
Если вдруг окажетесь в каком-нибудь монастыре на Балканах, сможете познакомиться с одной очень интересной традицией тамошних мест. Утро во многих сербских, греческих и болгарских монастырях начинается с того, что по территории по обители ходит монах, стучащий молотком по особой длинной доске. Называется эта доска «билом». «Било» — потому что по ней бьют.
Монах стучит по билу не просто так. Стуком он пробуждает прочих монахов и паломников и зовет их на богослужение. По деревянным билам в некоторых греческих монастырях стучат и в дни больших церковных праздников, сочетая этот стук со звоном колоколов.
В свое время мне стало очень интересно — откуда взялась такая традиция стучать по деревянной палке перед богослужением и в прочие случаи. Причина появления била имеет свои корни, как и многие другие балканские традиции, в турецком прошлом балканских государств.
В 15 веке Греция, Сербия и все Балканы попали под власть Османской империи. Турки-османы стали уничтожать православные традиции захваченных стран. Многие монастыри и храмы были разрушены. А те, что остались, были лишены колоколов. Колокола вызывали у турок суеверный страх, поскольку мусульмане в те годы верили, что колокольный звон беспокоит души умерших. Была и более рациональная причина изъятия колоколов. Такая же, которой руководствовался Петр Первый, отбирая колокола у русских храмов и монастырей в 18 веке. Колокольный металл шел на изготовление пушек. В 20 веке колокола стали жертвой коммунистов. Трудно посчитать, сколько их было уничтожено в России в годы советской власти.
В итоге абсолютное большинство православных балканских храмов и монастырей остались без колоколов. Возникла проблема — как без колоколов оповещать оставшихся в живых православных христиан о начале богослужения? В результате был найден способ — использовать для этого деревянные била, стук по которым заменил собой колокольный звон. Выглядело все это, безусловно, менее выразительно и не так величественно, но иного выхода просто не было.
На самом деле, православные, оказавшиеся под турецким владычеством, деревянного била не изобретали, а просто о нем вспомнили. Церковь не всегда благоденствовала. Были в ее истории тяжелые времена гонений и лишений. В те годы, когда христиане в Римской империи были гонимы язычниками, деревянные била использовались в монастырях Египта. Это было в третьем веке по Рождестве Христовом. Так сложилось, что через тысячу с лишним лет христианам вновь пришлось о деревянных билах вспомнить.
Можно спросить — а почему же сейчас, когда турецкое владычество закончилось, в балканских монастырях по-прежнему используются деревянные била. Ведь теперь и колокола имеются, и можно в них звонить. Ответ на этот вопрос дал мне один греческий монах. Православные на Балканах продолжают стучать в деревянные била для того, чтобы люди не забывали о годах турецкого плена и понимали — сегодня Церковь может благоденствовать, а завтра все может измениться. И люди должны быть к этому готовы.
Все выпуски программы Вселенная православия
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема