
Фото: Mario La Pergola / Unsplash
Сейчас мы послушаем фрагмент одного всемирно известного испанского романа, написанного в начале 17-го века и переведённого чуть ли на все главные языки мира. Общеизвестно, что по тиражам эта книга давно идёт вослед изданиям Библии.
Кстати, на русский роман переводили более десяти раз.
Мы услышим отрывок из пересказа этого сочинения, сделанного — в наше время — писателем Михаилом Бутовым для серии «Мировая классика для детей».
...Итак, главный герой зрелых лет, начитавшийся приключенческой литературы и вообразивший себя странствующим рыцарем, встречает на дороге процессию закованных в кандалы преступников, сопровождаемых стражниками. На голове у героя — таз для бритья, который он, впрочем, почитает за шлем из чистого золота.
Рыцарь останавливает процессию, задаёт невольникам вопросы о совершенных ими преступлениях, и, выслушав несколько лживо-потешных монологов, произносит свою горячую речь. Читает автор пересказа — Михаил Бутов.
«...Дон Кихот немного отъехал, встал перед ними и сказал, обращаясь ко всем сразу:
— Любезные братья! Из всего, что вы мне поведали, я заключаю, что, хотя вы пострадали и не безвинно, однако конечной причиной вашей нынешней беды послужили: у одного недостаточное мужество под пыткой, у другого отсутствие денег, у третьего пристрастие судьи, а у кого-то и простая неудача. Из-за них вы не сумели оправдаться, как это наверняка бы удалось кому-нибудь другому. Я же только для того и родился на свет, чтобы, приняв обет странствующего рыцаря, выпрямлять кривду, защищать обиженных и утесняемых от имеющих власть и силу. Однако один из признаков мудрости — не брать силой того, что можно получить добром. Поэтому сейчас я хочу попросить сеньоров караульных расковать вас и отпустить с миром. Ведь крайне жестоко превращать в рабов тех, кого Господь и природа создали свободными. Тем более, сеньоры караульные, — добавил он, — вам-то эти несчастные ничего плохого не сделали. На небе есть Бог, и он неустанно карает зло и награждает добро, а людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних.
— Что за глупая шутка! — воскликнул командир конвоя. — Этот паяц, оказывается, желает, чтобы мы освободили королевских невольников. И уверен, что вправе отдавать нам такие распоряжения! Поправьте, сеньор, таз на голове и проваливайте отсюда подобру-поздорову!..»
Михаил Бутов читал отрывок из своего пересказа для детей романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Кстати, для Дон Кихота — этот сюжет, как и все прочие, ничем хорошим, как мы помним, не закончился. Ну, разве что — извечным сочувствием Санчо Пансы, преданного оруженосца нашего идальго, — придумавшего своему хозяину титул рыцаря «Печального образа».
Вспомним, друзья, что книга Сервантеса писалась как злободневная пародия на рыцарские романы. Но, как мы знаем, со временем герой ускакал от своего автора в вечность.
Я обратился «Дон Кихоту» не только потому, что Михаил Бутов чудесно пересказал его для детей (по-моему, все читатели этой книги — в некотором роде — дети). Просто мне попались на глаза слова Фёдора Достоевского в одном из его ранних писем. Цитирую: «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит законченнее всего Дон Кихот. Но он прекрасен единственно потому, что в то же время и смешон». Конец цитаты.
И мы с вами понимаем, что «смешон» здесь, — это совсем не значит — «забавен». Это — о человеке не от мира сего.
...Можно, думаю, добавить: и о нашей тоске по нему.
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 131 зач., IV, 9-16.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли ирония помочь в духовных вопросах? Кто-то сурово скажет — нет. Потому что, якобы, Христос никогда не смеялся, а святые отцы не шутили. А кто-то не будет делать скоропалительных (и по факту ошибочных) выводов. И посмотрит, что по данному вопросу говорит Священное Писание. В частности, отрывок из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Вокруг нас обитает множество стереотипов. Мы, образно говоря, в них плаваем. Это не хорошо и не плохо. Ведь человеческое сознание так устроено, что стремится те или иные вещи упрощать, делать понятными. Тут главное иметь иммунитет к ошибочным или ложным стереотипам. Один из них заключается в том, что христианство запрещает шутить и смеяться. Данное мнение положил в основание сюжета романа «Имя розы» Умберто Экко. Там одни герои ищут вторую часть «Поэтики» Аристотеля, посвященную юмору, а другие — её всячески прячут. Да еще и убивают искателей, чтобы те сами не начали на законных основаниях шутить и других тому же не научили.
Забегая вперед, скажу, что христианство никогда не было против доброй иронии. И мы с вами только что в этом убедились. Услышанный нами отрывок из первого послания к коринфянам буквально иронией автора — апостола Павла — пропитан. Апостол обращается к своим ученикам из греческого полиса Коринфа, руководствуясь, на самом деле, неприятной причиной. Дело в том, что основанная Павлом Коринфская церковь оказалась на пороге раскола. После отбытия апостола из города коринфяне стали друг с другом спорить и ссориться, выясняя, кто из ни более духовный.
Услышав о распрях коринфян, апостол отправил им послание, наполненное критикой и довольно жесткими вразумлениями. Будучи талантливым педагогом, Павел понимал, что для лучшего восприятия необходимо менять жанр поучений. Поэтому в данном случае переключается на иронию. Зная славолюбие, тщеславие коринфян, он в юмористическом ключе повторяет то, что сами о себе христиане Коринфа любили вещать. Что они: знатные, знаменитые, образованные, мудрые.
Павел всё это перечисляет, а о себе пишет противоположные вещи. Что он не мудрый, не знаменитый, не богатый. И вообще по сравнению с коринфянами представляет собой самый настоящий отброс общества — прах, мусор, обреченный терпеть унижения и оскорбления. И ладно бы от язычников. А тут критиками Павла стали его собственные ученики, те, кого он родил для веры. И их он в противовес себе именует самыми достойными и мудрыми представителями христианского сообщества. Не без улыбки, конечно же.
Для чего же апостол избирает жанр иронии? Чтобы поиздеваться над коринфянами? Нет. Чтобы до них достучаться и принести им реальную духовную пользу. Вернуть им здравомыслие и мир. Или как пишет сам Павел: «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих». Апостол преследует возвышенную и спасительную цель — с помощью иронического сравнения заземлить зазнавшихся учеников, вернуть им здравое чувство реальности.
Ирония, как выяснилось в случае общения апостола Павла и коринфян, оказалась действенным инструментом. Нерадивые последователи вняли критике своего учителя. Но ирония — именно что инструмент. Как топор, например. Им можно дрова порубить, а можно человека покалечить. Вот и с иронией нужно быть аккуратным. Бог не запрещает нам шутить, но делать это нужно с любовью и уважением к людям. Тогда мы их и поддержим, и важные вещи сможем до них донести. В том числе и те, что касаются вопроса спасения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Еве научиться уверенно двигаться и самостоятельно есть

Недавно двенадцатилетняя Ева открыла для себя радость общения с другими детьми. Это стало для девочки большим и радостным событием, ведь много лет у неё практически не было друзей. Всё своё детство она провела в больничных палатах. Врачи обнаружили у Евы опухоль головного мозга, когда ей было 3 года. Она оказалась неоперабельной. Из-за неё у девочки ухудшилось зрение, а позже и подвижность правой стороны тела.
Раньше семья Евы жила в Донецкой Народной Республике, но ради спасения дочери переехала в Санкт-Петербург. Именно там началось длительное и эффективное лечение. Опухоль перестала расти, и девочка пошла на поправку. А после первой реабилитации у неё появились первые и очень важные достижения.
Ева начала проявлять интерес к другим детям — на восстановительных занятиях она познакомилась с девочкой. Вместе они общались и даже танцевали. Раньше такого не было. Кроме этого, Ева научилась удерживать предметы, правда пока двумя руками, и выполнять другие несложные действия. Например, готовить вместе с мамой бутерброды.
Сейчас девочке необходимы новые занятия. Ей важно научиться удерживать в одной руке кружку и ложку, самостоятельно есть, ухаживать за собой, готовить простые блюда и в целом более уверенно двигаться.
Собрать средства на реабилитацию для Евы Пушиной помогает благотворительный фонд «свет.дети» из Санкт-Петербурга. Если вы тоже хотите поддержать девочку, которая преодолевает последствия тяжёлой болезни, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«10-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.4:9-16) и Евангельского (Мф.17:14—23) чтений в 10-е воскресенье по Пятидесятнице, о празднике Преображения Господне, о днях памяти Обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, перенесения мощей преподобных. Зосимы и Савватия Соловецких, апостола Матфия, второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского.
Все выпуски программы Седмица