У нас в студии настоятель храма трех святителей на Кулишках, старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии священник Андрей Лысевич.
Разговор шел о проекте студенческих инициатив «Встреча», призванном объединять православных студентов различных ВУЗов, о том, как студенты Московской духовной семинарии создают и развивают различные творческие проекты и как в это вовлекаются учащиеся и светских учебных заведений.
Ведущая: Алла Митрофанова
Алла Митрофанова
— Светлый вечер на Радио Вера, дорогие друзья, здравствуйте, я Алла Митрофан. Вы у нас сегодня глубокий, интересный, в некотором смысле проблемный разговор со священником Андреем Лысевичем, одним из проректоров Московской Духовной Академии, доцентом кафедры богословия МДА, руководителем проекта студенческих инициатив «Встреча», настоятелем храма Трех Святителей на Кулишках. Отец Андрей, здравствуйте.
священник Андрей Лысевич
— Здравствуйте, Алла и дорогие радиослушатели.
Алла Митрофанова
— Собственно, по поводу проекта студенческих инициатив «Встреча», вот мы с вами сегодня и собрались пообщаться, поскольку, знаю, в Московской Духовной Академии журнал «Встреча», он существует уже очень-очень много лет. С начала 2000-х годов он точно там был, и занимались им разные замечательные люди, тоже студенты в свое время Московской Духовной Академии. А сейчас, судя по той презентации, которую вы прислали, и по тому проекту, который вы запускаете, вы хотите выходить за рамки печатного издания, становиться каким-то движением. Причем в это движение вовлекать не только семинаристов и молодых людей, которые учатся в академии, но и студентов светских вузов. И чтобы была такая дружная тусовка, и все как-то радовались, что-то вместе делали, встречались, пели, я не знаю, что-то сочиняли, придумывали и дружили.
священник Андрей Лысевич
— Да, это точно. Дружили друг с другом и со Христом. Вот это бы очень хотелось устроить такое движение. Ну, действительно, очень правильно заметили, что сам журнал существует с 1996 года. И вот как гласит легенда, само название встреча придумал нынешний митрополит Амвросий. И, соответственно, вот это вот было очень свежее новое слово в тот период. И, в общем-то, это одно из первых таких студенческих изданий духовных школ. По своей сути, журнал был направлен на внутреннюю аудиторию, то есть его писали студенты для студентов, причем внутри академии. И он достаточно интересно и ярко существовал на протяжении длительного очень времени. Я сам тоже помню, когда учился в Московской Духовной Академии, этот журнал, листал его страницы, смотрел статьи какие-то. И когда уже я закончил Московскую Духовную Академию, когда стал уже преподавателем и был назначен проректором. Вот директор издательства Московской Духовной Академии однажды звонит мне и говорит, вот, тут есть такой вот журнал, вот, хотел бы, чтобы ты стал руководителем вот этого вот направления. Я говорю, нет, слушай, я на это не согласен, это слишком тяжело, сложно, нет. Он говорит, ну ты подумай, ну все-таки как-то что-то. Ну и вот я думаю, раз уж сказал подумать, решил позвонить духовнику своему. Позвонил, говорю, так и так, вот и так дел масса, что-то еще предлагают, какой-то журнал, что я с этим буду делать. Он сначала начал так, да-да, не надо, зачем тебе это, вот тяжело, тяжело, потом, ну-ка подожди, а вот это вот, а вот это вот. Задал несколько вопросов, потом говорит, нет, давай, берись и делай, Господь благословит. Ну вот, таким образом Господь благословил, и я начал вот так внутри себя варить эту тему и думать. Ну, раз уж это некий проект, которому я обязан чем-то, так сказать, своим сердцем, своей душою, то я стал задумываться, а вот нужен ли сегодня журнал студентов для студентов, ну или насколько он востребован, во всяком случае. И я счёл в действительным, что вот такой необходимости именно, чтобы студенты Московской Духовной Академии писали для студентов Московской Духовной Академии, сегодня не так уж и много, поскольку они могут и сами пообщаться, и есть общие чаты, и встречи. В общем-то, студенты Академии очень дружны. Это на самом деле настоящее братство. Вот прям такие вот братья и сестры. Я вспоминаю, как я был студентом. То есть можно к любому абсолютно подойти в коридоре из тысяч человек, сказать всякую глупость. Если даже ты вот так-то не так ляпнешь, не так тебя все поймут, скажут, да-да, что ты хотел, как-то тебя беспокоит что-то. И выйти на диалог, поговорить, и тебе каждый окажет помощь, поддержку и так далее. В этом смысле в печатном еще формате какой-то обмен информацией устраивать, кажется, не столь актуально. Хорошо, значит, надо, наверное, придумать какой-то формат выхода на внешнюю аудиторию, чтобы студенты Академии писали для светских студентов. Но, а сегодня молодежь разве читает печатные журналы? Разве так много вот этих печатных изданий, которые действительно очень востребованы? И тут возникла еще одна проблема, которую, соответственно, мы стали думать, как решить. Что сегодня, в общем-то, информация распространяется чаще всего и в большем объеме, в непечатном формате, в том или ином виде мультимедиа контента. И в этой связи мы решили, что этот журнал, он должен стать частью вот такой большой мультимедиа истории, в которой было бы вплетено много чего разного. И таким образом, в общем-то, родился проект «Встреча». Дальше мы обсуждали с разными людьми, что и как это могло бы быть. Очень помог в своё время в этом обсуждении нынешний секретарь сообщества православных учёных. Такое у нас существует в России, и сейчас, в общем-то, довольно активно продвигается благодаря Игорю Павловичу Рязанцеву. Очень такой активный православный, очень хороший человек. С ним мы так тоже обсуждали этот проект. И в итоге мы его сейчас развиваем как некую площадку с различными формами информационного распространения, развития. Это, с одной стороны, соцсети, это телеграм-канал «Встреча», чат-бот, в котором мы создали такую интересную схему, чтобы любой человек мог написать в чат-бот свое сообщение. Это сообщение уходит в авторский коллектив «Встречи». То есть там около 50 семинаристов сидят, читают вот этот вопрос и пытаются писать какой-то ответ. Иногда этих ответов несколько. Редактор этого направления выбирает либо лучший ответ, либо комбинирует эти ответы, ну и потом высылает на публикацию.
Алла Митрофанова
— А какие вопросы приходят?
священник Андрей Лысевич
— Ну, вопросы достаточно разные. Как ни странно, первыми вопросами, которые к нам в чат-бот приходили, были вопросы об исламе, об отношении православия к исламу и так далее, соотношение учения. Видимо, кому-то из мусульман попалось это вот сообщение о чат-боте, и вот они стали писать туда вопросы свои. А вопрос достаточно интересный. Я даже давал часть этих вопросов в качестве такого эссе студентам в группе по догматическому богословию, потому что, в общем-то, действительно, ответ на эти вопрошения мусульманской аудитории, он, ну, это достаточно интересное упражнение для современного семинариста. Это то, что может, в общем-то, развить его с точки зрения способности говорить и по богословской тематике что-то артикулировать. Потом были вопросы, касающиеся церковной жизни, духовной жизни. То, что человек не может задать священнику вот так в лицо, или, может быть, позвонить на телеканал и оставить свои персональные данные, что вот такое-то, такое-то. Тут все-таки есть какая-то доля анонимности с одной стороны, а с другой стороны ты задаешь вопрос студенту, такому же, как ты, такому же молодому парню, там девушки у нас, кажется, есть тоже в этой авторской группе, или девушки молодой. Они точно так же росли в таких же дворах, в тех же самых там 90-х и 2000-х, и единственная разница между теми, кто задает вопросы и теми, кто отвечает на них, заключается в том, что вот эти вот молодые ребята, они выбрали для себя семинарию и путь служения Христу и церкви. И вот эти люди, соответственно, постарались как-то жизнью свою связать с церковью, со Христом, как-то очистить своё сердце, свою душу от страстей и жить достойным образом. И вот они поступили в семинарию, были признаны лучшими из множества абитуриентов, и они пишут, соответственно, все эти ответы. Кроме вот этого телеграм-канала есть ВК активность, в общем-то, она во многом дублирует Телеграм. И есть еще Ютуб-канал, вот там достаточно интересно сейчас. Проект же называется «Студенческий инициатив». То есть, суть вот вообще самой этой идеи заключается не в том, чтобы вот пришел такой проректор там, да, куда-нибудь, сказал, так ты, ты будешь плясать, а ты вот давай читай стихи мне. Вот. То есть это такое не давление сверху, а это такой, ну, как бы вот наоборот, скорее, окно заявок. Приходит человек и говорит, а знаете, я хотел бы записать шортс вот на такую тему. Мы говорим, отлично, давай.
Алла Митрофанова
— Видео в коротком формате, имеется в виду.
священник Андрей Лысевич
— Да, видео в коротком формате для видео соцсетей различных. И, соответственно, мы просто находим человека, который возьмёт качественную видеокамеру, найдёт на неё время, запишет, потом смонтирует, поставит субтитры и выложит всё это дело в интернет. То есть мы таким образом создаём некую инфраструктуру для того, чтобы идеи студентов реализовывались вот как вот они хотят.
Алла Митрофанова
— А сколько просмотров набирают такие ролики у вас?
священник Андрей Лысевич
— Ну, знаете, если, например, у нас есть формат интервью, там, где студент берет интервью у студента, например, да?
Алла Митрофанова
— А о чем?
священник Андрей Лысевич
— О чем? Ну, о разных вещах. Там, например, об отношении к Пасхе. Вот довольно интересное интервью взяли там у нашего студента Саркиса Санаянца. Вот я даже в пасхальную ночь включил даже вот, несмотря на усталость после пасхального богослужения, в общем-то, до конца его дослушал даже. Вот. Есть интервью просто о жизни студентов. Ну, как бы разных форматов. Мы хотели бы сейчас оттолкнуться от интервью студент-студент, а пойти дальше, ну, с нашими уже преподавателями, например, чтобы студент взял интервью у преподавателя и спросил его о том, как жилось в церкви, в советскую эпоху, например. Сейчас проект отец Максим Козлов инициирует, достаточно классный. Это называется проект «Память церкви». И в этом проекте собираются такие интервью сторожилов церковных, не иерархов, а вот таких вот людей зрелого очень возраста, которые повидали виды в советскую эпоху и могли бы рассказать о бытовой стороне жизни церкви в советский период. И вот хотелось бы нам тоже к этому подсоединиться, чтобы наши студенты взяли интервью у наших самых таких пожилых преподавателей.
Алла Митрофанова
— Отец Андрей, так сколько просмотров-то там у вас? Как движется дело?
священник Андрей Лысевич
— Вот эти вот интервью, они не так много набирают, ну, где-то, может, 200 просмотров примерно.
Алла Митрофанова
— Ну, то есть это такая локальная пока история.
священник Андрей Лысевич
— Ну, вот шорцы, в общем-то, так как-то вот, ну, нашим языком залетели, там есть и 10 тысяч просмотров, да, вот в таком вот объеме. Ну, в общем-то, да, история локальная. То есть сейчас мы находимся на самом старте, и поэтому, конечно, наших радиослушателей призываем зайти в Telegram, в YouTube и ВК и подписаться, присоединиться, пересылать наши ролики, поддерживать и так далее.
Алла Митрофанова
— Насколько понимаю, одна из задач, которую вы перед собой ставите, как раз в том, чтобы из локальной истории стать историей массовой. Чтобы к вам стали присоединяться молодые люди из разных вузов, чтобы наладились контакты и был обмен и творческими идеями, и, опять же, люди со стороны совсем иначе возьмут интервью, например, у профессора Московской Духовной Академии, чем это сделает семинарист с придыханием и прочее. Придёт какой-нибудь с дредами замечательный, философствующий, рефлексирующий молодой человек, да, сядет и просто будет спрашивать о том, что интересно ему, и это будет совсем, наверное, ну, может быть, не совсем, кстати, откуда я знаю, но это будет иначе, чем если бы беседа шла с семинаристом. Это очень интересно. Как вы видите развитие вот этих каналов связи с молодыми людьми из светских вузов? Как вы к ним выходите? И что интересует их в первую очередь по вашим наблюдениям?
священник Андрей Лысевич
— Ну тут очень такой многогранный вопрос. Я также постепенно постараюсь на него отвечать. Во-первых, вот начиная эту нашу деятельность, мы как бы стартовали, начали какие-то посты делать. И в декабре месяца прошлого года мы провели такой форум православных студентов. Одноименная тоже встреча 10 декабря. У нас в Московской духовной академии он проходил. И на этом форуме мы пригласили представителей из разных светских вузов, и там было обсуждение различных направлений деятельности студенчества в православном ключе. Там были разные, на самом деле, люди. Это были и теологи, и в том числе, кстати, неправославные ребята молодые, или просто, ну, светские такие вот как бы прохладно относящиеся к церкви, и тем более уж духовному образованию. И эти люди приехали, их встретили наши семинаристы. Они как-то так вот немножко там подружились, пообщались. Потом мы вместе провели такие круглые столы такие вот, как бы на тему наука, искусство, мультимедиа, и вот в этих круглых столах, соответственно, обсуждались какие-то такие вот значимые болевые темы. И таким... А потом такая стратегическая сессия в конце, на которой мы обсуждали некие итоги, подводили, и ребятам дали возможность объединиться в группы и разработать какой-то свой проект, скажем так, православный какой-то, высказать и оформить инициативу. И вот на этом форуме мы почувствовали ряд таких вот болевых точек. Первая болевая точка — это то, что, в общем-то, подтверждается некоторыми социологическими исследованиями, что тема религии сегодня в вузах, она становится просто неинтересной, скажем так.
Алла Митрофанова
— Но она маргинальная, скажем так.
священник Андрей Лысевич
— Даже не маргинальная. Маргинальная она была, наверное, в советское, постсоветское время. Сегодня она просто, ну, как её просто нет.
Алла Митрофанова
— Здесь я бы с вами поспорила насчёт маргинальности в постсоветское время, потому что я помню своих первых студентов. Это что-то типа середина 2000-х годов. И как молодой преподаватель, я всё время искала какие-то ходы, задала, помню, вопрос, чтобы они письменно мне ответили, какие три книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Ну, где-то две трети. Да, и объясните, почему, почему именно эти книги? В общем, вариантов там было много разных, но две трети молодых людей написали Библию, а в пояснении что-то типа no comments. Ну, а какие вам комментарии нужны, зачем я Библию возьму с собой на необитаемый остров? Понимаете? Сейчас это совершенно иначе. Ну, то есть сейчас кто-то возьмет Робинзона Круза. Ну, я, правда, давно уже этот опрос не проводила, может быть, года четыре. Робинзона Круза, справочник растений, может быть, какие-то базовые описания навыков по выживанию, ну и так далее. Ну, то есть, в общем, прагматика такая уже, да?
священник Андрей Лысевич
— Ну да, экономическую теорию получения максимально прибыли на необитаемом острове.
Алла Митрофанова
— Совершенно верно. Да, и, естественно, Священное Писание там не фигурирует ни в каком уже виде. Но тогда это было иначе, и интерес был очень большой.
священник Андрей Лысевич
— Я как раз именно об этом, на самом деле, говорю. Просто, может быть, мне трудно это вот высказать. Терминология немножко другая. Но суть именно в этом. То, что раньше эта тема, она была интересная, но она была неизученная. И вот, ну, во всяком случае, в ВУЗе, где я учился, она воспринималась как, ну, что-то такое, а что там, это вот как-то вот нехорошо, с неким таким налетом вето, что ли, какого-то, вот, и, ну, вот поэтому я называю это маргинальностью, маргинальность не в плане того, что студенты этим не интересовались там, а в плане того, что к этому как-то относились настороженно, как-то вот, ну, вот вроде это не мейнстрим какой-то и не что-то такое вот общеизвестное. А вот сейчас именно вот то, о чём вы говорите, да, то есть просто эта тема уходит из круга размышлений современных студентов, современного студенчества. При этом преподаватели уже в большей степени, в общем-то, осознали, приняли, и гораздо больше православных верующих и учёных, и преподавателей и так далее. Но вот студенчество, оно индифферентно к этой тематике во многом. И как раз вот мы с ребятами говорили, я вот, например, вспоминаю свою студенческое, так сказать, детство, да, и вне школы Духовной Академии, в светское образование до семинария, там было ощущение такого вот какого-то продолжения законсервированного советского периода, каких-то советских гонений на любую тему, связанную с религией. Если ты вдруг где-то там скажешь, не дай Бог, что ты там верующий, в храм ходил, то у тебя будет какое-то такое вот прям внимание отрицательное и очень напряженное.
Алла Митрофанова
— Это какой период времени?
священник Андрей Лысевич
— Это я учился до 2009 года, с 2003 по 2009 год, то есть вот эти вот до, как говорится, уже после 2000. Вот там на радиофаке Нижегородского Государственного Университета имени Лобачевского сохранялся вот этот дух советского коммунизма. Я благодарен, кстати, Господу за то, что я в этом поварился, я понюхал, по крайней мере, так издалека, вот как это примерно было. Но, соответственно, тем не менее, вот так вот как бы тайно, вот это вызывало огромный интерес, тем не менее. И сейчас, когда мы разговаривали с ребятами на этом нашем форуме, то все сказали, нет, никакого давления такого, чтобы там преподавать или что-то там, или там собрать, и студенты, нет, им просто без разницы на это. Как вот раньше человек выйдет на улицу, там, я не знаю, ну, с крашенными волосами, на него смотрят, ой, что это вот такое, что-то необычное. А сегодня человек идёт по улице вообще не весь в чём, на него просто никто не смотрит. Люди друг к другу вообще стали индифферентнее, надо сказать.
