
Принято считать, что самым старым высшим учебным заведением Европы является университет итальянского города Болония. Если говорить о действующих европейских вузах, то это верное утверждение. Болонский университет был основан в конце 11 века и является самым древним университетом Старого света, но все же это не первый европейский вуз.
Первым европейским вузом был университет Константинополя. Был — поскольку в 1453 году это учебное заведение было уничтожено в ходе штурма византийской столицы турецкими войсками. Впоследствии султан Мехмед Завоеватель создал на месте Константинопольского Стамбульский университет, но это было уже принципиально иное учебное заведение, в котором, прежде всего, изучалась исламская теология.
Константинопольский университет был основан императором Феодосием в V веке, а официальный статус университета приобрел в веке девятом при императоре Михаиле III и его наставнике и дяде кесаре Варде. Именно тогда университет приобрел название Пандидактирион или по-русски — «обучение всему». В университете изучались как светские дисциплины, так и церковные. Византийские студенты постигали премудрости математики, логики, риторики, философии, астрономии, при этом изучая также основы христианского богословия. Константинопольский университет был учебным заведением значительно более прогрессивным, чем многие европейские вузы. К примеру, в библиотеке вуза хранились труды философов, литераторов и ученых античности. Все эти труды пристально изучались. К примеру, святитель Фотий в годы своей учебы в Константинопольском университете составил сборник пересказов трехсот трудов античных писателей.
Благодаря университету греки изучали своих древних философов Платона, Аристотеля, Сократа, которых в Православии принято называть христианами до Христа. Но, конечно же, главной особенностью Константинопольского университета была богословская основа его образовательного процесса. Императору Феодосию, который активно боролся с язычеством на территории Восточной Римской империи, было важно создать учебное заведение для подготовки на христианской основе государственных деятелей и просто хорошо образованных молодых людей. В противовес доживавшим своей век языческим академиям.
Образовательную программу Константинопольского университета впоследствии позаимствовали западноевропейские вузы — упомянутый уже Болонский, а еще Парижский, Оксфордский и иные университеты, где богословские факультеты стали в эпоху Средневековья основными так же, как и в Константинополе.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 116. Богослужебные чтения

Можно ли радоваться в одиночку? В принципе, можно. Но всё же лучше разделить радость с кем-то, кто твой дар примет с благодарностью и подарит что-то в ответ. Примерно таким чувством проникнут псалом 116-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 116.
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек. Аллилуия.
Не удивляйтесь. Это не проблема с записью. Просто псалом 116-й очень короткий. Наверное, самый короткий из всех псалмов. Дело в том, что данное библейское произведение во времена ветхозаветного богослужения никогда не звучало отдельно. Псалом 116-й является торжественным окончанием для двух других псалмов, которые в древности пелись вместе. Это псалмы 114-й и 115-й. Оба они являются чрезвычайно торжественными, радостными, прославляющими величие Божие. Но всё же преимущественно по отношению к бытию народа Израильского.
А вот псалом 116-й говорит об общей радости. Вернее так — приглашает присоединиться к почитанию Бога истинного иные народы. И мы видим, на самом деле, поразительную вещь. Ведь нам кажется, что Ветхий Завет — это преимущественно про национальную и религиозную самоизоляцию древних евреев. Да, ряд ограничений действительно существовал и соблюдался со всей строгостью. Но уж точно не по какой-то, простите, сектантской причине.
Существовало вполне реальное опасение, что если открыться для иных народов, то и они ничему не научатся, и сами иудеи истинную веру утратят. Однако в псалме 116-м мы чувствуем поразительный энтузиазм, который имел всё же пророческий характер. А именно — автор псалма (непонятно — Давид ли это или нет) предсказывает, что произойдёт, когда в мир придёт Христос Спаситель. С пришествием Мессии ветхозаветные ограничения были упразднены. Господь Иисус прямо указывал апостолам — идти и проповедовать всем народам.
И то, что было не под силу людям, оказалось под силу Богу. Вдохновлённые благодатью Святого Духа апостолы смогли сохранить гармоничный баланс — и многих других людей в Церковь привести, и самой Церкви этим не навредить. Будем же просить у Бога милости и мудрости, чтобы поступать так же. Исполнять правду Божию, помогать людям найти веру, но и самим веру не утратить, духовной связи с Господом не потерять.
Псалом 116. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 116. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 116. На струнах Псалтири
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня [пребывает] вовек. Аллилуия.
17 мая. О подвиге Священномученика Альвиана Анейского

Сегодня 17 мая. День памяти Священномученика Альвиана Анейского, пострадавшего за Христа в 304 году.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святой священномученик Альвиан был епископом в небольшом городе к югу от Эфеса. Жил он в IV веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане языческие жрецы любыми средствами стремились заставить христиан города Анеи употребить в пищу идоложертвенное. Они схватили епископа Альвиана, чтобы заставить святителя нарушить заповедь и своим примером вовлечь других христиан в грех идолопоклонства. Но святитель наотрез отказался принести жертву языческим богам. Тогда его подвергли жестоким пыткам, но и при этом он не издал ни единого звука. Опасаясь, что примеру стойкости в вере епископа последуют другие христиане города Анеи, и желая добиться смертного приговора для святого, жрецы сообщили правителю провинции, что Альвиан оскорблял императора, идолов, а также призывал народ к мятежу. По ложному обвинению Альвиана безжалостно истязали, а после издевательств развели большой костер на окраине города, на который святой взошел сам, славя Христа. После казни христиане города Анеи собрали святые мощи священномученика Альвиана и захоронили недалеко от места мучений. Пример жизни святого священномученика Альвиана, епископа Анейского, показывает, насколько важна верность Христу, стойкость в исповедании своего упования на Бога. И это пример благочестивой жизни не только для самого христианина, но и для тех, кто его окружает.
Все выпуски программы Актуальная тема