
Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Знакомясь с жизнью Церкви, современные люди нередко задают себе вопрос: как быть верующим сегодня? Неужели правила, которым почти две тысячи лет, не устарели? Неужели нельзя придумать ничего нового? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 13.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Многие из нас, в самых разных вариациях, слышали от детей забавные вопросы о прошлом. В определённом возрасте дети задумываются о том, что было до их рождения. Но порой ещё не умеют сопоставить жизнь отдельного человека с историей мира, от чего задают вопросы в стиле: «А дедушка видел динозавров»? Со временем, уже в подростковом возрасте подобные вопросы сменяются уверенностью, что взрослые, даже если они не современники мамонтов, мало что понимают в современной жизни и уж точно ничего не понимают в её правилах и в том, как надо расставлять приоритеты. И, конечно, на этом фоне, христианство с его правилами выглядит как нечто совершенно архаичное и устаревшее. И если сегодня никому в голову не приходит жить по законам императора Тиберия, который был современником Иисуса из Назарета, то почему верующие убеждены, что по законам Самого Иисуса жить можно?
Чтобы понять, из чего исходят христиане, когда рассуждают подобным образом, надо задать себе странный и на первый взгляд неожиданный вопрос. Например, должен ли был император Тиберий пережёвывать пищу или мог глотать, не жуя? Потягивался ли Диоген, просыпаясь в своей бочке, или это особенность только современных людей? Смысл этих вопросов в том, чтобы ясно увидеть, что биологически мы практически не отличаемся от людей времён Христа. Соглашаясь с этим, христиане просто добавляют: не отличаемся и духовно. Это, конечно, не значит, что мы не отличаемся ничем. Быт, традиции, представления о культурных нормах и даже представления человека о самом себе во многом были другими, но любовь и ненависть были так же хорошо людям древности, как и нам с вами сегодня. Грубость и обида, прощение и примирение, жадность и щедрость придуманы не двести и не пятьсот лет назад. Иными словами, христиане утверждают, что заповеди Божии касаются таких вещей, которые не могут устареть, так как являются частью духовной природы человека, в той же мере, в какой пищеварение или кровообращение являются частью природы биологической.
Более того, в самой своей сути эти правила оказываются укоренены в Самом Боге, почему сегодняшний отрывок из апостольского послания и начинается с отсылки к Богу живому, Которому мы призваны служить. А далее перечисляются на первый взгляд очень простые вещи: братолюбие как основа христианской жизни; помощь странникам как людям, которые нуждаются в опоре в нестандартной и незнакомой для них ситуации; доброе отношение к браку, который, по мысли апостола Павла, достоин всякого почтения; умение довольствоваться тем, что имеешь, как проявление надежды на Бога, всех поддерживающего и направляющего; и, наконец, уважение к наставникам, как тем, кто способствует нашей духовной жизни. Задумавшись над этими советами апостола, мы поймём, что в них всё современно, потому что Христос действительно вчера и сегодня и во веки Тот же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 29 зач., XII, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
На какого рода чудеса может рассчитывать верующий человек? И какие условия необходимы для того, чтобы удивительные события произошли в нашей жизни? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Прозвучавший отрывок рассказывает нам о начале гонений на христианскую Церковь. Царь Ирод, по прозвищу Агриппа, приказал убить Иакова Зеведеева, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Обнаружив, что это вызвало одобрение среди противников христиан, он начинает масштабные репрессии. Ироду удалось схватить одного из лидеров Церкви — апостола Петра.
Петра стерегли тщательно. Его бросили в темницу, сковали цепями, приставили к нему четырёх воинов. При этом смена караула происходила четыре раза в сутки. Как минимум двое стражников находились при нём постоянно. Они не отлучались от него даже тогда, когда он спал. Из всего этого мы видим, каким важным для Ирода был этот пленник. Ведь молва о тех чудесах, которые совершал апостол, широко распространилась среди людей. Очевидно, что и сам Ирод, как человек религиозный, верил в сверхъестественные дарования ученика Спасителя.
Однако несмотря на то, что Ирод признаёт, что Пётр обладает силой от Бога и исполняет волю Творца, в большей степени его интересует своя собственная воля. У Ирода есть свои амбиции и цели. А потому он чрезвычайно заботится о своей собственной репутации. Ему было очень важно одобрение религиозной элиты, а также поддержка радикально настроенных верующих из простого народа. Именно в угоду им он убивает Иакова. Именно заискивая перед ними, начинает гонения, хватает Петра и хочет его не просто казнить, но сделать это прилюдно. Он уверен, что это усилит его позиции как народного правителя.
Судьба Ирода, о которой рассказывает Книга Деяний, весьма поучительна. Во время одного из праздников придворные, зная, как падок Ирод на лесть, начинают сравнивать его с Богом. «Это голос Бога, а не человека», — говорят они ему. Ирод не укоряет придворных и не останавливает это богохульство. За это ангел Господень поражает его. Писание говорит, что «Ирод, быв изъеден червями, умер». Иудейский историк Иосиф Флавий, который довольно подробно описывает этот случай, упоминает о том, что после слов лести, Ирод взглянул на дерево и увидел филина. Он немедленно распознал в нём ангела, то есть вестника, и всем своим существом ощутил, что тот принёс ему недобрую весть. Внезапно царя скрутили жестокие боли в животе. Он прожил ещё пять дней и умер в страшных мучениях.
В прозвучавшем отрывке мы видим, как ангел является и Петру. Но действует он совершенно иным способом. Удивительным образом, словно всё происходит во сне, ангел освобождает апостола из тех обстоятельств, из которых по естественному человеческому разумению выхода нет. Ведь, в отличие от Ирода, Пётр горит желанием исполнять волю Творца. Он не ищет славы для себя. Он не заботится о собственной репутации. Он не заискивает перед окружающими, чтобы заручиться их поддержкой. Он уповает только на Бога. Его основная цель — проповедь Евангелия, которое он сам стремится воплощать в своей жизни ежедневно. А таким людям Господь помогает на каждом шагу. Он Сам устраивает их путь, чудесным образом решая те трудности, которые мы сами разрешить не в силах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Роль духовного отца в жизни христианина». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о роли и значении духовного отца в жизни христианина на основе писем святителя Феофана Затворника духовным чадам.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
В «Добром доме» семьи с онкобольными детьми обретают поддержку

13-летняя Аня Колесниченко вместе с мамой Антониной оказались в Москве год назад после того, как у девочки обнаружили редкий вид рака. Они приехали из города Тирасполя, что в Приднестровской Молдавской Республике. С тех пор семья ни разу не возвращалась домой. В Москве мама с дочкой смогли найти хорошую больницу и обрести поддержку неравнодушных людей. Они поселились в бесплатной социальной гостинице для онкобольных детей «Добрый дом». И это место стало для них островком радости среди больничных будней. Здесь Аня с мамой находятся в перерывах между госпитализациями.
«Самое главное — мы не одни! — говорит мама Антонина, — У Ани появились друзья, с которыми можно поиграть и поболтать. Вместе со мной она любит готовить. Недавно, например, мы испекли медовик. Лучевая и химиотерапия даются дочке нелегко, отнимают силы. Но у Ани лёгкий характер, она общительная, всегда на позитиве, сама не вешает нос и окружающих старается подбодрить».
А сама Аня добавляет: «В „Добром доме“ некогда скучать, здесь постоянно происходит что-то интересное!»
«Добрый дом» — это бесплатная гостиница для онкобольных детей и их близких, которые приезжают на длительное лечение в Москву со всей страны. Здесь находят поддержку и заботу тысячи людей. Помимо того, что проект предоставляет жильё, еду и нужные вещи, он помогает семьям в оплате анализов, а также организует им поездки на такси до больниц и обратно.
Вы можете поддержать проект и его подопечных, для этого переходите на сайт «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов