
— Взгляните, Маргарита Константиновна, какая интересная картина! Сколько раз я была здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, и не обращала на неё внимания.
— Ты говоришь про «Утро» Бориса Кустодиева, Наташа?
— Да. Это целый живописный рассказ! Изображён угол комнаты. Стены оклеены обоями в крупный цветок. На каминной полке — пышный букет белых роз. Слева виднеется выход на балкон, справа окно, закрытое зелёной шторой. А на переднем плане молодая женщина купает в небольшой ванночке малыша. Столько нежности в этой работе, столько изящества! Вот только не верится, что автор — Борис Кустодиев, манера письма как будто совсем не его.
— Да, полотно по стилю далеко от пёстрых ярмарочных пейзажей, свойственных художнику. Но, тем не менее, это тоже Кустодиев. В начале тысяча девятисотых годов он с увлечением разрабатывал особый жанр портрета, в котором детали интерьера помогают раскрыть характер модели. И картина «Утро», написанная в 1904 году — образец творческого эксперимента.
— Очень удачный! Художник показал, как героиня полотна умеет создать уют. И даже о малыше поведал немало. Смотрите, какая у него роскошная ванночка — то ли керамическая, то ли каменная. Она похожа на морскую раковину, и это сходство как будто подсказывает нам, что ребенок для мамы — драгоценная жемчужина.
— И для мамы, и для папы — то есть, для самого Бориса Кустодиева. На картине «Утро» он изобразил жену Юлию Евстафьевну и сына Кирилла. Здесь мальчику около полугода.
— Видно, насколько художник любит родных!
— Да, он сумел передать свои чувства! Солнечные блики озаряют воду в ванночке, нежную кожу младенца, ослепительно белую блузку мамы. С помощью игры света автор картины делится с нами радостью.
— Кустодиевы были счастливы тогда!
— Очень! Пожалуй, это самое безоблачное время в их жизни. Пройдёт всего несколько лет, и для Бориса Михайловича наступит пора испытаний. Тяжёлая болезнь, безуспешные попытки лечения, непрестанные боли. Юлия Евстафьевна в полной мере разделит с мужем нелёгкий крест, путь страданий. Но здесь, на картине, она ещё не предполагает грядущих трудностей.
— Пребывает в безмятежности.
— Все обстоятельства к этому располагали. В январе 1903 года супруги повенчались. В октябре Юлия родила первенца, а Борис окончил Высшее училище при Императорской академии художеств. Он получил золотую медаль и право бесплатно стажироваться за границей в течение года. В творческое путешествие молодая семья отправилась в полном составе, вместе с сыном.
— А где именно они побывали?
— В Германии, Италии, Испании, Франции. Картина «Утро» была написана в Париже, Кустодиевы снимали там квартиру.
— Получается, что это полотно — как фотография на память о счастливом путешествии.
— Интересная мысль. Вот только что по возращении в Россию картина не осталась в домашней коллекции. Её приобрёл Русский музей — тот самый, в котором мы с тобой сейчас находимся. В начале двадцатого века он носил имя императора Александра Третьего.
— Иллюстрация к фрагменту семейной жизни Кустодиевых стала народным достоянием!
— Картина «Утро» заслуживает такого статуса — и по своим художественным достоинствам, и по глубокому внутреннему содержанию. Это не просто памятная зарисовка о безмятежных днях. Это слепок той подлинной любви, которая даёт силы перенести любые невзгоды.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер