
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как воля всемогущего Бога соотносится со свободой человека? Ответ на этот вопрос звучит в 103-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 103.
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
18 высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
28 Даёшь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;
29 скроешь лицо Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Один известный учёный как-то сказал: не понимаю, как можно верить в Бога в XXI веке. Очевидно, подразумевалось, что наши знания о происходящем в природе стали настолько очевидными, что для Бога как будто бы не осталось никакого места. Не знаю, читал ли он когда-нибудь 103 псалом, который мы услышали сегодня, но подозреваю, что его текст стал бы для него классическим примером веры древнего человека, в том виде в каком эту веру понимают современные люди. И действительно, если Давид говорит, что Бог наполняет водой горы с высот, выращивает траву для скота и зелень для человека, чтобы тот мог произвести себе пищу, то с точки зрения современного человека, знающего физическую и биологическую основу всех этих процессов, буквальное понимание этих слов может показаться просто сказочным или даже нелепым. Но, во-первых, не стоит думать, что человек древности никогда не поливал растений, которые посадил, и не понимал, что они растут благодаря его усилиям, но изначально благодаря воле Божией. Во-вторых, при таком подходе не назовём ли мы нелепыми слова человека, который, обращаясь к своим родителям, говорит, что благодаря им он живёт, общается и работает. Он, конечно, знает, что уже много лет делает это благодаря собственным усилиям, но изначально он делает всё вообще именно благодаря им.
Сто третий псалом не случайно называется псалмом о сотворении мира, ведь из него ясно, что Творец создал не только материю, но и законы, по которым она существует. На своём уровне Давид был прекрасно знаком с тем, как устроен мир, и знал, что многое в жизни человека зависит от него самого, и всё же царь и пророк не сомневался, что всё происходящее подчиняется благой воле Творца.
Или не всё? И это одна из самых поразительных черт текста, который мы услышали. Потому что в конце мы слышим, как на фоне послушных Богу галактик и морских бездн, возникают какие-то грешники и те, кто нарушает Божий закон. Кто они вообще такие по сравнению со вселенной? Пустое место, ведь даже Земля предстаёт песчинкой по сравнению с некоторыми звёздами. И всё же эти звёзды, как и всё во вселенной, следуют тем законам, которые в них вложены, и только человеку дана свобода выбирать. Большая часть наших действий так же имеет биологическую основу и в этом нет ничего удивительного. Однако отказаться от Бога или славословить Его — зависит только от нас. И во всей вселенной нет более важных решений.
Псалом 103. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 103. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 21. Богослужебные чтения

Царя Давида не зря называют пророком. В его псалмах — поэтических произведениях — нередко находятся образы, имеющие отношение не только к жизни самого Давида, но и к служению Иисуса Христа. Пророческий характер имеет и псалом 21-й, который звучит сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 21.
1 Начальнику хора.
При появлении зари. Псалом Давида.
2 Боже мой! Боже мой! внемли мне, для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днём, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святой, живёшь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему».
10 Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
23 Буду возвещать имя Твоё братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля,
25 ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
31 Потомство моё будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
Прозвучавший сейчас 21-й псалом был написан Давидом в годы, когда его преследовал сошедший с ума царь Саул. Саул, лишённый благословения Божия и права на царство из-за предательства веры, узнал, что вместо него на царство поставлен Давид. Грешный правитель не смирился и решил до последнего цепляться за власть. Даже если для этого потребуется убить Давида и его сторонников. На Давида началась облава. В итоге пророка фактически загнали в угол. Встреча с Саулом и его войском была неизбежной и грозила кровавой катастрофой.
Псалом 21-й — это настоящий крик отчаяния. Давид представляет, как его схватят и распнут. Ведь именно так поступали с государственными преступниками в те времена. Пророк описывает, как будут кровоточить его раны, как распинатели будут делить его одежды. Но ничего подобного с Давидом не произошло. Неожиданно на Израильское царство напали враги. Саулу пришлось спешно защищаться от них. И вскоре безумный царь и вовсе погиб, наложив на себя руки. Но то, что не произошло с Давидом, в точности исполнилось в отношении его потомка — Иисуса Христа.
Спасителя его враги тоже загнали в угол, затем схватили, били и, наконец, распяли. И Христос видел, как у подножия креста гонители бросают жребий, деля между собой одежды Сына Божьего. Возникает вопрос — почему Господь Давида пожалел, избавил его от страданий, а Христа нет? Конечно, за Бога мы ответить не в состоянии. Но можем сделать предположение.
У Давида и у Христа имелись разные задачи. А именно. Давид должен был уцелеть и взойти на царский трон. Не для того, чтобы наслаждаться властью, а чтобы охранять народ еврейский, заботиться о нём, чтобы внутри него со временем произошло чудо Боговоплощения. Христос же не нуждался в земной власти. Он призван был умереть, а затем через воскресение из мёртвых смерть победить. И после этого вознести человечество Своё на высоту Божественную, чтобы нам, верующим в Него, продолжить путь туда же.
Псалом 21. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 21. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 21. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.
2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью,- и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
9 "он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему".
10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
31 Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что' сотворил Господь.
13 апреля. О трудах и мировоззрении Михаила Гаспарова

Сегодня 13 апреля. В этот день в 1935 году родился филолог и литературовед Михаил Гаспаров.
О его трудах и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из самых его известных трудов «Занимательная Греция» был написан еще молодым человеком. Юный читатель знакомится с историей и мифами Греции в изложении Гаспарова и входит в этот удивительный мир античной культуры, лежащий в основе всей европейской книжности. За несколько дней до кончины Михаил Гаспаров принял православное крещение и сподобился отпеванию по православному чину. О чем это говорит? Филология, любовь к слову, любовь к мудрости, действительно знакомят человека с шедеврами мировой литературы. И очень часто, могу сказать это сам как выпускник филологического факультета, подводят студента, а затем и ученого человека к Евангелию. Не случайно филологический факультет называли христианским факультетом даже в советское время. И мы сегодня воздаем честь этому замечательному доктору филологических наук, который не только в Академии наук председательствовал, но читал лекции в Литературном институте имени Горького, собирая огромные аудитории. Наряду с Аверинцевым, одним из наших блестящих отечественных ученых, Михаил Гаспаров представлял собой цвет интеллигенции.
Все выпуски программы Актуальная тема