
Фото: PxHere
Недавно я вновь, с удивлением узнала, как чудесно устроен мир.
Приехала ко мне в деревню подруга. И повезла я её на машине, гулять: по окрестным деревням, просторам... Под вечер в Переславль заехали. Проголодались, сидим в кафе, согреваемся, пирожки едим. Вдруг звонит её дочь, но, странно — на мой телефон. Волнуется!
— Передай маме, что она свой айфон потеряла! Я её номер набрала, а там чужой человек. Говорит, айфон на дороге нашёл, уже начал хозяина по округе искать. Позвони на мамин номер, он ждёт, скажет куда заехать, забрать.
Подруга заметалась, в сумку сунулась — нет телефона. Значит, и впрямь, обронили мы его, пока гуляли. А телефон-то дорогой, дочь на рождество подарила.
— Ты не волнуйся, — говорю, — его уж нашли. И никакой это не чужой человек, а хороший. Видишь, ищет нас. Давай звонить.
Звоним. Подходит.
— Да вы не переживайте, Настя, — говорит он, — я уже вас и сам разыскал. Вы же из Яропольцев, верно?
— Разыскали? И имя знаете?
— Ну да. Я в Василёво ехал. Телефон на дороге лежал, я и подобрал. А уж в Василёво мне местные сказали, что сегодня опять женщина из Яропольцев заезжала погулять, в этот раз с подругой.
А я и впрямь бывала там раньше. Со стариком одним разговаривала, рассказала откуда я. Значит, запомнили меня в деревне.
— Так вот, — продолжает парень, — я тогда сразу своего друга, Орешникова, набрал. Он же тракторист, и ваши, Ярополецкие машины, часто из грязи вытаскивает. Он и подсказал, что зовут вас Настя, обещал вас найти. Да тут уж и дочка вашей подруги позвонила на мамин номер. Вот. Так что приезжайте, как освободитесь. Я жду. Адрес уже выслал.
Положила я трубку. Сидим . Молчим. И глаза у обеих — круглые.
А потом заулыбались мы. Нам было и счастливо в тот миг, и стыдно...
Ведь мало того, что потеряли телефон, и не заметили, так ещё гуляли весь день, так ещё и пирожки с чаем в кафе... А в это самое время люди со всей округи, уже выручали нас, переговаривались, созванивались, искали!
А ведь размах территории — километров пятьдесят туда-сюда. Уж не говоря о том, что вещь дорогую, найденную, могли бы вообще не возвращать.
Но это не всё. Спохватилась я, что мы далеко от дома, и холодает, а парник мой открытый стоит... Звоню соседу, прошу парник закрыть.
— Так я его еще на закате закрыл, — говорит он. — А вы телефон-то уже забрали?
— А ты, стесняюсь спросить, откуда про телефон знаешь?
— Так мне тракторист Орешников звонил, очень волновался. У его друга ваш айфон, а он, Орешников, тебе дозвониться не может. Вот и просил меня передать. Вы же дорогую штуку в полях посеяли. Вот все и дёргаются.
— Андрюща, родной мой, — говорю я, — ты не волнуйся. Мы телефон вот-вот заберём. Мы больше так не будем. Спасибо! Спасибо.
На самом деле, говорила я в тот момент не только ему. Но всем людям и Господу Богу. И дело тут не в цене телефона.
— Интересно, а для чего нам это Бог послал? — задумчиво спросила подруга, когда мы, уже забрав у доброго человека свой телефон, и с трудом уговорив его принять пирожные в благодарность, так вот, когда мы уже подъезжали по ночной дороге к нашей деревне.
Помолчали, размышляя...
— Знаешь, — мы ведь катались весь день по деревням, — сказала я, — а и не думали, что вокруг, там, тут — хорошие люди. Они в разных сёлах, но все помогают друг другу. И вот, нам помогли. Теперь будем знать, что это так.
— А надо всем этим...— начала подруга... И замолчала. Потому что о таком не хотелось болтать.
Вот и представьте теперь, какая это огромная добрая сила: когда хорошие люди и Господь — вместе. Огромная сила.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Храм преподобного Евфимия. Станица Екатериноградская (Кабардино-Балкария)

На востоке Кабардино-Балкарии, у самой границы с Северной Осетией, стоит на берегу реки Малка станица Екатериноградская. Селение старинное. Оно было основано в 1777 году как казачья крепость в оборонительной линии между городами Азов и Моздок. Тогда, в конце восемнадцатого века, Екатерина Вторая присвоила здешним землям статус Кавказской губернии Российской империи. Станицу Екариноградскую в 1786 году провозгласили столицей этого объединения.
Императрица обратила внимание, что в губернском центре имеется единственная деревянная церквушка. Её Величество пожаловала сорок тысяч рублей на возведение каменного храма. Однако, приступить к строительству жители не успели. Столицу губернии перенесли в Астрахань, туда отошла и казна с царским пожертвованием. Станица Екатериноградская вновь стала скромным казачьим селением. Его жители довольствовались родным деревянным храмом.
В середине девятнадцатого века в этих местах побывал внук Екатерины Второй — император Николай Первый. Зная о бабушкином благодеянии, он удивился, не обнаружив каменной церкви в станице Екатериноградской. Царь повелел немедленно начать строительство и в 1850 году над рекой Малкой уже возвышался величественный пятиглавый собор. Главный его алтарь освятили во имя преподобного Евфимия Солунского. Северный и южный приделы посвятили небесным покровителям царственных особ — великомученице Екатерине и святителю Николаю.
Девяносто лет Евфимиевский собор оставался духовным центром станицы. В сороковые годы двадцатого столетия церковь закрыли безбожники, захватившие власть в стране. Они постановили снести храм. Станичники не подчинились варварскому требованию. Всё же собор преподобного Евфимия серьёзно пострадал в советское время, но уцелел. В 1991 году его вернули верующим.
С тех пор богослужения под старинными сводами не прекращались. Особенно людно бывает в церкви в престольный праздник — 28 октября, в день памяти преподобного Евфимия Солунского. В станицу Екатериноградскую съезжаются паломники из окрестных селений и на службе царит атмосфера казачьего братства, основанного на любви к Богу и к Церкви.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 101 зач., IX, 6-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Какое явление имеет для христианства ключевое значение? Свобода. Не в искажённом, греховном проявлении. А в ином. Каком? Об этом нам расскажет отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилованиезависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Итак, сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к римским христианам посвящен теме свободы. Послание к римлянам — одно из первых произведений апостола Павла, в котором он очень подробно объясняет — почему христианство по-настоящему уникальная религия? Для святого ответом на этот вопрос является всё то же слово — «свобода».
Себя и прочих христиан Павел называет «детьми обетования по Исааку». Чтобы понять это выражение, нужно вспомнить один из эпизодов Ветхого Завета. Авраам и Сарра, родители Исаака, долгое время не могли иметь детей. Однажды Сарра, отчаявшись, что наследника у супруга так и не появится, предложила ему вступить в связь с рабыней — Агарью. Так на свет появился Исмаил. Впоследствии Господь дал и Сарре возможность родить. Её сына звали Исааком. Исмаил и Исаак стали библейскими символами. Первый — символом рабства, второй — свободы.
Христиане для апостола Павла — дети по Исааку, иными словами — наследники Божией свободы. Остаётся теперь разобраться — в чём она заключается? Согласно святому, настоящая свобода — свобода от греха. Когда человек подчиняется заповедям Божиим не из страха, а из любви к Отцу Небесному. Делает Его волю основанием жизни и через это обретает свободу над собой и от себя прошлого — ветхого человека, измученного греховными ошибками.
Есть у христианской свободы ещё одна важная черта, которая состоит в нежелании навязывать Богу правила религиозного торга. «Господи, смотри я не ем то-то и то-то, надеваю на себя такую-то одежду, покупаю такие-то свечи», — рассуждает такой торгующий человек и прибавляет: «А Ты мне за это должен сделать одно, второе и третье. И в качестве премии выдать смартфон последнего поколения». Римляне, к которым обращался в послании апостол Павел, в недалёком прошлом были язычниками, привыкшими с идолами общаться именно в этом формате — «я — тебе, а ты — мне, и побольше».
Апостолу Павлу много сил пришлось положить, чтобы буквально вытравить из сознания римских христиан подобный порочный и примитивный образ мысли, донести до них, что истинная вера основывается на бескорыстном служении Богу, доверии Ему как любящему Отцу, принятию Его доброй воли в отношении нас.
Апостол Павел через текст послания обращается не только к римлянам, но и ко всем нам — жителям иной страны из иной эпохи — стоящим ровно перед тем же искушением. Согласитесь, как часто лукавые мысли подначивают нас превратить Отца Небесного в какого-нибудь Зевса-вседержителя — безликое существо, с которым можно в меркантильном плане договориться. Давайте не будем так поступать. Во Христе все мы усыновлены и удочерены Господом. Поэтому не будем разменивать дарованную нам свободу на примитивный торг, но примем дар Божий, позволяющий нам обрести истинную свободу от греха и нашей собственной узости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о милостивых и чистых сердцем». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих;
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена заповедям блаженства о кротких и алчущих правды.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер