1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые услышал слово «полиамория», оно сразу показалось подозрительным — и не случайно. Последние десятилетия убедительно показали: если кому-то надо очевидный, явный грех обелить и сделать нормой — надо прежде всего его красиво назвать — желательно, на иностранном языке.
Но, увы, нет ничего нового под солнцем — и то, что сегодня именуется «полиаморными отношениями» — ранее называлось очень просто: блуд. В отрывке из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — а это 6-я глава — который сегодня читается в храмах за богослужением, мы услышим, с какой болью апостол говорит об этом разрушительном грехе. Давайте послушаем.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
В чём же главная беда греха блуда с точки зрения апостола Павла? Каждая строка его послания к коринфянам — очень сжатые, плотные по смыслу послания — которые, чтобы понять, необходимо «разархивировать». Давайте обозначим две главные мысли этих посланий.
Первая мысль — «тела ваши суть члены Христовы». Чтобы понять апостола, необходимо вспомнить, что в крещении христианин вступает в мистические, таинственные отношения со своим новым Господином — Христом Спасителем — и, собственно, само Крещение — это определённый договор между человеком и Богом. Не побоюсь провести параллель с брачным договором: с момента его заключения радикально изменяются все виды отношений между сторонами. Крещёный по отношению к Богу — уже не чужой, теперь он — свой, родной, включённый в Церковь как семью.
Соответственно, с этого момента всё, что происходит с человеком, — включая его половую жизнь — касается уже не только его одного. Став «сотелесником» Христу, соединяясь с Ним не только мысленно, но и вполне реально, физически, в Таинствах Церкви, человек не может «утаить» какую-то сферу своей жизни как абсолютно отчуждённую от Христа.
Для пояснения приведу такой пример. Представьте себе, что некоего безродного нищего усыновил какой-то очень благородный человек — в надежде сделать его своим наследником. Теперь у него — своё крыло в дворце, своя одежда с красивыми вензелями, он приучается постепенно к иному, совершенно невероятному по своей изысканности, образу жизни. Но в какой-то момент ему настолько становится хорошо и вольготно, что он решает поразвлечься, как это делал многократно ранее — и отправляется в своём расшитом камзоле в притон — в свою, когда-то родную, среду. Что будет чувствовать его приёмный отец — когда этот человек вернётся домой — пьяный, грязный, извалявший всего себя в нечистоте пороков? Через это падение всё поместье оказывается как бы подключённым к скверне греха — и отец задумается: а не превратит ли этот преемник всё его наследство — в один большой притон?...
Вторая мысль — «блудник грешит против своего же тела». Дело вовсе не в том, что половые грехи вовлекают в обязательном порядке тело, как, например, и грех чревоугодия. Мысль апостола гораздо глубже: тело — это очень тонко настроенный под конкретного человека... музыкальный инструмент, скрипка. Как прекрасно знает любой музыкант, свой инструмент в чужие руки никогда не дают — даже на малое время. Любящие друг друга супруги — как смычок и струны — постоянно подстраиваются друг под друга, чтобы звучать максимально чисто, без фальши. И эта «подстройка» запечатлевается именно в теле. Недаром прожившие долгую жизнь верные супруги зачастую начинают даже внешне походить друг на друга — они буквально «пропитываются» один другим.
Человек, который вступает в половую связь без любви, без открытости, без доверия, без верности, без ответственности — неизбежно отчуждает себя самого от своего физического тела. Скажу ещё жёстче: он редуцирует, сводит себя как личность — до половой потребности. Он становится — простите — животным, переступающим через всё то, что и делает человека человеком. Вместо того, чтобы приподнимать животную сторону через любовь, жертвенное служение, заботу — и тем самым освящать брак — блудник как бы прижигает своим грехом саму возможность целостного участия всего человека — и духом, и душой, и телом — в таинстве любви.
Вот о чём сегодня и говорит с болью нам апостол: бегайте блуда — который любую душу вводит в долгий паралич неспособности к настоящей любви!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.