Алла Митрофанова
— Это защитная реакция, мне кажется, во многом в связи с тем информационным шумом и плотностью информационного потока, в котором мы живём, психика не справляется. Мне кажется так, потому что человек, он не был задуман жить в том сумасшедшем ритме, в котором... Хотя, опять же, откуда мы знаем, как мы были задуманы, а как мы не были задуманы?
священник Андрей Лысевич
— Насчёт задумки, да, я бы тоже не стал рассказываться, потому что в Библии мы это вот... Не видим объём информации, который Адам мог переработать или не мог. Но, во всяком случае, нам тяжело. И я не осуждаю этих людей, которые так вот, да, и студентов, но я прекрасно понимаю, что никакой воспитательной работы полноценной и патриотической, на самом деле, работы и вообще просто вот тем более духовно-нравственной работы в ВУЗах никогда не будет, если не появится значимость, не подчеркнется значимость и интерес вот к духовной тематике, к религиозной тематике, к тематике веры, к тематике православия или традиционных религий в тех регионах, где какая-то другая религия традиционна, потому что вот это вот безразличие к вере в конечном итоге делает человека безразличным к фундаментальным вопросам, бытийным, экзистенциальным. Ему без разницы тогда всё остальное.
Алла Митрофанова
— Как эти вопросы актуализировать? Какие у вас есть идеи?
священник Андрей Лысевич
— Да, вот, и, соответственно, первое, на самом деле, очень много чего и разных идей, которые сейчас, наверное, бы прозвучали просто как некий космос, и я не стал бы даже их особо озвучивать. Но первое, что необходимо в этом направлении, на мой взгляд, сделать, это вот тех студентов все-таки православных, которые есть сегодня, та молодежь, которая православная сегодня есть, которые каким-то чудом Божиим, по какому-то особому Божьему благословению, благоволению имеют живой интерес к вере, их надо как-то объединить, надо выстроить какую-то систему коммуникации между ними, чтобы они могли обмениваться информацией, чтобы они могли друг другом говорить, общаться, встречаться. Интересно, на днях, не так давно, вернее, я разговаривал с одним из деканов Высшей Школы Экономики, с Дмитрием Львовичем, и вот он сказал, говорит, что главнейшая проблема молодежи сегодня — это одиночество. Как ни странно, в этом информационном шуме, в котором мы привыкли, на самом деле человек остается один, потому что вся эта поверхностная рябь, она не проникает в глубину сердца. И встретить единомышленника остается так же актуально, как и в Средние века, и в Первый век христианства и так далее. И вот выстроить эту систему коммуникации между единомышленниками, вот это вот первейшая задача, на мой взгляд, нашего студенческого направления работы.
Алла Митрофанова
— Очень важная тема, отец Андрей, про одиночество. Одиночество среди людей, как это часто бывает. В общем-то, на эти темы и кино снимают, и книжки пишут. И не сейчас это началось, но сейчас какое-то время, наверное, когда эти вопросы обострились в силу разобщенности нашей, нам проще через соцсети друг с другом действительно общаться, чем лично. Сейчас вернемся к серьезности этого вопроса. Я хотела у вас спросить, не было ли у вас идей или заявок при вашем молодежном объединении встреч какой-нибудь клуб знакомств организовать? От девчонок заявки не приходили? Вот в то самое сообщество семинаристов, которые сидят и там в чат-боте отвечают на вопросы.
священник Андрей Лысевич
— Ну, это, конечно, одно из приоритетных наших направлений работы.
Алла Митрофанова
— Ну, всем выгодно, понимаете, да? Даже вашим парням уже не ценна, девчонкам надо искать молодых людей.
священник Андрей Лысевич
— Конечно, мы делаем не только это. Но, во всяком случае, кстати, была одна инициатива. Не буду сейчас точно говорить, какая именно организация выходила с этой инициативой внешне, просто я боюсь перепутать название. И там была идея устроить такой студенческий бал. В принципе, они периодически проходят, но тут как-то можно было бы на платформе встречи устроить такой бал, где бы девочки и мальчики православные из различных вузов и семинарий вместе там как-то вот что-то вот делали, да. Вот. И вот это такой формат знакомств. Но, понимаете, в чем дело? На мой взгляд, вот эти вот сайты знакомств, когда мальчик пишет там, а я вот люблю ромашки, а девочка пишет, а я люблю машинки, и они друг друга находят, вот, и ромашки тоже, и машинки замечательные. Вот давайте дружиться и потом семью создавать там, да, детей рожать. Мне кажется, что это такая форма, в чём-то она вот всё-таки, ну, скажем так, вызывает вопросы. На самом деле, мне кажется, людей объединяет дело. Не переписка о машинках и ромашках, а дело совместное, то, что они делают. И если раньше мы могли бы говорить о картошке, выкопанной в Краснодарском крае, могли бы говорить, может быть, о каких-то еще вещах, которые вместе могли бы быть сделаны, то сегодня, в общем-то, ну, самое простое дело, которое мы можем себе предположить, это на самом деле мультимедиа контент. Конечно, я понимаю, что здесь есть определенный скепсис на этот счет, но хотя бы-то с этого начать. Начать вместе сделать статью, текст, видеоролик, еще что-нибудь, просто придумать какой-то вот подход. Вот какой-то мультимедиапроект, вместе что-то развить. И вот именно в этом формате, на самом деле это знакомство людей, то, что называется встреча, не поверхностная рябь информации, а встреча, сердец. Вот она как раз и ожидается. То есть суть этого нашего проекта в этом заключается. Чтобы ребята начали общаться через чат-бот, например. Потом, допустим, может быть, вышли на какое-то совместное написание какого-то текста, статьи какой-нибудь. В соавторстве написали статью. Об этом тоже, кстати, надо будет сказать. Мы все-таки и журнал планируем к выпуску в ближайшее время. И вот потом, соответственно, может еще что-то. И дальше какая-то живая личная встреча и разговор живой с единомышленником. И вот через это какой-то контакт-сердец. Вот к чему хотелось бы, чтобы этот проект шел. Чтобы это не осталось просто соцсеть, а чтобы он переходил в оффлайн, где люди встречаются живо, по-настоящему.
Алла Митрофанова
— Согласна с вами, дело как нельзя лучше раскрывает разные стороны личности. И в деле как раз почему говорят, что люди, которые допустим волонтёрят много лет, вот там видят, как как создаются пары, по той простой причине, что внутри вот этой общей совместной работы видно, с кем можно в разведку, от кого лучше. Может быть, и можно и с этим, и с тем, но вот с этим мне как-то веселее будет в разведке. Это тоже очень важно.
священник Андрей Лысевич
— Я со своей матушкой познакомился, когда делали цветы и украшения в монастыре.
Алла Митрофанова
— Вот, тоже такой пример замечательный, да, с вашей супругой. Одиночество вы обозначили, первая важная тема. Какие еще темы, как вам кажется, могли бы сегодня объединять людей вот с такими христианскими взглядами на жизнь, которые при этом в разных, может быть, даже в разных городах, в разных вузах и в разных социальных тоже, да, слоях находятся?
священник Андрей Лысевич
— Вы знаете, ну вот, как пример, скажем так, да, тема. В общем, после вот этого форума, о котором я говорил, мы познакомились с ребятами из МГУ, из Вышки, из других вузов, из ПСТГУ. И решили, давайте журнал напишем вместе, следующий номер напишем вместе журнал. И вот мы собрались у меня на приходе, такой был круглый стол, скажем так, да, из неравнодушных людей, и стали обсуждать, а на какую тему вообще журнал, а какие статьи, а какие могут быть интересные тематики, и кого сделать в качестве авторов этих статей. И вот я предложил такую провокационную тему сначала, ну, это то, что сверху, так сказать, исходило. Я говорю, а давайте напишем журнал на тему «Мир, труд, май, Бога прославляй». Ребята сказали, нет, батюшка, это кич, нет, это не пойдет. Я говорю, ну все, пожалуйста, давайте сами придумывайте. Они стали думать, и вот как раз какая тема, да? Тема «Красота, которая спасет мир». Мне эта тема очень понравилась. Сегодня тема красоты, тема спасения. И, в общем-то, вот ближайший номер журнала «Встреча», именно печатного журнала уже, да, планируется именно на эту тему. «Красота, которая спасёт мир». И там ребята сами придумывали статьи, да, то есть «Красота, которая спасёт Россию», «Красота отдыха», «Красота труда», «Цифровое бессмертие против вечной жизни». Это придумал председатель христианского клуба Высшей школы экономики.
Алла Митрофанова
— А почему оно против-то, кстати, цифровое бессмертие? Чем оно может помешать вечной жизни?
священник Андрей Лысевич
— Тем, что хочет заменить человек цифровым бессмертием вечную жизнь с Богом. Вот в чём дело. Нам кажется, что создание эмуляторов на основе технологии искусственного интеллекта личности человека может заменить вечную жизнь, но это не так.
Алла Митрофанова
— Там именно искусственный интеллект имеется в виду.
священник Андрей Лысевич
— Ну, о чём говорит цифровое бессмертие? Цифровое бессмертие — это создание некого образа цифрового человека, который будет через 100-500 лет отвечать... Вот мы с вами разговариваем, да, вот. А можно же взять, создать такое клише личности человека, например, да, цифровое, и разговаривать не с конкретным человеком живым, а вот с этим клише. И оно будет также отвечать на вопросы, которые вы будете задавать.
Алла Митрофанова
— Да, да, это известная тема. Как-то, знаете, в этом отношении я алармистских настроений не имею. Может быть, я не права.
священник Андрей Лысевич
— Я тоже, да. Но, во всяком случае, вот это соотношение технологии и прогресса, и, с другой стороны, духовного знания, духовной жизни, на самом деле, это всегда актуальная тема. То есть, в общем-то, статья посвящена этой теме.
Алла Митрофанова
— Ну, собственно, главное, что дети заинтересовались, молодые люди, что им стало это любопытно, и они погрузились и написали текст.
священник Андрей Лысевич
— Красота семьи, кстати говоря. И вот мы, соответственно, двух студентов, студентка из Высшей школы экономики и студент из ПСТГУ в качестве соавторов, ну так в кавычках поженили. В кавычках, я сейчас подчеркну. Они вместе написали, соответственно, статью на тему семьи. Как молодежь относится к семье. Красота новомучеников. И вот эта тема, которая действительно оказывается интересна современным молодым людям. Какие-то такие вот глубокие философские основания, размышления, мысли. Студенчество — это тот период, когда можно себе позволить такие вот оторванные от какой-то практики утилитаризма размышления, и вот они действительно этим временем пользуются. И, соответственно, вот в ближайшее время номер выйдет. Надеюсь, что кто-то из наших радиослушателей получит его в руки и почитает.
Алла Митрофанова
— И захочет, может быть, присоединиться к вашему сообществу.
священник Андрей Лысевич
— Да, нам хотелось бы дальше следующий номер делать также в соавторстве, чтобы, допустим, какой-нибудь студент из Магнитогорска, например, православный, взял бы и написал статью вместе со студентом Московской духовной академии или общей церковной аспирантуры, докторантуры, а мы эту статью с удовольствием напечатаем. С одной стороны, получается, есть некая проблема разобщенности того, что мы называем сообщество семинаристов, и того, что мы называем сообщество студенчества, и православного в том числе студенчества. Потому что всё-таки семинария — это закрытое учебное заведение, которое функционирует по своим правилам, по своим особенностям, и это как бы особая некая такая вот агломерация. А студенчество — это другой подход к жизни, другой подход к своим знаниям и вообще вот к себе самому. И в этом смысле, когда вот вдвоем эти два мира сталкиваются, и вот этот вот человек, о котором вы упоминали с дредами, да, вот он, собственно, озвучивает какие-то свои интересы. А с другой стороны, студент семинарии, который может это как-то, ну, как бы корректировать и тоже добавлять какие-то свои идеи, вот это, на мой взгляд, очень интересно. Потому что вот в одиночестве, в отделённости одного мира от другого, ну, в общем-то, вряд ли что-то хорошее может родиться, интересное. А в таком вот объединении этих двух миров рождаются очень интересные вещи.
Алла Митрофанова
— Как велико сейчас ваше сообщество?
священник Андрей Лысевич
— Это сообщество в основном сейчас пока распространяется на духовные школы московского региона и вузы Москвы. Причем, в общем-то, конечно, это вот вживую не так много людей. Ну, где-то вот из, если говорить, светских вузов, где-то порядка несколько сотен человек, скажем так. Это такие подписчики или какие-то партнеры информационные или какие-то друзья. С кем-то мы вместе встречаемся как раз в храме Трех Святителей на Кулишках. Так, в общем-то, сложилось, что это храм ближайший к Высшей Школе Экономики. И вот ребята из Вышки приходят к нам в храм, как раз, ну, во-первых, для меня стало открытием, я не столь давно настоятель в этом храме, меня вот как-то вот так случайно назначили туда настоятелем. И я с удивлением увидел, что это такая тесная связь, близость с этим образовательным учреждением. И с ребятами, которые проявляли максимальную активность вот в этом нашем совместном деле. Христианский клуб высшей школы экономики, во-первых, ну, да, он существует, вот, как ни странно даже, может, это все звучит, и там настолько живые ребята, настолько вот яркие, энергичные, мощные, готовые на всякие интересные, так сказать, акции и так далее, приходят ко мне там либо днем, когда я служу между службе, либо вечером уже после всенощного воскресного бдения я еле сижу с закрытыми глазами, и ребята приходят, а вот, батюшка, а вот такой философский вопрос отношения свободы, воли и всеведения Божия, а вот как вы относитесь к будущему, прошлому, настоящему, вот такой-то философ сказал. И вот с ними очень интересно. Очень интересно пообщаться, поговорить. Они искренне абсолютно живые, очень активные. И вот когда видишь этих ребят, эту молодёжь нашу православную, студенческую, то, в общем-то, наполняешься таким оптимизмом, что не всё потеряно, что есть люди, которые далее будут строить церковь и благоукрашать вот это духовное здание современного церковного сообщества.
Алла Митрофанова
— Дай Бог, дай Бог, то, что вы рассказываете, действительно вселяет оптимизм. У меня опыт совсем другой в этом плане, да, но я и не священник. Опыт действительно очень сложный, и поэтому, мне кажется, как раз важно то, что вы пытаетесь сделать, выйти на диалог, вывести, точнее сказать, даже на диалог молодых людей из семинарии Духовной Академии с молодыми людьми из самых обычных московских вузов, и, надеюсь, что всё-таки не только московских, а вот оффлайн общения, там, не знаю, фестивали, походы, может быть, какие-то, в конце концов, какие у нас есть замечательные инициативы. Вот ребята из благотворительного фонда «Жизнь как чудо», знаете, популяризируют Великий Русский Северный Путь. Брат и сестра. Каждый год они с рюкзаками за плечами исследуют один сегмент вот этого удивительного паломнического маршрута. И о нём рассказывают. Это же через Лавру проходит, да? То есть там первый сегмент — это из Москвы в Лавру дорога. Потом из Лавры дорога, соответственно, уже в северном направлении, там через Рыбинск или что-то ещё, там варианты, возможно, насколько понимаю. Такие идеи нет, не посещают ваших?
священник Андрей Лысевич
— Не только посещают, но мы реализуем что-то из этого уже, но пока что в пилотном формате. Опять же, ещё раз говорю, мы в таком стадии старта, развития, и если у кого-то из наших радиослушателей есть какие-то предложения, идеи, кстати говоря, и просто какие-то партнерские задумки, то вот милости просим, мы будем рады какому-то сотрудничеству. Так вот, одна из таких идей была как раз, ребята сказали, вот нам хотелось бы какого-то вот такого вот паломничества, совместных каких-то вот походов и так далее. В этом отношении мы провели две такие пилотные акции. Первая пилотная акция — это духовная экспедиция «Студенческая жизнь за стенами древнего монастыря». Такое вот название заманчивое. По сути своей это мероприятие, это однодневная экскурсионно-паломническая поездка, но сделанная специально студентами для студентов. То есть это не история про то, как ты приходишь в музей, и там высококвалифицированный искусствовед рассказывает тебе высоким языком о каких-то, так сказать, культурных явлениях. Это история про то, как студенты приехали в Лавру светских вузов, их встретили такие же студенты, такие же пацаны и девчонки, ребята, так сказать, с другой стороны вот этого забора, вот лаврской ограды, провели их по Лавре, завели на колокольню, показали красоту, рассказали про жизнь. Потом сходили, мастер-класс сделали, ребята там из МГУ, РАНХиГСа свечки отлили сами себе там. Попробовали, как это вообще делается. Потом провели круглый стол, на котором обсудили какие-то там и философские, и богословские вопросы, и вообще их впечатления о посещении Лавры и так далее. Эту вот акцию очень помог нам отец Антоний Кадышев, проректор общецерковной аспирантуры и докторантуры по молодежной воспитательной работе. Ему огромное спасибо. Получилась очень интересная, очень живая такая вот экскурсия. Она действительно не просто вот поехали и там послушали и уехали, а вот именно встреча, чтобы вот получился контакт между людьми. Это первая акция. А вторая акция у нас была на 9 мая примерно. 9 мая ребята вышли пешком из ВДНХ и пешком пошли в Троицу Сергиеву Лавру. Идея заключалась в том, чтобы они не просто вот как-то шли, а чтобы они останавливались на территории разных храмов Сергиево-Посадской и Дмитровской епархий. Здесь, благо, у нас наш ректор является и наместником Троицы Сергиевы Лавры, и епископом Сергиево-Посадским и Дмитровским. Здесь такое вот очень интересное единство в этом отношении. И вот мы договорились с благочинными, с настоятелями храмов, чтобы студентов так вот привечали, именно вот в пространстве храмовом. И вот некоторые настоятели даже как-то вот так вот и встречались с ними, разговаривали. То есть происходила такая встреча с приходами. А потом уже, когда они приехали в Лавру, то мы вместе с ними отслужили литургию в Троицком соборе. Я участвовал в богослужении сослужил, они стояли, молились, я там их всех поисповедовал, кто походом шли. А потом, да, у нас были такие вот еще активности тоже, вот по лавре ходили и так далее. То есть вот эта вот живая оффлайн-встреча с людьми, мы надеемся масштабировать эти проекты, и при, так сказать, каком-то, при какой-то поддержке соответствующей, да надеемся, что этих акций будет гораздо больше. Просто там, конечно, все завязано на какие-то такие инициативы, но мы планируем расширять это действие.
Алла Митрофанова
— Отец Андрей, ощущение складывается, что это такая какая-то очень кипучая живая жизнь, и у вас действительно, судя по тому, что вы говорите, довольно много людей в сообществе, и оно растет, и если представить себе, что проект встречи становится всероссийским, как это выглядит? Вот давайте помечтаем немножечко, да?
священник Андрей Лысевич
— Нет, мечтать вообще не вредно, но я сразу хотел бы сказать, мы вот по большому счёту не ставим целью, чтобы проект «Встреча» стал всероссийским движением. Но одной из целей, стратегических целей нашей деятельности я рассматриваю, я бы так сказал, инициация всероссийского движения православных студентов. Лично мне, на самом деле, неважно, кто сможет это сделать. Я поэтому так вот открыто об этом говорю, заявляю, пожалуйста, хоть кто угодно, возьмите эту идею и сделайте. Для того, чтобы просто раскачать это направление, чтобы появилась вот такая вот единая связь, некая централизованная какая-то система взаимодействия православных студентов по всей России. Если помечтать, если такое случится, не важно, под названием «Встреча» или другим названием, под эгидой нашего проекта, под эгидой учебного комитета, под эгидой общества православных ученых или аналогичных организаций, или какой-то синодальной структуры. Вообще, для меня, например, это вообще не принципиально. Принципиально, чтобы это случилось. Вот если такое случится, то мне видится, что это станет очень мощной точкой входа в современную православную культурную молодежную среду, с возможностью рассказать современным молодым людям, неправославным, то есть холодной аудитории и теплой аудитории, рассказать о том, как классно быть православным человеком, человеком с культурными ценностями, человеком с религиозными ценностями, с живым интересом к знаниям, к науке, к развитию, к движению, как это здорово вообще. Вот ты сидишь, скучаешь, тебе душно и скучно в твоем вот замкнутом пространстве, ты перебиваешься с каких-то видеороликов на какие-то прогулки и увеселительные мероприятия там по вечерам с друзьями. Ты просто не знаешь, что как здорово быть православным молодым человеком.
Алла Митрофанова
— Мне кажется, это зависит не от того, православный ты или не православный, а от какого-то внутреннего склада, что ли, человека. Потому что это может быть вполне себе православный молодой человек, но он будет точно так же прозябать где-нибудь в социальных сетях в силу внутренней робости. Или, не знаю, каких-нибудь, как сейчас принято говорить, извините, незакрытых гештальтов. Или чего-то ещё такого. И тоже не будет себя находить. А может быть, рядом с ним там молодой человек абсолютно светский, и себя с христианской системой смыслов не соотносящий, при этом живущий наполненной жизнью, которая, например, включает и какие-нибудь дела милосердия, понимаете? Так что мне кажется, что здесь вот где-то в другом месте проходит.
священник Андрей Лысевич
— Здесь, вы поймите правильно, это разговор о связи мировоззренческой позиции с конкретным самоощущением человека. Он очень сложный, это отдельная, может быть, передача даже. Но во всяком случае тот человек, который вот как вы говорите, живой и интересный, занимается делами милосердия, я думаю, что если бы такой человек встретился со Христом по-настоящему, то он бы стал христианином. А коль скоро этой встречи не произошло, поэтому он делает дела милосердия, но вот не является верующим человеком. На мой взгляд, верна истина, что невозможно встретить Бога и не влюбиться в Него. Просто невозможно. Если ты Его не любишь еще, значит, ты просто с Ним еще не встретился.
Алла Митрофанова
— А что мешает молодым людям таким, как вы думаете, с Богом встретиться? Чем мы им мешаем?
священник Андрей Лысевич
— Куцые ноги благовествующих, «прекрасны ноги благовествующих», которые доносят истину о Боге на том языке, который понятен современным людям. И жаль, что иногда мы не можем найти тот язык, который бы мог донести современной молодежи о этой красоте. Вот они и смотрят всякую чепуху, и слушают всяких там, так сказать, с тремя шестерками несчастных людей и так далее, потому что они думают в этом найти какое-то счастье и удовольствие. Оно совсем в другом. И настоящее счастье, настоящее удовольствие, оно в деятельности, оно в творчестве, оно в активности. И эту активность, творчество и жизнь дает православие человеку. Очень в большом объеме и с каким-то особой совершенно отдачей дает православие человеку. И наша задача в том, чтобы донести современной молодёжи вот эту истину, что Бог прекрасен, и что жить с Ним гораздо лучше, чем жить без Него. Какая бы ни была твоя жизнь унылая или весёлая, но если ты в эту жизнь включишь ещё Бога, то она станет гораздо лучше.
Алла Митрофанова
— А про фестиваль творчества расскажите, пожалуйста, в нескольких словах.
священник Андрей Лысевич
— Да, как раз я хотел к этому перейти. Кроме того, у нас вот сейчас в ближайшее время планируется еще одна такая оффлайн-акция. Это фестиваль творчества православных студентов. Это достаточно интересное мероприятие. Мы стартуем, мы нащупываем какие-то форматы. Еще толком не знаем, как все получится идеально или не идеально, но мы с надеждой на Бога вступаем в эту бурную воду, в эту пропасть, шагаем с уверенностью на то, что «ангелом своим заповесть о тебе». В общем, суть этого фестиваля творчества православных студентов, он пройдет 16 июня в Московской Духовной Академии под эгидой учебного комитета Русской Православной Церкви при поддержке Троице-Сергиевой Лавры и Сергиево-Посадской Дмитровской Епархии и при партнерстве школ московского региона, духовный школ московского региона. Вот. На нем будут представлены несколько творческих направлений. В эти направления будут разделены по секциям, и в каждой секции заявители будут, конкурсанты будут показывать, демонстрировать свое творчество. Это секция литературное творчество, проза, поэзия, что ребята пишут, что они могут создать, написать. Потом секция по фотографии в направлении как раз какого-то такого проповеди христианства среди молодежи. Вокально-инструментальное творчество, это различные, так сказать, вокально-инструментальные активности. Хоровое творчество и изобразительное искусство. Таким призом, скажем так, по вокальному и хоровому, и поэтическому творчеству будет у нас, мы так заранее предварительно договорились с телеканалом «Спас», чтобы ребята могли выступить, показать свое творчество на телевидении. То есть, если это какой-то студенческий хор, то они могли бы выступить и спеть что-то, потому что это интересный музыкальный контент. Зачастую ребята, кстати говоря, записывают такие классные песни. И я вот сам, честно, слушаю. И вот просто вот даже хотя бы ради этого стоило создать этот проект, чтобы самому первому слушать эту музыку и вот иметь ее у себя, так сказать, вот на телефоне. И, соответственно, на этих секциях будут хедлайнеры, то есть уважаемые, почтенные люди, которые могут выступить в качестве жюри, в качестве экспертов по этому направлению, по литературному творчеству. Своё согласие нам дал на такое вот хедлайнерство директора издательства «Никея» Николая Бреев. По хоровому творчеству это будет хор Московской духовной академии, Сергиевой Лавры. По вокально-инструментальному творчеству мы также получили предварительное согласие Дарьи Виардо, что она вот к нам приедет и, так сказать, вот как-то оценит музыку современных православных студентов. Ну и также по другим направлениям тоже какие-то такие вот люди, которые действительно свою жизнь связали с творчеством, которое распространяет идеи православия. И вот нам очень хотелось бы, чтобы ребята сначала вот так вот в разных секциях показали свое творчество перед специалистами, а потом сошлись на едином таком концерте крупном, где вперемешку все эти варианты творчество перед специалистами, а потом сошлись на едином таком концерте крупном, где вперемешку все эти варианты творчества были бы продемонстрированы. Меня, кстати, на это вдохновило день рождения Радио ВЕРА. Я, слава Богу, в нем присутствовал, увидел, как вот так различные программы, различные передачи, различные исполнители вместе рассказывают что-то и о себе. И вот нам хотелось бы, может, что-то наподобие этого, то есть вот Радио ВЕРА стала референсом для нас, чтобы получился такой вот небольшой студенческий концерт, на котором бы ребята показали свое творчество в различном формате.
Алла Митрофанова
— А в каких жанрах музыку они пишут? В каких направлениях?
священник Андрей Лысевич
— Вы знаете, вот то, что я слышал, это скорее можно квалифицировать как необард. То есть это такая... Ну, необард, это же не только под гитару, да? Как бы это, соответственно, там и ударники, и какие-то электронная музыка, и электрогитара, и вокал. Но вокал с акцентом на какую-то интеллектуальную составляющую, какие-то мысли, идеи, да, про любовь, там, конечно же, про отношения между мальчиками и девочками, но с очень таким глубоким, ярким смыслом и разворотом вот этой вот тематики. Я как-то вот, мне скинули песню одного нашего такого вот исполнителя, я слушаю и думаю, ну слушай, ну это Окуджава же там, ну как бы понятно. Потом забиваю в Яндексе и понимаю, что это его авторская песня, он сам это придумал. Но вот такое ощущение, как будто я ее слышал с детства, эту песню. Вот...
Алла Митрофанова
— В традиции, значит, написано.
священник Андрей Лысевич
— «Не предавайте своих любимых» называется.
Алла Митрофанова
— Замечательно. Отец Андрей, радостно слышать то, о чем вы рассказываете, и успехов процветания вашему движению «Встреча». Священник Андрей Лысевич, доцент кафедры богословия Московской Духовной Академии и проректор Академии, руководитель проекта студенческих инициатив «Встреча», настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, был в нашей студии, и пусть умножается число сторонников проекта «Встреча».
священник Андрей Лысевич
— Спасибо вам большое, Аллочка, благодарю наших радиослушателей за то, что провели с нами этот светлый вечер и это время, и да, надеюсь, что с Божьей помощью и с вашим, в том числе, таким информационным участием, поддержкой, мы будем как-то развиваться и продвигать вот эти наши идеи.
Алла Митрофанова
— Ура! Я Алла Митрофанова. Прощаюсь с вами. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
- «Распространение христианства на Руси». Павел Гайденко
- «Христианские смыслы в сказках». Прот. Павел Карташев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер