Когда в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году большое, но совершенно заброшенное имение Александрово, что в подмосковном Подольском уезде, приобрёл крупный московский фабрикант Илья Васильевич Щапов, местные крестьяне не предполагали, что с этого момента у них начнётся совершенно новая жизнь. Наоборот, за глаза они над Ильёй Васильевичем даже подшучивали: мол, интересно, что он будет делать с полуразвалившейся церковью, покосившимся усадебным домом, заросшим, одичавшим парком? Небось, поиграет немного в помещики, да и бросит, как до этого уже не раз бросали другие...
Но Щапов играть не собирался. Человек рассудительный, привыкший принимать только взвешенные решения и доводить начатое до конца, он для того и приобрёл пришедшее в упадок Александрово, чтобы заняться его восстановлением и благоустройством. Причём, не столько для себя, сколько для живущих там крестьян — Илья Васильевич не мог без боли смотреть на их тёмную, безграмотную жизнь, постоянные неурожаи и нищету, искренне хотел изменить ситуацию к лучшему и верил, что Господь поможет ему в этом.
Поверили и сами крестьяне, когда увидели, как восстала из руин сельская Успенская церковь — первым делом Илья Васильевич взялся за восстановление храма. Вскоре каждый, кто подъезжал к Александрову, уже издалека мог видеть высокий шпиль его колокольни. Рядом с церковью Щапов сделал большую пристройку, где поместил богадельню для бездомных и не имеющих возможности самостоятельно себя содержать престарелых женщин.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Илья Васильевич приступил к постройке Приходского училища: бесплатной школы для мальчиков — крестьянских сыновей. Двадцать четыре тысячи рублей, очень крупную для того времени сумму, Щапов выделил на устройство и содержание училища. Узнав о том, что в Александровской школе можно бесплатно выучиться грамоте, письму, счёту и Закону Божию туда стали отправлять своих детей крестьяне не только из Александрова, но и из соседних деревень и сёл. А предусмотрительный Щапов выстроил уютное каменное общежитие — чтобы зимой, когда дороги заносило, дети могли оставаться при школе.
В том же году Илья Васильевич открыл в Александрове бесплатную ремесленную школу для девочек. Там готовили первоклассных кружевниц, параллельно с профессиональными навыками преподавая воспитанницам общеобразовательные дисциплины. Крестьяне больше не посмеивались над своим помещиком, а с благодарностью молили Бога о его здравии.
А Илья Васильевич активно привлекал их к работе в имении, обеспечил самой современной сельскохозяйственной техникой и платил хорошее жалованье. Ещё недавно не знавшие ничего, кроме ручного плуга и бороны, теперь крестьяне имели дело с оросительными машинами и механическими сеялками. Женщины работали в теплицах и оранжереях, которые Щапов построил на территории усадьбы.
Таким образом, Илья Васильевич вплотную подошёл к реализации своего давнего замысла — открытию в Александрове сельскохозяйственной школы, в которой крестьяне могли бы обучаться современным методам земледелия и ведения хозяйства. Однако в тысяча восемьсот девяносто шестом году его постигла болезнь, от которой он скоропостижно скончался. В своём завещании Щапов оставил имение Александрово и капитал в сто тысяч рублей государству — с условием, что власти реализуют его идею о сельскохозяйственной школе. Под руководством вдовы Ильи Васильевича, Ольги Кондратьевны Щаповой, в августе тысяча девятьсот третьего года такая школа на территории усадьбы была построена и открыла свои двери для всех, желающих в ней обучаться. Присоединённая в советское время к Тимирязевской академии, она просуществовала до тысяча девятьсот пятьдесят девятого года. Её здание из красного кирпича можно увидеть и сегодня — вместе с другими историческими постройками оно вошло в музейно-усадебный комплекс Щапово.
Все выпуски программы Имена милосердия
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.