Иуд., 77 зач., I, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда люди отказываются от веры в Бога, единственное, что им остаётся — вера в себя. Отсюда самоуверенность многими воспринимается чуть ли ни как лидерское качество, которое помогает человеку смело идти по жизни, решая самые разные проблемы. А как с самоуверенностью соотносится христианство? Ответ на этот вопрос прикровенно дается в отрывке из 1-й главы послания апостола Иуды, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
Кажется, ответ на поставленный в начале нашей программы вопрос даётся буквально в первом предложении. Обращаясь к ученикам, апостол Иуда называет их призванными, которые освящены Богом-Отцом и сохранены Иисусом Христом. Если это так, получается единственное, что ученики сделали — отозвались на призыв. Бог их позвал, а они пришли к Нему и оказались освящены Отцом и сохранены Христом. Под освящением здесь надо понимать установление особой связи между Творцом и творением. Освящаясь, люди становятся Божьими, в духовном и нравственном смысле изымаются из мира и теперь принадлежат Богу, приобщаясь Его жизни. Причём эта принадлежность Богу реализуется через Христа. Важно понимать, что ученики — это не те, кто когда-то заинтересовался идеей Бога и в чём-то с ней и с Господом согласился. Христиане — это те, кто вступил с Богом в молитвенное и духовное общение, кто теперь принадлежит Ему как части тела Христова, как члены Церкви.
Итак, может показаться, что от самих людей мало что зависит, ведь всё за них сделал Бог. Он их призвал, Он их освятил, Он же во Христе Иисусе их сохранил, а они единственное что сделали — со всем этим согласились. Однако дальше оказывается, что всё не так просто. Из слов апостола становится ясно, что вначале он собирался написать богословское письмо, в котором разъяснял бы идею спасения, однако решил обратиться к читателям с увещеванием, то есть с просительным текстом, цель которого о чём-то уговорить. Апостол своей цели не скрывает: она в том, чтобы христиане решительно подвизались за веру, которая когда-то была передана им как святым избранникам Божиим. Но что такое подвизаться? Это бороться и совершать подвиги! Как? Для чего? С кем? Разве верующие должны с кем-то бороться? Верь и верь себе в душе и ни о чём не заботься.
Но для апостола вера действительно требует подвигов. Во-первых, потому что вера влияет на жизнь. От того, как ты веришь, зависят конкретные поступки. И если появляются те, кто искажает веру и оправдывает распутство, приходится интеллектуально и духовно им противостоять. Во-вторых, вера — для апостола — это не просто личные убеждения конкретного человека, но дело всей Церкви.
Итак, должны ли христиане в этих своих подвигах быть уверенными в себе? Опираясь на слова апостола, можно говорить о том, что они призваны чувствовать свою ответственность за веру и нравственную жизнь, а уверенными надо быть только в Боге.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Торнтон Уайлдер «Наш городок» — «Ежедневное чудо»

Фото: PxHere
В 1943 году американский драматург и писатель Торнтон Уайлдер написал пьесу «Наш городок». Первые два акта посвящены повседневной жизни двух семей. Мальчик и девочка живут по соседству — Эмили и Джордж вместе делают уроки, уплетают мороженое, вырастают, влюбляются. Второй акт пьесы заканчивается свадьбой.
А третий акт начинается с того, что Эмили на кладбище наблюдает за собственными похоронами. Нет, это совсем не триллер, и пьеса вовсе не про привидения. Задумка автора в другом.
Помощник Режиссёра (загадочный персонаж, который знает всё обо всех) в ответ на её просьбу разрешает Эмили вернуться в свою жизнь на один день. Эмили возвращается в прошлое, в свой четырнадцатый день рождения. Вне себя от восторга, она бросается к матери, но та, мимоходом её поцеловав, занимается обычными делами. Опечаленная Эмили просит: «Мама! Мама! Посмотри на меня! Ну хоть одну минутку! Посмотри, как будто в самом деле меня видишь».
В этом вся беда — мать на самом деле едва замечает Эмили. Она просто не в силах понять, что сейчас переживает её дочь. Ведь для уже умершей Эмили этот день — величайший дар, а для матери — он обычен.
Многие из нас ищут чудес, а чудеса происходят каждый день. Каждый восход солнца — это чудо. Каждая минута жизни — это дар Божий. «Есть ли люди, которые осознают это, пока живы?» — спрашивает Эмили у Помощника Режиссёра.
И как этому научиться? — можем добавить мы. Архимандрит Сергий (Шевич), известный подвижник двадцатого столетия, советует проживать каждый день так, чтобы он вобрал в себя важность всей нашей жизни. Попробуем? Тогда рассеется серость повседневности, и мы сможем наконец-то разглядеть его — чудо повседневной жизни.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Что запомнить? Ольга Кутанина
У каждого из нас есть яркие воспоминания из детства. Любимая игрушка на новогодней ёлке. Улыбка мамы. Прогулка с папой после работы. А, может быть, чай с беляшами у бабушки.
Когда бывает трудно, достаточно восстановить в памяти радостные моменты из детства. У меня от таких воспоминаний сердце наполняется благодарностью Богу, уныние отступает, и легче идти вперёд.
Помню, как приезжала на море к бабушке ночью на поезде. Бабушка ждала меня на вокзале в свете фонаря. Обнявшись, мы шли к её дому. Много говорили по дороге, но было очень поздно и сонно. Ложились, чтобы поспать несколько часов до утра. А на заре слышала, как дворник мёл под окном листья платана, ко мне в комнату врывался свежий ветер, поднимал тюль до потолка, а на старом лакированном шкафу приёмник пикал три раза: «В эфире радио Маяк». Охватывало ощущение счастья и бесконечного лета впереди.
С тех пор прошло много лет. Бабушки уже нет в живых. И приёмника нет: радио Маяк в её квартире больше не звучит. Но если я приезжаю в тот дом и утром просыпаюсь под звук метлы и шороха сухой листвы платана, то снова и снова окунаюсь в ощущение радости, будто попала в детство. А если ещё и ветер поднимет тюль, тут уж просто чувство дежавю. Хочется ущипнуть себя и проверить, не сон ли это?
В детстве мы открыты для радости. Даже те, у кого было трудное детство, как у моей бабушки, хранят крупицы светлых воспоминаний о нём. У детей есть умение довольствоваться малым и благодарить. А ещё верить, что добро, в конце концов, обязательно победит. Может быть, именно поэтому Господь так любит детей и говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».
А ещё дети не злобивы. Смотрю на своих и удивляюсь, как же быстро они могут восстановиться после обиды или ссоры! Поплачут горько. Посетуют. Выслушаю их. Если надо, помогу. И уже спустя несколько минут они опять весело играют, даже со своим обидчиком.
Отец Артемий Владимиров советует нам быть, как вода спокойной реки: бросили в неё камень, разошлись круги, а через несколько мгновений поверхность снова гладкая.
Мне кажется, что самое главное качество, которое стоит взять с собой из детства и сохранить на всю жизнь, — это умение надолго запоминать хорошее и быстро забывать плохое. Так уподобляться детям, которых сеть Царство Небесное.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
Удержи язык свой от зла. Анна Леонтьева
Я часто задавала себе вопрос: «Что значит: "отойди от зла — и сотворишь благо"?». Разве этого достаточно — думала я, — просто «уйти от зла»? И сразу благо... И еще: «удержи язык свой от зла». Так я и удерживаю. Ну обсуждаю кого-то с кем-то, ну могу и высказать свое мнение — если поведение ближнего мне не особо симпатично! Разве это — зло?
Ответ пришел, как всегда, когда задаешь вопрос.
Я стала жить между Москвой и маленьким уездным городом в Тверской области. Такой стиль жизни был для меня новинкой. Я знакомилась с местными жителями и приезжими людьми, часто сбежавшими из мегаполиса, в основном обитателями Москвы и Питера. Мне сразу стало казаться, что в моем городке как-то легче дышится, легче «общается».
Что-то мне нравилось, что-то нет, и я как говорится у нас, православных: «не осуждала, но давала нравственную оценку» поведению моих новых знакомых. Только вот не учла одного факта: когда ты в большом городе сказал что-то нелицеприятное другому человеку — ты можешь пойти дальше своей дорогой и никогда его больше не встретить. А если встретишь, то спрячешь глаза — и поспешно перейдешь на другую сторону улицы. Красоты и благородства в этом мало — но вроде ушел от проблемы...
А в маленьком городке этих самых людей ты будешь встречать всю оставшуюся жизнь. Выходишь из дома — и обязательно пообщаешься с тремя-четырьмя знакомыми, обсудишь все дела, и ни на какую другую сторону улицы конечно переходить не будешь. И все, кому ты уже высказал своё мнение, без запроса, я подчеркиваю, высказал, будут рассказывать другим, какой ты строгий к чужим недостаткам, с твоей точки зрения опять же — недостаткам. И скоро ты прославишься на весь городок своим даром «давать нравственную оценку».
Это дошло до меня не сразу, но довольно быстро. К этом времени я успела обидеть кого-то, и мне пришлось — о, как это непросто! — словами и делами заглаживать впечатление от моего «строгого суда». Непросто извиняться, непросто признать, что никто не спрашивал твоего мнения. Но очень полезно для нового понимания: если ты будешь заниматься исключительно своим «нравственным усовершенствованием», и соринку в глазу соседа оставишь без комментариев. Хотя бы без комментариев, буквально молча! Ты действительно совершишь благое дело. А твои соседи, знакомые, новые друзья — будут сами жить свою жизнь, не претыкаясь о твои «оценки».
И так, испрашивая прощения, удерживаясь от новых суждений и осуждений, я пришла к ответу на заданный вопрос. Насколько более спокойной и радостной может быть моя жизнь, если я просто «удержу язык свой от зла», и как такое простое и естественное действие освобождает от раздражения, обид, непониманий — в общем страданий. Кто-то знает это изначально, от рождения, а мне вот пришлось пройти этот путь, пройти этот урок маленького города.
Про этот городок мой друг, поэт-бард, написал песню, где есть слова: «Тут люди попроще, почище вода». Приняв в душу эту простейшую для кого-то истину, я почувствовала: вода моей жизни стала действительно — чище, гораздо чище!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение











