Если вдруг окажетесь в каком-нибудь монастыре на Балканах, сможете познакомиться с одной очень интересной традицией тамошних мест. Утро во многих сербских, греческих и болгарских монастырях начинается с того, что по территории по обители ходит монах, стучащий молотком по особой длинной доске. Называется эта доска «билом». «Било» — потому что по ней бьют.
Монах стучит по билу не просто так. Стуком он пробуждает прочих монахов и паломников и зовет их на богослужение. По деревянным билам в некоторых греческих монастырях стучат и в дни больших церковных праздников, сочетая этот стук со звоном колоколов.
В свое время мне стало очень интересно — откуда взялась такая традиция стучать по деревянной палке перед богослужением и в прочие случаи. Причина появления била имеет свои корни, как и многие другие балканские традиции, в турецком прошлом балканских государств.
В 15 веке Греция, Сербия и все Балканы попали под власть Османской империи. Турки-османы стали уничтожать православные традиции захваченных стран. Многие монастыри и храмы были разрушены. А те, что остались, были лишены колоколов. Колокола вызывали у турок суеверный страх, поскольку мусульмане в те годы верили, что колокольный звон беспокоит души умерших. Была и более рациональная причина изъятия колоколов. Такая же, которой руководствовался Петр Первый, отбирая колокола у русских храмов и монастырей в 18 веке. Колокольный металл шел на изготовление пушек. В 20 веке колокола стали жертвой коммунистов. Трудно посчитать, сколько их было уничтожено в России в годы советской власти.
В итоге абсолютное большинство православных балканских храмов и монастырей остались без колоколов. Возникла проблема — как без колоколов оповещать оставшихся в живых православных христиан о начале богослужения? В результате был найден способ — использовать для этого деревянные била, стук по которым заменил собой колокольный звон. Выглядело все это, безусловно, менее выразительно и не так величественно, но иного выхода просто не было.
На самом деле, православные, оказавшиеся под турецким владычеством, деревянного била не изобретали, а просто о нем вспомнили. Церковь не всегда благоденствовала. Были в ее истории тяжелые времена гонений и лишений. В те годы, когда христиане в Римской империи были гонимы язычниками, деревянные била использовались в монастырях Египта. Это было в третьем веке по Рождестве Христовом. Так сложилось, что через тысячу с лишним лет христианам вновь пришлось о деревянных билах вспомнить.
Можно спросить — а почему же сейчас, когда турецкое владычество закончилось, в балканских монастырях по-прежнему используются деревянные била. Ведь теперь и колокола имеются, и можно в них звонить. Ответ на этот вопрос дал мне один греческий монах. Православные на Балканах продолжают стучать в деревянные била для того, чтобы люди не забывали о годах турецкого плена и понимали — сегодня Церковь может благоденствовать, а завтра все может измениться. И люди должны быть к этому готовы.
Все выпуски программы Вселенная православия
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.