Картина Нико Пиросмани «Рыбак среди скал» похожа на икону. Её главный герой — рыбак — напоминает святого, которому присущи также и качества самого грузинского художника-самоучки, вдохновлявшегося иконописью тбилисских храмов.
— Входишь в зал Нико Пиросмани в Новой Третьяковке, и будто слышишь грузинский хор. Знакомо вам такое ощущение, Маргарита Константиновна?
— Пожалуй, Андрей Борисович. А у картины «Рыбак среди скал» кажется, что этот хор церковный.
— Церковный?
— Да, в «Рыбаке...» особенно чувствуется, как сильно повлияла на творчество Пиросмани грузинская церковная живопись. Ведь художник не имел образования, был самоучкой. И основы искусства постигал, созерцая святые образы в Тбилисских храмах.
— Композиция картины «Рыбак среди скал», действительно, выстроена по подобию иконы.
— Конечно! Персонаж в длинной рубахе-косоворотке представлен строго по центру, фронтально. Его большая соломенная шляпа — словно нимб вокруг головы. В правой руке героя — ведро, в левой — большая рыба. Эти детали рассказывают о его ремесле. Так на иконах святые держат предметы, свидетельствующие об особенностях их жизни.
— И скалы вокруг рыбака изображены по иконописному канону — уступами, которые образуют подобие лестницы в небо.
— И колорит картины напоминает фрески. Художник использовал всего три краски — синюю, золотисто-жёлтую и белую. В иконописи эти оттенки символизируют небо, Царство Божие и чистоту. Их смешение дало несколько вариантов зелёного, цвет Святого Духа.
— Для традиционной иконописной палитры не хватает, пожалуй, только пурпурного или багряного, олицетворяющего любовь, победу жизни над смертью.
— Да, красных оттенков в картине «Рыбак среди скал» нет. Наверное, у Пиросмани просто не было на тот момент вещества, необходимого для изготовления алой краски. Ведь он создавал свои шедевры из подручных материалов, иногда самых неожиданных. Так, большинство его работ написаны на чёрных клеёнках, которыми накрывали столы в Тбилисских трактирах — духанах.
— Похоже, что и чёрные контуры на картине «Рыбак среди скал» — это не закрашенные фрагменты той самой клеёнки.
— Именно так, Андрей Борисович. Картина была написана в 1906 году. В то время Пиросмани был безвестным художником и зарабатывал на жизнь, рисуя вывески для духанов на таких вот непромокаемых скатертях. Талант Нико открыли для широкой публики в 1912-ом году московские коллеги — братья Зданевичи и Михаил Лё-Дантю. Они организовали выставки его работ в Москве и в Тбилиси.
— Но это мало повлияло на ход жизни грузинского самородка...
— Во всяком случае, Нико до конца своих дней оставался беден и равнодушен к популярности. Он не искал славы. Не пытался продать подороже свои светлые наивные зарисовки. Рисование для него было формой существования.
— Мне кажется, Пиросмани похож на героя картины «Рыбак среди скал». Художник показал простоту, чистосердечие, внутреннюю цельность своего персонажа, эти качества присущи и ему самому.
— Во всяком случае, желанны. Картина «Рыбак среди скал» представляет человека очищенным от мелочных житейских пристрастий. Для Нико Пиросмани это идеал, к которому стоит стремиться. Герой стоит под ясным небом в горах, взгляд его прямой и открытый. Он держит богатый улов перед собой, словно готов им поделиться.
— Для Пиросмани такой большой рыбой, главным приобретением в жизни было творчество. И нищий художник с царской щедростью делился с людьми всем, что имел.
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.