Румыния не зря считается цыганским центром Европы. Действительно, сегодня на территории этой страны только официально проживает около полумиллиона цыган. Сколько их в Румынии на самом деле, сказать сложно.
Цыгане часто представляются нам как довольно странный народ, разделенный на постоянно кочующие таборы и стремящийся поживиться тем, что плохо спрятано. В чем-то подобное представление соответствует действительности. Но если говорить о румынских цыганах, все оказывается не так просто, как казалось в начале.
Румынские цыгане, хотя и являются самыми настоящими цыганами, тем не менее, исповедают в большинстве своем Православие и стараются соблюдать правила христианского благочестия. Это не означает, впрочем, что вы не должны переживать за свой кошелек, когда оказываетесь рядом с цыганской компанией, Но при этом такой горячей и эмоциональной религиозности как у румынских цыган вы вряд ли где увидите.
Особенно румынские цыгане почитают Богородицу Марию. Во все церковные праздники, связанные с Девой Марией, цыгане обязательно посещают богослужение. А в такие крупные праздники, как, например, Успение цыганские таборы отправляются в большое паломничество. Кто — в румынский Косштеть, где находится Успенский монастырь, а кто — и в Грецию на остров Тинос к иконе Богоматери Евангелистрия.
Успение в цыганском благочестии занимает место не менее важное, чем Пасха. Православные цыгане считают, что если у тебя заболел ребенок и ты молился Богоматери, и Она послала исцеление, то теперь ты должен всю жизнь благодарить Деву Марию, а днем рождения ребенка считать именно праздник Успения.
Православные румынские цыгане съезжаются в Костешть и на Тинос не просто для того, чтобы отпраздновать Успение. Перед тем, как попасть в храм они обязательно совершают древний обряд. И Успенский монастырь в Костеште, и храм на острове Тинос находятся на возвышенности. Так вот — многие цыгане берут на себя обет ради здоровья детей часть пути или весь путь до храма проходить на коленях, постоянно молясь Богу и Богоматери о даровании здоровья.
Зрелище это удивляет и воодушевляет. Сотни людей с молитвой на устах терпеливо поднимаются на коленях вверх к храму. Наиболее религиозные и сильные цыгане и вовсе ползут, преодолевая путь только на руках, а ноги при этом волочат.
Добравшись до храма, что в Костеште, что на Тиносе, цыгане горячо молятся перед иконой Богоматери, ставят перед ней свечи с человеческий рост, снимают с себя украшения и вешают на икону. Например, на Тиносе икону Евангелистрия теперь вообще не видно из-за множества даров на ней.
Несмотря на то, что многие цыгане преодолевают молитвенный путь до храма, надев наколенники, все равно ноги свои они стирают до крови. А потому в храме наблюдаешь огромное количество людей с пятнами от йода и зеленки на коленях. У меня, честно, после всего увиденного отношение к цыганам несколько поменялось... в лучшую сторону.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.