Мусорка – именно так произносится название села, что лежит в сорока километрах от Тольятти, на трассе, соединяющей Самарскую и Ульяновскую области. Мусор тут абсолютно ни при чем, название произошло от финно-угорских слов «му» – что переводится как «земля» и «сор» - что означает «степное озеро». Озерами окрестности, действительно, богаты. Да какими! И линь здесь водится, и карп, и окунь, и щука. Природа в Ставропольском районе вообще щедра к человеку. Недаром же, по свидетельству ученых, первые селища здесь были задолго до нашей эры.
Мусорка появилась на карте губернии в начале восемнадцатого века. В то время шло активное переселение в Поволжье крестьян из других областей России. Границы села, если верить летописи, были определены весьма остроумным способом: «Самый быстрый на ногу мужик, Ефимка Бесчетвертев, по прозванию голенастый, с восхода до заката солнца бежал во всю мощь, а чтобы лапти не скользили, он их смазывал смолой. Заметы делал вслед за Ефимкой конный государев человек». Вот по смоляным следам Ефимки, будто бы, и отвели надел переселенцам из Арзамаса.
Едва обжившись на новом месте, мусоряне поставили в селе деревянный храм. От него, к сожалению, не осталось ничего, разве что записи в церковной летописи. Например, такие: «Июнь 1795 года. У Петра Иванова рожден сын Петр, восприемник Иван Иванов. У Фадея Матвеева рожден сын Леонтий, восприемник Игнатий Матвеев». В 1905 году в Мусорке появилась новая церковь – каменная. Храм, построенный исключительно на пожертвования прихожан, и сегодня удивляет своими размерами и разнообразием архитектурных форм. Крестьяне не стали экономить, заказывая храм по типовому проекту. Село украсил сорокаметровый исполин в псевдорусском стиле - с шатрами на фигурных граненых башенках, с многочисленными декоративными арками и кокошниками.
Церковь Космы и Дамиана получилась не только величественной, но и необычайно крепкой. В тридцатые годы ее пытались взорвать, но она только вздрогнула от взрыва. Хотели применить более мощный заряд, да побоялись, что пострадают близлежащие дома. Несколько дней расшатывали стены тракторами - сельхозмашины сломались, не выдержав нагрузки. И это не удивительно, ведь ширина кладки у основания храма – больше двух метров.
Церковь не уничтожили, но разорили. Сначала в ней устроили тракторную станцию, а с шестидесятых годов она просто стояла заброшенной. Постепенно разрушилась кровля, осадки в течение многих лет заливали фрески. Когда храм передали верующим, даже те росписи, что сохранились, к сожалению, уже невозможно было отреставрировать.
Однако есть все основания надеяться, что вскоре церковь будет расписана заново. Жители Мусорки делают все возможное, чтобы храм обрел былое великолепие. Ведь это первый храм, который видят гости Самарской области, въезжающие со стороны Ульяновска.
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи