
Фото: Kev Kindred / Unsplash
Священник Николай Морковин, настоятель Преображенского храма в селе Лосево Тверской губернии, считал себя очень счастливым человеком. Какую большую и дружную семью дал ему Господь! Супруга, матушка Мария, шестеро детей — две дочери и четыре сына. «Благодарю Тебя, Боже, за милость Твою щедрую», — говорил про себя отец Николай всякий раз, когда видел, как матушка что-то стряпает на кухне, а дети за большим столом учат уроки. В доме Морковиных царил мир и покой. Так было до 1 ноября 1929 года. В то утро батюшка, как обычно, собирался на службу в храм. Вдруг раздался громкий стук в дверь. Матушка Мария и отец Николай в тревоге переглянулись. Открыли. На пороге стоял председатель колхоза с двумя милиционерами. «Гражданин Морковин, вы и ваша супруга арестованы», — объявили они растерянному батюшке. Под плач детей, отца Николая и матушку увели.
За несколько лет до этих событий у Морковиных родился шестой ребёнок. Стало понятно, что их старая избушка мала для столь многочисленной семьи. Нужно было строить новый дом. Но где взять средства? Церковного дохода батюшка почти не имел. Новая власть каждый день грозились закрыть храм. Отец Николай и матушка Мария посовещались, и решили продать свою единственную корову. Дом достроили, но остались без скотины. А время было тяжёлое, голодное. Шла продразвёрстка — с каждого деревенского подворья большевики забирали в пользу государства почти всё, что люди зарабатывали трудом и потом. У отца Николая был небольшой земельный надел, где он выращивал пшеницу. Но год выдался неурожайным. Хлеба едва хватало, чтобы прокормиться самим. Продовольственный налог в таких обстоятельствах Морковины отдать, конечно, не смогли. Вот почему осенью 1929 года за ними пришли и арестовали.
Когда описывали имущество, самым ценным предметом в доме оказалась поношенная зимняя ряса отца Николая. Потом был суд и приговор обоим: ссылка в Вологодскую область. Батюшке — на 5 лет, матушке — на 3 года. «Маня не предполагала, что с нею так поступят и оторвут от шестерых детей», — писал отец Николай в письме к брату. Супругов поначалу тоже разделили — поселили в разных районах Вологодчины. Отец Николай переживал. Люди подсказали: нужно написать заявление начальнику милиции с просьбой о переводе жены. Батюшка написал. А когда утром вышел на почту, чтобы его отправить, вдруг услышал за спиной родной голос. «Коля! Коля!» — звала его матушка. Отец Николай решил, что от тоски по супруге у него начались галлюцинации. Но обернулся, и увидел свою Марию. Оказалось, она сама выхлопотала перевод, и прошла пешком больше ста километров, чтобы разыскать его.
И вот они снова вместе. Пусть в их комнатке нет почти никаких удобств, пусть каждый день их ждёт изнурительная работа на лесопилке, а в день на двоих выдают 120 граммов крупы. Одного лишь взгляда друг на друга им хватало, чтобы воспрянуть духом. «Тяжко мне было бы без Мани», — говорил батюшка.
Скоро из дома пришли хорошие новости — с имущества сняли арест. Всё вернули детям. Старший сын взял хозяйство в свои руки. А через два года у матушки закончился срок ссылки. «Теперь она уже дома, в своём родном уголке, среди деток. Как она сейчас счастлива!» — писал отец Николай после отъезда жены. Сам он вновь увидел матушку и детей лишь спустя ещё пару лет. Казалось, жизнь входит в привычное русло. Батюшка вернулся к служению в храме. Но зимой 1938-го в дверь дома Морковиных снова постучали. Отца Николая увели люди в чёрных кожаных куртках. По чьему-то ложному доносу священника обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Прощаясь с женой навсегда, отец Николай со слезами просил прощения за то, что оставляет её и детей. «Не плачь. Нам поможет Господь!» — утешала священника супруга, а у самой разрывалось сердце.
Матушка Мария прожила остаток своих дней тихо, в окружении детей и внуков. И говорила, что даже после смерти мужа всегда чувствовала его присутствие и духовную помощь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер