
— Приветствую вас, Владимир Николаевич! Что-то вы понурый сегодня.
— Воспоминания нахлынули, Маргарита Константиновна, ностальгия! Сижу на лавочке один. А в юности, бывало, выйдешь во двор — душа радуется! Старики в шахматы играют, бабушки внучат нянчат, ребятня в казаки-разбойники круги нарезает. Шум, гам! Жизнь кипит!
— Как на картине Игоря Попова «Наш двор»!
— А что это за картина такая?
— Вы наверняка с ней знакомы, просто не обращали внимания на название. Она когда-то была очень популярна, репродукции печатали на открытках, на обложках журналов. Я сейчас найду изображение в интернете, и вы сразу вспомните. Вот, посмотрите.
— Да, да, припоминаю! Чудесная картина! Замечательная! И на ней, действительно, представлена та жизнь, о которой я соскучился. Здесь всё, как я вам описывал — женщины с колясками собрались в кружок, мужчины в настольные игры сражаются, дети резвятся.
— Одни ребятишки играют в снежки, другие лепят снежную бабу, третьи катаются с горки. Прямо во дворе залит каток, и на нём местные «мастера фигурного катания» выделывают пируэты!
— Взрослые тоже не скучают — у каждого подъезда народ толпится!
— И на это свои причины. У одного парадного мы видим переезд, у другого — свадьбу. На переднем плане молодая пара впервые вносит в дом своего новорождённого младенца, и соседи приветствуют нового жильца. А напротив — похороны. Люди собрались, чтобы проститься с человеком, который долгие годы жил рядом.
— Разве так бывает — столько событий во дворе в один день?
— Это образ. Художник показал, что все радости и невзгоды жители делят друг с другом.
— Почему вот так раньше было?
— Русской культуре всегда была свойственна соборность, то есть жизнь в братстве и любви. А в середине двадцатого века она приобрела такую вот форму дворовой общинности. Этому способствовали градостроительные традиции, появившиеся в тридцатых годах. Дома образовывали закрытый двор с детской и спортивной площадками, сквериком. Такое уютное пространство, отгороженное от внешнего мира, было и у дома номер семьдесят пять на Ленинградском проспекте Москвы. Именно там Игорь Попов писал свою картину.
— О соседской дружбе и фильмов немало снято в пятидесятых, шестидесятых годах двадцатого века. «Дом, в котором я живу», например — чудесное кино!
— Работа Игоря Попова «Наш двор» тоже вполне соответствует духу того времени, она написана в 1964 году.
— А сейчас картина где находится?
— Представьте себе, в США, в музее русского искусства в штате Миннеаполис. Его создал в начале двадцать первого столетия американский коллекционер Раймонд Джонсон. Он несколько лет путешествовал по России и покупал картины, в которых отражалось то, что называют русской душой. Хотел познакомить соотечественников с нашей страной, её культурой.
— Я очень рад, что картина «Наш двор» попала за океан. Пусть американцы посмотрят, какие русские сплочённые, дружные. По крайней мере, были полвека назад. Сейчас-то — видите, двор пустой, все по квартирам сидят. Не утратили мы свою соборность, Маргарита Константиновна?
— Конечно, нет, Владимир Николаевич! Двор наш пустой — так это потому что парк рядом. Там и велосипедные дорожки, и тренажёры, и карусели. А соборность в Церкви зародилась, в её основе — общая вера во Христа. И сейчас при каждом храме община — как семья, в которой и праздники вместе встречают, и горе разделяют на всех. Если заглянуть за церковную ограду, то вполне можно написать такую же радостную картину о братской любви, как полотно Игоря Попова «Наш двор».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер