
Фото: Aaron Burden / Unsplash
Сейчас вы услышите дневниковую запись одного из самых известных наших писателей, родоначальника сказочной поэзии для малышей, — соединённую с фрагментом чуть ли не единственного уцелевшего звукового автографа великой русской пианистки советского времени. Рукописная запись в дневнике и запись на магнитофоне были сделаны с разницей в год-полтора.
«...Из дневника Корнея Чуковского. 1968-й год. Была у меня Мария Вениаминовна Юдина. Принесла мне религиозные брошюры и журналы с портретами епископов и архиереев. Очень жалела, что у меня нет пианино: хотела сыграть мне Мусоргского. Из вежливости я скрыл от нее, что я не верю в Бога и ничего не смыслю в музыке...»
«...Только гениальный первооткрыватель, провидец, он, Мусоргский, — мог создать на основе занимательнейших картинок, — произведение всеобъемлющее и единственное по своему значению — художественному и духовному — во всей истории музыки».
Из дневника Чуковского нам читал Сергей Агапов, из последней статьи Юдиной — она сама (простите за качество аудиозаписи, другого — нет). ...Корней Иванович считал себя неверующим, Мария же Вениаминовна была не только гениальным музыкантом-просветителем, но и открыто исповедовала в безбожную эпоху свою православную веру. Это легко узнаётся из любых воспоминаний о ней.
Отрывок из письма Юдиной — Чуковскому нам прочитает Наталья Продольнова:
«Глубокоуважаемый и драгоценный Корней Иванович!.. Простите, что с таким опозданием отвечаю на Ваше исключительное внимание и Ваши роскошные подарки. <...> Простите, что посылаю письмо „с уведомлением“.
...Конечно, можно писать: „Россия — Чуковскому“, или „Переделкино — Чуковскому“ <...> В общем, остается только сказать: „Стопы мои направи по словеси Твоему“. Прочее приложится. Да хранит Вас Господь. С глубоким, глубочайшим уважением — Ваша Юдина».
Слова из 118-го псалма, приведённого в письме престарелой Марии Юдиной, продолжаются в Псалтири так: «...И да не обладает мною всякое беззаконие».
Издатель и филолог-архивист Евгений Ефимов, опубликовавший в 2005 году маленькую переписку Чуковского и Юдиной, посвящённую, главным образом, взаимным хлопотам за конкретного частного человека, — назвал свою публикацию латинским оборотом из письма великой пианистки: «Pro doma sua». Как сообщает словарь иностранных слов, это выражение означает — буквально — «за свой дом», по личному вопросу, в защиту себя и своих дел... В предисловии же к публикации этой переписки в журнале «Новый мир» были сказаны золотые слова. Я цитирую:
«В общественном сознании... [оба они] стояли (и стоят) в одном ряду — как подлинные русские интеллигенты, сумевшие во всех трагических обстоятельствах сохранить достоинство и живую душу... Они прекрасно сознавали масштаб личности друг друга, чувствовали родство своих творческих и нравственных принципов. И многие страницы воспоминаний о них поразительно похожи...»
Конец цитаты.
С вами был Павел Крючков, и мы завершим эту программу крохотным отрывком из письма Чуковского — Юдиной. Интонация послания говорит сама за себя (...старое английское выражение, включённое нашим великим поэтом-сказочником и переводчиком — в своё письмо, переводится как «Да благословит вас Господь»). Читает Сергей Агапов:
«Дорогая, глубокочтимая Мария Вениаминовна! Спасибо за великолепное письмо. Я и не знал, что Вы такой мастер эпистолярии... А сейчас целую Ваши руки, — я чуть было не сказал: чудотворные руки — и прошу простить меня за нелепость сего послания. Ну, God bless you! ...Все не могу свыкнуться с мыслью, что пишу Марии Вениаминовне Юдиной. Ваш Чуковский»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема