силы были неравными. Всего тысяча восемьсот российских солдат против четырёхтысячного афганского войска, которым руководили английские военные советники. Однако русская пехота, казаки и местные туркменские бойцы храбро пошли на врага. Противник быстро обратился в бегство! На позициях осталось не больше тысячи афганцев, которые очень скоро были повержены. После боя российская сторона оказала медицинскую помощь раненым афганцам и отпустила взятых в плен. А русские дипломаты отправили афганским властям письменное заверение в том, что Россия уважает территориальную целостность Афганистана, и кроме своих освобождённых территорий, ни на какие другие не претендует. Это был мудрый дипломатический ход. Ведь Британия мерила собственной меркой, и была уверена, что русские пойдут дальше, и вторгнутся в Афганистан. Тогда против Российской Империи выступили бы уже сами англичане. Нужен был только повод. Однако России с помощью тонкой дипломатии удалось предотвратить большую войну.
Спустя неделю после убедительной победы, 25 марта, на берегах реки Кушки праздновали православную Пасху. Солдаты радостно христосовались. В небо взлетал салют из трофейных афганский орудий. Лондону ничего другого не оставалось, как признать за Россией спорные территории. В 1890-м на реке Кушке появилась одноимённая русская крепость. Почти столетие, вплоть до распада Советского Союза, по этой земле проходила самая южная граница нашего государства.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема