![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/05/kristina-tripkovic-nwWUBsW6ud4-unsplash-1-1.jpg)
Фото: Kristina Tripkovic / Unsplash
Представляя вам книгу писателя и журналиста Дмитрия Шеварова «Воздушная тревога. Эскизы к семейной хронике» (издание 2022 года, тираж 200 нумерованных автором экземпляров), я решил превратить мою программу — в сплошную «Закладку». Надеюсь, вы меня поймёте. У «Воздушной тревоги» есть посвящение: «Моим внукам Елизавете, Николаю и Марфе»... Главу, одноименную названию этой целомудренно-доверительной книги читает её автор — Дмитрий Шеваров.
Когда родные люди расстаются, им надо что-то говорить друг другу. Молчать тяжело. Вот и мы с сестрой говорили маме то, что обычно говорят в таких случаях: ты не волнуйся, не беспокойся, не тревожься... При этом мы прекрасно знали, что мама будет и волноваться, и беспокоиться, и тревожиться. Мама могла бы, наверное, и не беспокоиться, выключить свою тревожность. Очень редко, но так и происходило: тревожность выключалась. И потом мама корила себя за спокойно проведённый вечер или ночь.
С детства зная о том, как легко маму встревожить, я всегда старался возвращаться домой в срок. Но, увы, несколько раз я нарушал эти обещания: заболтался с ребятами; забыл обо всём, гуляя с девочкой, а телефонной будки рядом не было или двух копеек не оказалось под рукой... Сколько горьких часов мама провела у окна, ожидая меня и тревожно вглядываясь в тёмный двор.
Однажды мама объяснила мне свою философию примерно так: «Пока я беспокоюсь о человеке, я за него спокойна. Как только я забываю о нём побеспокоиться, с ним что-то случается. Так часто бывало. Поэтому каждый вечер перед сном я перебираю всех вас: так, ты здесь, Ксюша здесь, а где отец, родители, Богдан... Думаю: ну что там с ними? Чем я могу им помочь?..»
Философия парадоксальная. Впрочем, как всякая подлинная, проверенная опытом, философия.
Мамина тревожность — скорее даже не тревога, a молитва. Я пытался сказать об этом маме, провести такую параллель, но она смотрела на меня с удивлением и непременно повторяла: «Ты же знаешь — я атеист...»
Вспоминаю стихи своего друга-поэта:
Отвернёшься, ослабишь вниманье,
Словно праздник нейдёт без гостей —
Тот болеет, тот вечно в нирване
И ещё сто дурных новостей.
Рассыпается жизнь без опеки,
Без молитвы и тёплой руки,
Вдруг мелеют глубокие реки
И теряется смысл без строки...
Целый мир драгоценный немеет,
Словно дом на обрыве пустой,
И спастись сам собой не умеет
Без любви и молитвы простой.
Дмитрий Шеваров прочитал нам главу из своей книги «Воздушная тревога».
Завершают эту главу — стихи поэта Андрея Анпилова, который оказался здесь и автором предисловия. «...Шеваров — я цитирую — пишет мир семейным — как живую модель мироздания, где всё связано со всем... Ничто не пропадает бесследно и бессмысленно, а если пропадает или рискует пропасть — то есть писательское перо, воскрешающее наяву всё, имеющее смысл и заслуживающее любви. Это служба зоркой благодарности, „воздушная тревога“ памяти и молитвы...» Конец цитаты.
Дарственную надпись для моей семьи — да простит меня Дмитрий Геннадиевич за разглашение — автор «Воздушной тревоги» завершил драгоценными словами: «...Есть книги, которые кричат, а есть, которые молчат. Помолчим вместе...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер