— Взгляните, Маргарита Константиновна, какая интересная картина! Сколько раз я была здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, и не обращала на неё внимания.
— Ты говоришь про «Утро» Бориса Кустодиева, Наташа?
— Да. Это целый живописный рассказ! Изображён угол комнаты. Стены оклеены обоями в крупный цветок. На каминной полке — пышный букет белых роз. Слева виднеется выход на балкон, справа окно, закрытое зелёной шторой. А на переднем плане молодая женщина купает в небольшой ванночке малыша. Столько нежности в этой работе, столько изящества! Вот только не верится, что автор — Борис Кустодиев, манера письма как будто совсем не его.
— Да, полотно по стилю далеко от пёстрых ярмарочных пейзажей, свойственных художнику. Но, тем не менее, это тоже Кустодиев. В начале тысяча девятисотых годов он с увлечением разрабатывал особый жанр портрета, в котором детали интерьера помогают раскрыть характер модели. И картина «Утро», написанная в 1904 году — образец творческого эксперимента.
— Очень удачный! Художник показал, как героиня полотна умеет создать уют. И даже о малыше поведал немало. Смотрите, какая у него роскошная ванночка — то ли керамическая, то ли каменная. Она похожа на морскую раковину, и это сходство как будто подсказывает нам, что ребенок для мамы — драгоценная жемчужина.
— И для мамы, и для папы — то есть, для самого Бориса Кустодиева. На картине «Утро» он изобразил жену Юлию Евстафьевну и сына Кирилла. Здесь мальчику около полугода.
— Видно, насколько художник любит родных!
— Да, он сумел передать свои чувства! Солнечные блики озаряют воду в ванночке, нежную кожу младенца, ослепительно белую блузку мамы. С помощью игры света автор картины делится с нами радостью.
— Кустодиевы были счастливы тогда!
— Очень! Пожалуй, это самое безоблачное время в их жизни. Пройдёт всего несколько лет, и для Бориса Михайловича наступит пора испытаний. Тяжёлая болезнь, безуспешные попытки лечения, непрестанные боли. Юлия Евстафьевна в полной мере разделит с мужем нелёгкий крест, путь страданий. Но здесь, на картине, она ещё не предполагает грядущих трудностей.
— Пребывает в безмятежности.
— Все обстоятельства к этому располагали. В январе 1903 года супруги повенчались. В октябре Юлия родила первенца, а Борис окончил Высшее училище при Императорской академии художеств. Он получил золотую медаль и право бесплатно стажироваться за границей в течение года. В творческое путешествие молодая семья отправилась в полном составе, вместе с сыном.
— А где именно они побывали?
— В Германии, Италии, Испании, Франции. Картина «Утро» была написана в Париже, Кустодиевы снимали там квартиру.
— Получается, что это полотно — как фотография на память о счастливом путешествии.
— Интересная мысль. Вот только что по возращении в Россию картина не осталась в домашней коллекции. Её приобрёл Русский музей — тот самый, в котором мы с тобой сейчас находимся. В начале двадцатого века он носил имя императора Александра Третьего.
— Иллюстрация к фрагменту семейной жизни Кустодиевых стала народным достоянием!
— Картина «Утро» заслуживает такого статуса — и по своим художественным достоинствам, и по глубокому внутреннему содержанию. Это не просто памятная зарисовка о безмятежных днях. Это слепок той подлинной любви, которая даёт силы перенести любые невзгоды.
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.