
В Москве на Ленинградском проспекте недалеко от метро Петровский парк расположился величественный Петровский Путевой дворец. Его история началась в 1874 году, после победного завершения шестилетней Русско-турецкой войны. К этому событию императрица Екатерина II решила приурочить строительство нового дворца. Он был возведён по проекту известного архитектора Матвея Казакова на землях, которые ранее принадлежали Высоко-Петровскому монастырю. Отсюда и название — Петровский. Чтобы подчеркнуть особый символизм здания, для внешнего оформления были использованы элементы в турецком (или восточном) стиле.
Дворец стал использоваться в качестве загородной резиденции русских монархов, и предназначался для остановок на отдых по пути из Санкт-Петербурга в Москву. Поэтому резиденцию ещё стали называть «путевым» дворцом.
В 1797 году перед своей коронацией в Успенском соборе Московского Кремля во дворце останавливался император Павел I. С тех пор у русских монархов появилась традиция бывать там перед торжественной церемонией венчания на царство.
Однако за свою историю дворец принимал и нежданных гостей. В 1812 году, когда Москву взяли французские войска, в этой резиденции на несколько дней расположил свою ставку Наполеон Бонапарт. События тех дней даже запечатлел художник Василий Верещагин на картине «Наполеон в Петровском дворце». К сожалению, резиденция была разграблена и стала жертвой большого пожара, охватившего Москву. Здание удалось восстановить лишь в правление императора Николая I.
За время своего существования дворец исполнял не только функции монаршей резиденции. В Первую мировую войну в здании был организован лазарет для раненых бойцов. Чтобы облегчить доставку больных к месту лечения, во двор даже провели трамвайные пути, по которым с вокзалов раненых развозили на санитарных трамвайных вагонах.
После революции 1917 года здание Петровского дворца было передано Академии воздушного флота имени Николая Жуковского. Так бывшая резиденция русских монархов стала именоваться «Дворцом красной авиации», а само здание было перепланировано под нужды новых хозяев. Теперь в нём располагалась библиотека, лаборатория и рабочие кабинеты. Примечательно, что выпускниками этой академии стали первые русские космонавты — Юрий Гагарин и Герман Титов.
Своё старое название дворец получил лишь в 1998 году, когда академия воздушного флота покинула стены здания. После этого во дворце была проведена реконструкция, открыты гостиница и музей. Петровский Путевой дворец стал свидетелем многих знаменательных событий русской истории. Сейчас каждый желающий может посетить музей дворца и прикоснуться к историческому прошлому.
Все выпуски программы Открываем историю
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема