
Румыния не зря считается цыганским центром Европы. Действительно, сегодня на территории этой страны только официально проживает около полумиллиона цыган. Сколько их в Румынии на самом деле, сказать сложно.
Цыгане часто представляются нам как довольно странный народ, разделенный на постоянно кочующие таборы и стремящийся поживиться тем, что плохо спрятано. В чем-то подобное представление соответствует действительности. Но если говорить о румынских цыганах, все оказывается не так просто, как казалось в начале.
Румынские цыгане, хотя и являются самыми настоящими цыганами, тем не менее, исповедают в большинстве своем Православие и стараются соблюдать правила христианского благочестия. Это не означает, впрочем, что вы не должны переживать за свой кошелек, когда оказываетесь рядом с цыганской компанией, Но при этом такой горячей и эмоциональной религиозности как у румынских цыган вы вряд ли где увидите.
Особенно румынские цыгане почитают Богородицу Марию. Во все церковные праздники, связанные с Девой Марией, цыгане обязательно посещают богослужение. А в такие крупные праздники, как, например, Успение цыганские таборы отправляются в большое паломничество. Кто — в румынский Косштеть, где находится Успенский монастырь, а кто — и в Грецию на остров Тинос к иконе Богоматери Евангелистрия.
Успение в цыганском благочестии занимает место не менее важное, чем Пасха. Православные цыгане считают, что если у тебя заболел ребенок и ты молился Богоматери, и Она послала исцеление, то теперь ты должен всю жизнь благодарить Деву Марию, а днем рождения ребенка считать именно праздник Успения.
Православные румынские цыгане съезжаются в Костешть и на Тинос не просто для того, чтобы отпраздновать Успение. Перед тем, как попасть в храм они обязательно совершают древний обряд. И Успенский монастырь в Костеште, и храм на острове Тинос находятся на возвышенности. Так вот — многие цыгане берут на себя обет ради здоровья детей часть пути или весь путь до храма проходить на коленях, постоянно молясь Богу и Богоматери о даровании здоровья.
Зрелище это удивляет и воодушевляет. Сотни людей с молитвой на устах терпеливо поднимаются на коленях вверх к храму. Наиболее религиозные и сильные цыгане и вовсе ползут, преодолевая путь только на руках, а ноги при этом волочат.
Добравшись до храма, что в Костеште, что на Тиносе, цыгане горячо молятся перед иконой Богоматери, ставят перед ней свечи с человеческий рост, снимают с себя украшения и вешают на икону. Например, на Тиносе икону Евангелистрия теперь вообще не видно из-за множества даров на ней.
Несмотря на то, что многие цыгане преодолевают молитвенный путь до храма, надев наколенники, все равно ноги свои они стирают до крови. А потому в храме наблюдаешь огромное количество людей с пятнами от йода и зеленки на коленях. У меня, честно, после всего увиденного отношение к цыганам несколько поменялось... в лучшую сторону.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 117. Богослужебные чтения

У замечательного святого Церкви, преподобного Симеона Нового Богослова, есть такие слова: «Никто никогда не стал добрым по принуждению». 117-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, посвящён прежде всего искреннему восхищению псалмопевца перед благостью Божией. Давайте послушаем.
Псалом 117.
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Да скажет ныне дом Израилев: Он благ, ибо вовек милость Его.
3 Да скажет ныне дом Ааронов: Он благ, ибо вовек милость Его.
4 Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его.
5 Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.
6 Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек?
7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.
8 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.
9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.
10 Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;
11 обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;
12 окружили меня, как пчёлы сот, и угасли, как огонь в тёрне: именем Господним я низложил их.
13 Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.
14 Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.
15 Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!
16 Десница Господня высока, десница Господня творит силу!
17 Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.
18 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.
19 Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.
20 Вот врата Господа; праведные войдут в них.
21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.
22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
23 это — от Господа, и есть дивно в очах наших.
24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
25 О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.
27 Бог — Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.
28 Ты — Бог мой: буду славить Тебя; Ты — Бог мой: буду превозносить Тебя, буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением.
29 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно раскрывает перед нами свойства благости Божией — которая нередко отличается от нашего, человеческого, привычного понимания «доброты». Более того, я бы даже дерзнул сказать так: Бог — благ, но едва ли... добр. Потому что само слово «доброта» в нашем лексиконе уж больно облеплено всякими свойствами, которые к Богу однозначно не приложимы. Например, добрый — значит, жалостливый, быстрый на «пожалеть». А Бог — благ, однако «жалости» в Нём нет: так же, как хороший тренер любит своего ученика, и потому — не жалеет, и Бог нас милует — но не «жалеет». Давид прямо говорит в этом псалме: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня!»
Далее, образ «добра» для нас зачастую связан с мягкостью, уступчивостью, даже «услужливостью» — то есть отсутствием каких бы то ни было требований. Но не просто так в псалме Давид сравнивает милость Бога с... камнем — который люди отвергают, но именно он и становится «краеугольным камнем». Причём эти слова — прямое пророчество, повторённое Самим Христом Спасителем — пророчество о Сыне Божием, то есть о Себе Самом — Он — отвергнутый камень, ставший ключевым элементом новой религии.
Идём дальше. Возможно, то, что сейчас я озвучу, сегодня называлось бы «шок-контент». Знаете, какое изображение лучше всего отражает самую природу Божественной благости? Распятие. Да, да, именно брошенный всеми, преданный, оплёванный, измученный Иисус Христос, пригвождённый среди преступников на Крест — и есть самая точная «икона» Божественной доброты. Почему? Ответ прост: Богу для нас — ничего не жаль. Даже Себя Самого; Он вручает нам Себя целиком — чтобы, пройдя жёсткий путь, полный несправедливости, унижений, разочарований, — путь нашей с вами жизни — навсегда избавить нас от страха перед ней. И не только избавить — но и дать возможность приобщаться Его Самого, Его опыта, Его силы — благодаря которым мы на практике узнаём, как Его любовь, Его непреклонность, Его требовательность к нам на самом деле являются яркими проявлениями Его благости — то есть настоящей, неподдельной доброты!
Псалом 117. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 117. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 117. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
3 Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
4 Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
5 Из тесноты воззвал я к Господу,- и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.
6 Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?
7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.
8 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.
9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.
10 Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;
11 обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;
12 окружили меня, как пчелы [сот], и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.
13 Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.
14 Господь - сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.
15 Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!
16 Десница Господня высока, десница Господня творит силу!
17 Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.
18 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.
19 Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.
20 Вот врата Господа; праведные войдут в них.
21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.
22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
23 это - от Господа, и есть дивно в очах наших.
24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
25 О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.
27 Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.
28 Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя, [буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением].
29 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
24 мая. О причинах народного почитания Святителя Николая

22 мая в праздник Перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар в 1087 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о причинах народного почитания Святителя Николая.
Это не случайно было такое, но просто какое-то общенародное почитание святителя Николая. А на чём основываются эти почитания? Может быть, на том, что все хорошо знали житие святителя Николая? Или, может быть, на том, что какие-то государственные силы содействовали сохранению такой памяти благочестивой в народе? Нет.
Потому только, что святитель Николай отвечает людям на их молитвы. Вот этот живой религиозный опыт, опыт веры, который связан с тем, что на молитву нашу мы получаем ответ и является самым сильным для нас доказательством того, что Бог существует. Угодники Его существуют, которые молятся за нас.
Если бы не было бы этой обратной связи, то разве бы мы с вами здесь стояли? Разве был бы воздвигнут этот величественный храм? Да Господи, чего только не было в истории! Каких героев, каких полководцев, каких великих царей и императоров! А многих память погибе с шумом.
А имя святителя и чудотворца Николая мы прославляем как великого угодника, в том числе и заступника о нашей земле и о нашем народе. И вот дай Бог, чтобы эта память сохранялась. Очень важно, чтобы молодое поколение русских людей, да и людей других национальностей, считающих себя православными, бережно сохраняли молитвенную память о святителе Николае, обращая к нему свои воздыхания и с надеждой ожидая его помощи.
Все выпуски программы Актуальная тема