В наши дни уже не слишком удивляешься, когда слышишь о наличии православного храма в той или иной стране. Но есть места, которые по-прежнему кажутся экзотическими. Например, Гавайи. Причем там существуют сразу несколько православных храмов — русский, греческий, сербский и американский. Православие пришло на Гавайские острова благодаря отечественным путешественникам. Первое богослужение было совершено на архипелаге в конце 18-го века. Это произошло на Пасху — священник, морской капеллан, не захотел встречать Светлое Христово Воскресение на борту корабля и уговорил капитана пристать к ближайшему острову. Им оказался нынешний так называемый Большой остров — самый крупный из входящих в Гавайский архипелаг.
Начиная с 19-го века, Русское Православие стало активно развиваться на Гавайях. В 1815 году здесь появилась первая православная церковь. Ее построили на острове Кауаи по просьбе гавайского короля Каумуалии. Правитель Гавайев просил принять Кауаи в подданство Российской империи. Затем Россия потеряла интерес к Гавайям и на время развитие Православия прекратилось. Новый этап начался в начале 20-го века, когда из Петербурга на острова приехал сначала один священник, а потом еще два. Собственно, они и руководили гавайскими приходами в период, когда Русская Церковь оказалась в плену у коммунистических властей.
В 80-е-90-е годы прошлого века на Гавайях в дополнение к русским храмам стали возникать приходы иных Церквей — Константинопольской, Сербской и Американской. Никакой конкуренции между ними не было и нет. Все православные храмы живут с ощущение общего дела — совместной миссии по развитию Православия.
Надо сказать, что гавайская национальная культура стала для этого благодатной почвой. Взять хотя бы традиционное приветствие — алоха. Алоха означает не только «привет», «пока» и «любовь», но этим словом может выражаться сочувствие, сострадание, доброта, привязанность и нежность. Алоха — больше, чем просто приветствие или выражение любви, алоха — это основа того, что сами гавайцы считают своими жизненными ценностями. Ценности эти также включают, например, акахаи — скромное, обходительное и простое поведение человека; локахи — гармонию и мир: олуолу — что-либо приятное и милое, и ахонуи — терпение и выдержку. Все перечисленное есть и в христианском учении. Именно поэтому православная миссия на Гавайях постоянно развивается.
Среди местных особенностей можно выделить также использование на богослужении или приходских праздникам гирлянд лей. Гирлянды варьируются от простых (из одной нити и цветов орхидеи) и до более сложных, сделанных из редких цветов, в зависимости от важности события. Лей не просто украшение, а выражение уважения и любви к тому, кому гирлянда дарится. Еще одна особенность местной церковной жизни — на праздник Крещения гавайцы освящают воды Тихого океана. В служебнике сказано, чтобы освящался открытый водоем, но на Гавайях нет рек, нет озер, поэтому освящается океан. Конечно, это несколько амбициозно, но ведь Бог — велик, и для Него все возможно!
Все выпуски программы Вселенная православия
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.