Есть у меня одна черта, которая одновременно и хорошая, и плохая.
Упрямый я человек. Это плохо. Но там, где моё упрямство, там же, рядом — и упорство моё. А вот это — полезное качество.
Бывает, делаю какое-то дело, уж вижу, что с самого начала не задалось, не выйдет, отступить бы — а не могу. Как телёнок, бодающий дуб — упрусь лбом, и настырничаю. В конце концов понимаю: ну никак не выйдет. Тогда только отступаю. Но сколько сил потеряно, сколько времени потрачено попусту.
Я художник, так вот, работая, порой до дыр бумагу протру, и только тогда смирюсь, пойму, что не сложилась картинка. Но ведь бывает и иначе. Бывает, что уж почти до дыр, а вдруг — возьмёт, да и выйдет работа. И тут уж, получается, не упрямство, а упорство.
А иногда так случается: рвёшься куда-то, стремишься туда попасть, и так, и эдак стараешься... Но жизнь отворачивает в сторону, будто не пускает тебя кто-то.
Так где нам нужно проявлять нашу волю, упорно идти вперёд, а где стоит на Бога положиться и смиренно принять данное?
Здесь есть какая-то тонкая грань, которую я хочу научиться различать. Строгого правила вывести не удастся, пожалуй. Но, если быть внимательным, можно уловить «подсказки». Я верю, что Ангел-хранитель всегда заботится о человеке. Вот он-то и дарит нам эти «подсказки». Так я думаю, правда-правда.
Иногда это подсказки ободряющие. Такие, когда всё ладится, и всюду тебе — зелёный свет. Поезд придёт вовремя, двери откроются прямо перед тобой, светофор и впрямь подмигивает тебе зелёным глазом. Тогда ясно, что ты идёшь, куда следует. С такими подсказками легко разобраться.
Но бывают ведь и предостерегающие подсказки.
Собралась я, к примеру, на важную встречу. То-есть, мне самой она видится важной и необходимой. А всё как-то не складывается: то уехал тот человек, с которым встретиться надо, то заболел. Потом уж договорились, я поехала на машине, да в такую пробку попала, что опять не встретились. Ещё раз договорились, уж автобусом решила ехать, стою на остановке, а его всё нет... Оказывается, отменили маршрут. Вот это и есть, по-моему, подсказки. В таком случае стоит спросить себя: а нужна ли эта встреча?
И, опять-таки — нет чёткого ответа. Потому что случалось, что я шла, невзирая на все трудности, и это приводило к добрым результатам. А ещё бывает, особенно когда человек только воцерковляется, что лукавый его доброму намерению мешает. Случается, соберёшься в храм, на литургию. И вдруг неожиданное дело явится. Ты его сделаешь, загодя, чтобы успеть-таки завтра утром в храм. А к вечеру — ребёнок засопел носом, заболевает... И тут уладишь, пролечишь, бабушку позовёшь, с сыном посидеть. Так на утро, проснёшься, а нога вдруг разболелась, старая травма почему-то проснулась. Вот тут уж, я точно знаю — нужно поскорее хромать в храм. Это неспроста, это происки врага. А против него оружие — только там, в Храме.
«Как же во всём этом разобраться?» — спросите вы.
Разобраться можно, я верю. Только для этого надо быть очень чувствительным ко всему: к тому, что внутри, в душе, к тому, что вокруг — в мире происходит.
Думаю, стоит внимательно слушать свою душу, внимательно глядеть на мир. А самое главное, наверное, вот что: стоит постоянно помнить, что мы не одни, не сами по себе. Есть у каждого Ангел-хранитель, есть Господь Бог, пекущийся о каждом из нас. Можно ведь всегда просить Бога управить дела этого дня. Называется она — «Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело». Она коротенькая, вот такая:
Тво́pче и Созда́телю вся́ческих,
Бо́же, дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,
Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви, и нас от вся́каго зла изба́ви,
я́ко еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.
Вот это, думаю, — самое главное.
Увы, я сама часто забываю о главном. Но когда помню — всё складывается, как надо. Светло и по-божески.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.