
Эх, до чего же мы, люди, верим в наши знания — в силу науки, в могущество логики. Всё нам кажется, знаем, как правильно, как должно быть.
Но чем дольше я живу, тем больше сомневаюсь в этих общих законах. Только заповеди Божьи ясны, внятны и несокрушимы. А теории устройства мира совсем ненадёжны. Только мы успокоимся, найдя, как нам кажется, чёткую систему, рамочку, в которую всё встанет — как возникает НО, и всё ломает. Эвклид, Галилей, Ньютон... Наконец, Энштейн — ну, казалось бы, разобрались. Так нет — объявилось то самое «но» — кванты! И всё по новой! Опять мы выстраиваем. Да, видно, иначе не может человек. Вечно так будет.
Но в нашей, простой жизни — не пора ли хотя бы мне самой вглядеться в чёткие законы и подумать: а оно вообще так? Или мы, люди, и тут пытаемся всё впихнуть в рамочку, а не влезает?
Вот, посудите сами. Есть понятие о соотношении роста и веса человека. И сколько уж раз я натыкалась на то, что кто-то соответствует, кто-то нет...
Я вот, например, точно выпадаю. Я выпадаю из рамочки в одну сторону, а мой муж — в другую. Раньше пожимала плечами: не соответствуем... И вот только недавно пришло мне в голову, что это глупость: у моего мужа кость широкая, у меня узкая, так как же можно нас в одни рамки вставлять? А есть же ещё и метаболизм, механизм переработки пищи в энергию — он у кого быстрый, у кого медленный. Как же тут можно рамки найти? Так. Снимаем эти рамки.
А ещё есть правило, когда спать нужно, а когда просыпаться, и сколько спать нужно — тоже подсчитали.
Но я на своём примере знаю, что и эти рамки не годятся. Во-первых, бывают совы и жаворонки. А бывает — вообще помесь. Я сама такая. Вот сделала я большую выставку своих картин, вымоталась абсолютно. Похудела, расхворалась. И спать мой организм хотел по одиннадцать часов в сутки, не меньше. А я так сердилась! Заводила будильник, поднимала себя, хотела, как положено жить.
Даже не знаю, как моё тело справилось с этой диктатурой. И только через пару месяцев оно перестало хворать. Приободрился организм, захотел трудиться, и спать решил — по 5 часов, не больше. Я опять недовольна. Просыпаюсь в 6 утра, мне бы радоваться, так нет — негодую, пытаюсь уснуть, а не выходит. Должно быть, я очень надоела своему организму капризами. Но, Слава Богу, поняла главное: моё тело в глубине знает, что ему нужно. И не всегда стоит с ним спорить.
Нет, я не призываю всех стать лежебоками или, наоборот, трудоголиками. Я ищу меру. Ведь есть у каждого из нас своя, Богом данная, гармония. Тот вес, в котором я себя бодро чувствую. Тот режим, который для меня продуктивен именно в этот момент. Ведь, может, не мучь я тогда своё тело, оно бы раньше оклемалось? Толку было бы больше.
Конечно, есть ритм рабочего дня, офисный ритм. Но и тут можно и нужно считаться с Божьим замыслом о каждом. Один быстро работает и продуктивно. Другой — медленно, но регулярно-поступательно. Есть скакуны, а есть тяжеловозы. Уж если лошадей Бог скроил по-разному, так неужели же нас, людей, одинаково?
Я хочу научиться чувствовать Божий замысел обо мне. И вас к этому зову.
Так с чего же начать? Где мой фундамент?
Есть у меня есть фундамент: заповеди и Храм, с его правилами. А следуя этому, стоит дальше прислушиваться к своему нутру и обращаться с телом уважительно. Так, как пользуешься взятой на прокат вещью. Оно ведь, моё тело — не моё, на самом деле, а только дано мне, на время. Дано Богом. Именно это тело, для меня сделанное.
Ведь если я научусь жить так, как мне положено Богом, то смогу тогда послужить миру, в полную свою силу. Хорошо бы это суметь.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Храм преподобного Евфимия. Станица Екатериноградская (Кабардино-Балкария)

На востоке Кабардино-Балкарии, у самой границы с Северной Осетией, стоит на берегу реки Малка станица Екатериноградская. Селение старинное. Оно было основано в 1777 году как казачья крепость в оборонительной линии между городами Азов и Моздок. Тогда, в конце восемнадцатого века, Екатерина Вторая присвоила здешним землям статус Кавказской губернии Российской империи. Станицу Екариноградскую в 1786 году провозгласили столицей этого объединения.
Императрица обратила внимание, что в губернском центре имеется единственная деревянная церквушка. Её Величество пожаловала сорок тысяч рублей на возведение каменного храма. Однако, приступить к строительству жители не успели. Столицу губернии перенесли в Астрахань, туда отошла и казна с царским пожертвованием. Станица Екатериноградская вновь стала скромным казачьим селением. Его жители довольствовались родным деревянным храмом.
В середине девятнадцатого века в этих местах побывал внук Екатерины Второй — император Николай Первый. Зная о бабушкином благодеянии, он удивился, не обнаружив каменной церкви в станице Екатериноградской. Царь повелел немедленно начать строительство и в 1850 году над рекой Малкой уже возвышался величественный пятиглавый собор. Главный его алтарь освятили во имя преподобного Евфимия Солунского. Северный и южный приделы посвятили небесным покровителям царственных особ — великомученице Екатерине и святителю Николаю.
Девяносто лет Евфимиевский собор оставался духовным центром станицы. В сороковые годы двадцатого столетия церковь закрыли безбожники, захватившие власть в стране. Они постановили снести храм. Станичники не подчинились варварскому требованию. Всё же собор преподобного Евфимия серьёзно пострадал в советское время, но уцелел. В 1991 году его вернули верующим.
С тех пор богослужения под старинными сводами не прекращались. Особенно людно бывает в церкви в престольный праздник — 28 октября, в день памяти преподобного Евфимия Солунского. В станицу Екатериноградскую съезжаются паломники из окрестных селений и на службе царит атмосфера казачьего братства, основанного на любви к Богу и к Церкви.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 101 зач., IX, 6-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Какое явление имеет для христианства ключевое значение? Свобода. Не в искажённом, греховном проявлении. А в ином. Каком? Об этом нам расскажет отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилованиезависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Итак, сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к римским христианам посвящен теме свободы. Послание к римлянам — одно из первых произведений апостола Павла, в котором он очень подробно объясняет — почему христианство по-настоящему уникальная религия? Для святого ответом на этот вопрос является всё то же слово — «свобода».
Себя и прочих христиан Павел называет «детьми обетования по Исааку». Чтобы понять это выражение, нужно вспомнить один из эпизодов Ветхого Завета. Авраам и Сарра, родители Исаака, долгое время не могли иметь детей. Однажды Сарра, отчаявшись, что наследника у супруга так и не появится, предложила ему вступить в связь с рабыней — Агарью. Так на свет появился Исмаил. Впоследствии Господь дал и Сарре возможность родить. Её сына звали Исааком. Исмаил и Исаак стали библейскими символами. Первый — символом рабства, второй — свободы.
Христиане для апостола Павла — дети по Исааку, иными словами — наследники Божией свободы. Остаётся теперь разобраться — в чём она заключается? Согласно святому, настоящая свобода — свобода от греха. Когда человек подчиняется заповедям Божиим не из страха, а из любви к Отцу Небесному. Делает Его волю основанием жизни и через это обретает свободу над собой и от себя прошлого — ветхого человека, измученного греховными ошибками.
Есть у христианской свободы ещё одна важная черта, которая состоит в нежелании навязывать Богу правила религиозного торга. «Господи, смотри я не ем то-то и то-то, надеваю на себя такую-то одежду, покупаю такие-то свечи», — рассуждает такой торгующий человек и прибавляет: «А Ты мне за это должен сделать одно, второе и третье. И в качестве премии выдать смартфон последнего поколения». Римляне, к которым обращался в послании апостол Павел, в недалёком прошлом были язычниками, привыкшими с идолами общаться именно в этом формате — «я — тебе, а ты — мне, и побольше».
Апостолу Павлу много сил пришлось положить, чтобы буквально вытравить из сознания римских христиан подобный порочный и примитивный образ мысли, донести до них, что истинная вера основывается на бескорыстном служении Богу, доверии Ему как любящему Отцу, принятию Его доброй воли в отношении нас.
Апостол Павел через текст послания обращается не только к римлянам, но и ко всем нам — жителям иной страны из иной эпохи — стоящим ровно перед тем же искушением. Согласитесь, как часто лукавые мысли подначивают нас превратить Отца Небесного в какого-нибудь Зевса-вседержителя — безликое существо, с которым можно в меркантильном плане договориться. Давайте не будем так поступать. Во Христе все мы усыновлены и удочерены Господом. Поэтому не будем разменивать дарованную нам свободу на примитивный торг, но примем дар Божий, позволяющий нам обрести истинную свободу от греха и нашей собственной узости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о милостивых и чистых сердцем». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих;
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена заповедям блаженства о кротких и алчущих правды.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер