
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о том, как должна строиться иерархия в семейных отношениях и кто в семье главный.
Ведущая: Анна Леонтьева
Анна Леонтьева
— Семейный час на Радио ВЕРА, у микрофона Анна Леонтьева. У нас в гостях наш дорогой и любимый гость, священник Фёдор Бородин, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Добрый вечер, отец Федор.
прот. Федор Бородин
— Здравствуйте, добрый вечер.
Анна Леонтьева
— Тема у нас сегодня такая: Иерархичность в семье. Почему муж в семье главный и вообще, как с этим жить? И я должна сказать, что на заре своего православия я делала такую рубрику в журнале «Крестьянка». Мама тогда возглавляла журнал «Крестьянка». Ну и мы делали рубрику, что-то типа «спросите у батюшки». И вот первый мой вопрос к священнику, вот я просто очень хорошо это помню, был «Почему муж главный, а если я умнее?» Батюшка очень удивился этому вопросу, но как-то ответил. Я не буду приводить пока его ответа. И хочу сказать, что эта тема, она достаточно сложная в современном мире, и я набросала тут кое-какие тезисы, буду предлагать их отцу Федору, и будем обсуждать, наверное.
прот. Федор Бородин
— Да, постараемся.
Анна Леонтьева
— Постараемся. Ну, мы уже не говорим, наверное, вот про эту цитату из апостола Павла, что жена да убоится мужа, это значит, что жена будет бояться мужа. Мы много об этом говорили, что все-таки тут слово «бояться» в значении уважать своего мужа, да, бояться его потерять или что-то такое. Но как в современном мире, где женщины все-таки ищут равноправие с мужчиной, как подвести к этой теме?
прот. Федор Бородин
— Дело в том, что мы, конечно, говорим о христианской семье, не о другой. И если мы, как христиане, ищем христианской семьи, то мы не можем уйти от того, как нам заповедал ее Господь создавать. Вот, например, в Таинстве венчания есть молитва: «Дай, Господи, благодать Твою небесную на этих рабов Твоих и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей». Церковь исповедует, что иерархичность семьи — это воля Божия. И мы знаем много цитат, не только боязнь о том, что «повинуйтесь мужьям, как Господу», «жене не позволю повелевать мужем» и так далее, и так далее. Их много. Вот вопрос в том, наверное, что для христианина понятно, что вообще мир иерархичен разговор об иерархии в семье бессмысленно начинать без разговора о почитании родителей. Человек учится иерархии в семье по отношению к родителям, потому что без этого ему познать небесного Бога Отца очень сложно. И поэтому в душе и в сердце мужа иерархия и снизу и сверху этой иерархической лестницы, она должна быть понята, осмыслена и по-христиански освоена, скажем так. И вот когда христианин становится главой семьи, тогда он должен, прежде всего, наверное, вопрос даже не к женщине, а к мужчине.
Анна Леонтьева
— Да, начнем с мужчины.
прот. Федор Бородин
— Что с этим делать? Как с этим быть? Надо сказать, что вообще христианство пришло в суровый мужской мир, где в большей или меньшей степени в разных обществах, ну, в Риме, может быть, чуть меньше там где-нибудь в Африке или в Персии чуть больше, но все-таки женщина не считалась полноценным человеком. И, допустим, наказание за мужскую измену в браке отсутствовало в Риме вообще, а за женскую было. И так далее.
Анна Леонтьева
— Причем очень жестокое наказание.
прот. Федор Бородин
— Да. При этом и сейчас есть племена в Африке, например, где вот женщины носят на себе все украшения, все кольца, все браслеты, знаете почему?
Анна Леонтьева
— Почему? Не знаю.
прот. Федор Бородин
— Потому что в любой момент муж может ей сказать, ты мне надоела, иди к папе. И только то, что на ней, она уносит. А дети, самая большая драгоценность, они остаются с отцом. И все драгоценности, которые она не надела, понимаете? И это было вот так распространено. И христианство вошло в этот мир. Оно вошло со словами апостола Павла о том, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского. Потому что Христос умер равно за каждого. И у него и сын, и дочь одинаково любимые. То есть каждый из нас. И постепенно, медленно и постепенно, как это, например, происходило с отменой рабства. В общем, Церковь, с которой не боролась открыто, но постепенно у Чаши человек начал понимать, что за этого брата, который в статусе раба, умер Христос, и я не могу им повелевать как вещью. И поэтому для настоящих христиан рабство стало неуместным. И вот для нас, христиан, такое отношение к женщине, которое оно было в древности, в наших христианских семьях, оно тоже должно быть неуместным. Понимаете? И поэтому, когда недавно воцерковившийся человек в порыве неофитства начинает орать, ломать об колено или, как был у нас в храме, так кричать и стучать кулаком по столу, что ломает себе руку об стол. Да, и такое тоже было.
Анна Леонтьева
— Такое завершенное...
прот. Федор Бородин
— Это, конечно, через это надо перешагивать. Вот это владение более слабым, женщиной, оно, конечно, это наследство грехопадения. Обратите внимание, когда Господь создает Еву, Он создает помощника. Помощник, это тот, тебе помогает, он тот, кто тебе равен. А вот «к мужу твоему, влечение твое, и он будет господствовать над тобою», это совершенно другие отношения. Это после греха началось господство. А во Христе, наверное, в каком-то смысле это должно быть преодолено.
Анна Леонтьева
— То есть получается, что мы как бы пришли к тому, что женщина в христианстве стала полноценным человеком, да? И сейчас мы говорим о том, что в христианском браке мужчина всё-таки должен быть главным.
прот. Федор Бородин
— Да, должно быть и то, и другое. Давайте возьмём пример. Если мы говорим о семье как о малой церкви, а иначе её понять невозможно, христианскую семью, возьмём приход. В нём есть пожилой настоятель, который когда-то с горем пополам закончил семинарию. Есть священник, который окончил аспирантуру после академии, он великолепный проповедник. Вот, тем не менее, управляет приходом дар Святого Духа, харизма, дана настоятелю. Кстати, давайте усложним ситуацию. Настоятель младше этого блистательного проповедника, умника и преподавателя. Умника в хорошем смысле слова. И для того, чтобы не наломать дров, глубоко верующий второй человек, второй вот этот высокообразованный, он должен слушаться настоятеля. Это как раз ответ на ваш вопрос тому священнику, что делать, если жена умнее. Понимаете, это вопрос на самом деле опять и к мужу, и к жене, потому что она должна понимать, что дар Святого Духа принятия окончательного решения у мужа, но муж в своем смирении должен понимать, что он глупее жены в каких-то вопросах или во всем и внимательно, без гордости уязвленной без желания подавить и сломать, должен уметь ее выслушать и поступить так, как она предлагает. Так управляется церковь, понимаете? Ведь как управляется вообще церковь? Давайте об этом поговорим. Это два антидинамичных принципа — иерархия и соборность. Они, если зажимается один из них, Святой Дух начинает умолкать. Он не помогает, он перестает помогать. То есть если какой-то церковной структурой, приходом, допустим, или епархией руководит человек, который на голову выше всех, умнее образование и там гениальный администратор — это хорошо, но если он не будет слушать, допустим, епархиальный совет или приходской совет в приходе, или других священников, тогда он наломает дров, потому что церковь существует только духом святым, и все равно будет плохой результат в... я имею ввиду в большом временном уже приложении, также и в семье, даже если муж значительно умнее жены, он должен понимать, что если он выгоняет Святого Духа, и в его семье есть два мнения: моё и неправильное, как известно, то это не будет церковь никакая. Надо уметь послушаться жену, сына, тёщу. Понимаете, сказать, сегодня правильно сказал сын. И тогда, между прочим, если священник, а в семье муж священник, если он может это сказать, то в следующий раз сыну, когда папа будет настаивать, ему значительно легче послушаться. Потому он понимает, что папа настаивает на своём не потому, что он горд, а потому что так надо.
Анна Леонтьева
— Не потому, что он православный.
прот. Федор Бородин
— Да, да. Не потому, что он вот решил, что он всегда прав. А потому что сейчас... в другой раз он меня послушается, и жене значительно легче слушаться. То есть это как раз соборность. Понимаете, когда человек смиряется, имея возможность надавить и заставить поступить по-своему, когда человек смиряется и поступает не по-своему, а правильно. Понимаете, это такая цель. Я вот, между прочим, могу сказать, что в управлении приходом это тоже проявляется удивительным образом. Вот мы практикуем расширенные приходские собрания, когда все, кто хочет, могут прийти и сказать там о своих огорчениях, пожеланиях, практиках других приходов, которые они видели, мыслях и идеях. Это бывает там раз год. Ну вот на ковид мы года два пропустили, так получилось. А в принципе, для меня это колоссальный материал, потому что действительно я понимаю, что действительно Господь действует через этих людей. Мне-то видно всё с амвона, а им-то видно всё с другой стороны. И они предлагают вещи, до которых я бы не додумался. Понимаете? И так должно быть и в семье.
Анна Леонтьева
— Отец, Федор, вот хорошо, что вы начали с иерархии, о которой я даже не думала, иерархия родителей-дети. То есть, у мужа есть родители, да? Но, как вам сказать, в таком крайнем, что ли, выражении это может быть... То есть если, может, будет слушать родителей, это может быть вот то, что мы имеем сейчас часто, то, что называется маменькин сынок, да, и вот как этой крайности избежать? Если ты почитаешь родителей, но ты уже отделяешь свою семью от родителей.
прот. Федор Бородин
— Ну, если мы говорим нас, христианах, то это задача для христиан-родителей, прежде всего. Это может быть давно воцерковленный, добрый, благочестивый христианин или христианка, у которого ребенок создал семью. И этот человек оказывается перед совершенно новым вызовом, который он раньше мог обдумать только теоретически. Вдруг оказывается, что слова Христа о том, что оставит человек отца своего, матерь свою, прилепится к жене своей, вынуждает меня понять, что мой, допустим, женщина рожала, вынашивала, рожала, кормила, ночей не спала, там 25 лет вела его по жизни. И вдруг он сначала муж этой непонятной, откуда взявшейся, там рыжей девицы с пирсингом, а потом уже мой сын. И для меня, как для христианина, для христианки это тяжёлая и сложная задача, потому что я здесь убеждена, что я вижу, как правильно. А на самом деле они должны сами решать, они должны посоветоваться. Я помню, как моя мама рассказывала мне про мою бабушку, папину маму. Она была очень властный человек, но в то же время очень умный. И вот почувствовав напряжение со стороны моей мамы, когда нас уже было двое, потом стало трое детей, она приехала и сказала: «Наташа...» Но мама рассказывала с восторгом все время... «Наташа, я могу приготовить суп, погулять с детьми, почитать книжку или убрать. Здесь ты хозяйка. Давай ты будешь решать». Что? И мама сразу расслабилась в хорошем смысле слова, поняла, что это человек, который не претендует заменить её в её материнстве, и всё это было очень гармонично. И нас отдавали бабушке.
Анна Леонтьева
— Мудро.
прот. Федор Бородин
— Да, вот и это была та самая мудрость. Это христианское отношение родителей. Что делать детям в этой ситуации? Ребёнок должен, выросший, создавший свою семью, он должен эти слова тоже почитать. Оставит и потом создаст семью. То есть если отец и мать приезжают и разрушают его семью. Допустим, они говорят совершенно страшные вещи о матери, своим внукам или о своем зяте, то есть о папе. Да, то это надо пресекать, конечно. Не ссорясь, сохраняя почитание, надо сказать там Мария Ивановна, вы знаете, вот так-то и так-то. Если мы с вами хотим, чтобы вы дальше общались с детьми, вот этого быть не должно. Обещайте мне. Или я вынужден буду это отрезать общение с вами. Но помолясь без гнева, без крика, не переступая заповедь о почитании родителей, потому что родители жены для меня фактически в разряде моих родителей. Я тоже их должен почитать, как вообще старших, так и тех, кто воспитал мою любимую. И действительно, сложно, этим людям сложно оторваться от своей дочери, на которой они были так сконцентрированы 19 лет или 25. Вот поэтому здесь надо как-то помолясь, искать, искать вот эти вот какие-то пути, договариваться. Если не получается, ну вот приведу пример — семья моего знакомого священника, где теща настроена абсолютно антицерковно и полностью погружена в экстрасенсорику, в колдовство, вот, во всякие эти эксперименты, опыты, в оккультизм. И когда священник и его церковная верующая матушка, то есть дочь этой дамы, говорят, что мама, знаете, вот об этом здесь, пожалуйста, нашим детям не говорите, они воспитываются в православии. А та говорит им: «Я буду приходить и говорить, о чем считаю нужным. И ты сопляк, не смей мне возражать.» Тогда сопляк встает и говорит: «Мария Ивановна, простите, тогда вы не будете приходить, потому что Господь важнее, потому что в нашей иерархии ценностей Господь и предстояние наших детей ему оно важнее, чем заповедь о почитании родителей.» Господь выше родителей. И да, здесь не оскорбляя, не нарушая, ну, надо расставить все на свои места. Бывает так, да.
Анна Леонтьева
— Вы знаете, вы мне напомнили, это просто не совсем к теме, но я расскажу такой забавный эпизод. Я занималась на курсах таких светских, и наш учитель, ну, то есть вокруг были такие же, как я, студенты, ну, взрослые уже студенты, вот, и абсолютно не церковные, судя по тому, что я слышала, люди. И учитель наш сказал, что... Он это так назвал, в теоцентричной семье меньше разводов. На что мои коллеги сказали, а, ну понятно, потому что им очень сложно разводиться. Он говорит, нет, просто им проще быть вместе, потому что у них до брака был в центре мироздания Бог, и после брака остался Бог. Вот он так очень просто на пальцах объяснил, чем вызвал необычайное изумление, конечно, публики.
прот. Федор Бородин
— Да, именно поэтому очень рискованно и даже нельзя выходить замуж, например, за неверующего человека. В Таинстве Венчания есть поразительный обряд, когда, соединив руки молодых, священник накрывает их епитрахилью и ведет трижды вокруг аналоя с пением «Исаие, ликуй», «святии мученицы». Но мы забываем о том, что на аналое лежит Евангелие. Этот обряд образовался не так, но сейчас, конечно, он прочитывается именно так. Единство этих людей основывается на том, что там написано. Действительно, если для них, для мужа и для жены главное это заповеди Христа, тогда у нас всегда есть почва, на которой мы можем даже при соре встретиться и снова договориться, и снова стать малой церковью. А если для одного из них главное это что-то другое, то ни о каком счастье быть не может речи, настоящем. Потому что увлеченность, влюбленность, океан чувств, ураган, он пройдет. И окажется потом, что вы плаваете в океане, а ваш муж плавает в бассейне, понимаете, с морской водой правда. И вы не можете ему рассказать про океан и про звездное небо не можете, потому что для него это бетонный потолок с точечными лампочками.
Анна Леонтьева
— Я помню, вы использовали этот образ...
прот. Федор Бородин
— Вы понимаете? И вы не можете, вы не можете с ним поделиться главной радостью во Христе. Ну, Пасха, ну что тебе Пасха, так, ну сколько раз ты уже была на Пасху. Вот. Оставайся и готовь мне кофе.
Анна Леонтьева
— Нет, ну, минуточку. Вы так категорично говорите, отец Федор, а если жена надеется, что муж обратится к вере?
прот. Федор Бородин
— Ну, мы имеем слова апостола Павла, которые сказаны о людях, которые пришли к вере уже будучи в браке. Да, тогда мой брак — это задание Господа мне, Его промыслом, постараться привести своего любимого ко Христу. И можно это сделать не, так сказать, проповедью, которая всех положит рядами, а духом любви, утешение и радости, иногда за очень многие-многие годы, даже десятилетия. Это сложно, это горько, но это понятно, это задание Божие. А вот создавать семью с человеком, который равнодушен к этому вопросу, хотя бы не начал этого пути, не крещен и не признает, что это вообще существенно, конечно нельзя, это очень страшно. Повторюсь, у вас главное сокровище в жизни разное. О чем можно говорить? И, скорее всего, потом, как я сталкивался в практике нашего прихода, он скажет, ну, ты привела, как мы и договаривались, детей из церкви, я тебе разрешил, а теперь я ему расскажу, что папа знает, что Бога нет. И начинает детям это говорить, понимаете? И она ничего не может сделать. Она идет и плачет в другую комнату.
Анна Леонтьева
— И дети скорее склонны слушать, наверное, папу в это состояние.
прот. Федор Бородин
— Да, да. В переходный период точно.
Анна Леонтьева
— Отец Федор, ну, наверное, я перейду к этим тезисам. «Реабилитацию семьи нужно начинать с мужчин».
прот. Федор Бородин
— Да, я согласен. Потому что больший спрос и большая ответственность на капитане корабля, чем даже на штурмане или на команде, понимаете? Да, он является священником домашней церкви. Поэтому с него больше спрос. И прежде всего надо мужчине внимательно прочитать слова апостола Павла не в сокращенном виде.
Анна Леонтьева
— Да, что-то убоится и...
прот. Федор Бородин
— Я не об этом. Я не об этих словах, да, жене глава — муж. Мы обычно на этом останавливаемся. Ну вот, голова тебе да всё. Дальше запятая. А мужу глава — Христос. Понимаете? И когда мы начинаем рассуждать о том, какова природа, главенство, власть иерархии в христианском сообществе, в большой церкви, в приходе, в малой церкви, мы не можем не смотреть на Христа. А как главенствует Христос? А Христос умывает ноги ученикам. И апостол Пётр говорит Ему, не умоешь ног моих вовек. И Христос говорит ему, если Я не умою тебе ног, то ты не имеешь части со Мною. Представляете, три года, больше трех лет Пётр был старший из апостолов, и Христос ему говорит, что ты не можешь быть апостолом, если ты не дашь Мне уметь ног. Почему? Если ты не примешь этот принцип, ты не сможешь управлять церковью, ты людей не сможешь приводить ко Мне. То есть, это умовение ног, Он говорит, и так и вы поступайте, Я ваш учитель, вам умыл ноги, и вы так поступаете. То есть это служение другому. Вся иерархия в церкви во Христе, она перевернута. Сильный служит слабому. Апостол Павел говорит об ангелах. «Небесные служебные духи на службу людям посылаемые». Представляете, ангел, при явлении которого, если читать Библию, человек настолько поражается сияющей в них славой Божией, что говорит, мы видели Бога, мы должны умереть. Гидеон это говорит, или Моной, не помню сейчас. То есть вот так вот. И вот это безгрешное существо настолько сильно и настолько подобно Богу, что он нам грешным служит, грязным и поражённым со всеми болезнями грехов. И Христос сам служит, понимаете? Он говорит, сын человеческий пришёл не чтобы Ему служили, а чтобы послужить и отдать душу для спасения многих. Кстати, именно из-за этого принципа только в христианской культуре рождено понимание, что надо уступать место женщине. Если это не современный элемент флирта, который уже везде принят. Вот, везде сильный заставляет слабого на себе работать, иначе я тебя выбью зубы. Понимаете, вот так вот. И так это и работало всегда везде. А христианская семья, она отличается вот этой перевёрнутой иерархией. Если ты сильный, ты уступаешь место ребёнку, ты уступаешь место женщине. Потому что ей тяжелее, потому что она слабее. И тебе сила как служение, как дар дана именно для этого. Это и есть христианское понимание силы. Вот. И что еще дальше? Что значит мне глава Христос? Это значит, что я смотрю вокруг, вот я вижу крест, вот у меня на шее крест, а там Христос, который любит настолько, что идет на крест, на крестную смерть. То есть Он умирает за своих любимых, за нас. Значит, если мужу глава Христос, это человек, который руководит, как мы сказали, в осмирении ни своей гордыни семьей и служит ей, жертвует, отдает душу и умирает за нее, готов к этому, понимаете? Вот не наорать на всех, там «принеси мне ужин» и там открыть ноутбук и продолжать смотреть сериал. Вот да, а «милая, иди отдохни, я помою посуду». Вот это и есть «мужу глава Христос». И тогда, да. Тогда это христианская семья. И тогда, конечно, давайте еще одни слова совершенно потрясающие, это из послания апостола Петра. Но для мужей слова удивительные. «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом», с хрустальной вазой буквально, скажем так, «оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». То есть если муж грубый, хамит, унижает жену, он потом встал на молитву, молитва не пойдет, Бог тебя не услышит, тебе будет препятствие в молитве. Если твоя жена там, она утерлась, она смирилась, а куда ей идти? Но ты ее обидел. Нет, иди попроси прощения. Но вот самые удивительные здесь слова, сонаследница благодатной жизни. То есть если мужу глава Христос, тогда благодатная молитвенная таинственная жизнь, она вместе с женой. И конечно, если... Ну как там священник, допустим, служит с диаконом литургии, и вот сейчас они... или там с другим священником, сейчас они говорили, Христос посреди нас есть и будет, а потом он будет на него орать за столом на трапезе. Ну что, как в следующий раз он это скажет? Поэтому, если семья — это малая церковь, то жена и дети — это тоже сонаследники благодатной жизни, с ними надо соответствующим образом обращаться.
Анна Леонтьева
— Наверное, следующий тезис будет вам близок, отец Федор. Вот из того, что я заготовила. «Женское послушание в семье — это добрая воля жены».
прот. Федор Бородин
— Да. Так и есть.
Анна Леонтьева
— То есть мужчина, муж... Ну, я просто, знаете вижу без всякого осуждения неофитствующих мужей, представляют всю семейную жизнь именно, что жена в послушании находится. Но не обязательно. То есть даже если мужу, как вы говорите, глава Христос, то неправильно поднят этот тезис в православной семье, может повлечь за собой вот это вот требование. Окей, я мужчина, я главный, я сильный, я служу семье, будет послушание.
прот. Федор Бородин
— Вы знаете, ситуация с трудностью этого послушания, она усугубилась многократно сейчас.
Анна Леонтьева
— Это точно.
прот. Федор Бородин
— С чем это связано. Это связано с тем, что архаичное традиционное общество еще там 150 или 100 лет назад, оно заставляло снаружи семью форматироваться вот в это женское детское послушание, а отца выполнять свои функции. Женщина одна не могла выжить, за исключением боярынь или княгинь, просто физически не могла выжить. И семейная тяжелая домашняя работа без мужчины не могла быть выполнена. И женщина, если подвергалась насилию, то никто мужчину за это не осуждал. А вот женщина, ушедшая из семьи или бросившая своего мужа, становилась просто как прокаженная. Она была... Ну, женщине обычно не применяют такого слова, нерукопожатный человек, но это вот как прокаженная такая, это что-то немыслимое. Как это она ушла от мужа? Должна слушаться и смиряться, и всё. Вот. Сейчас это не так. Сейчас ничего извне не заставляет нас сохранять семью.
Анна Леонтьева
— Совершенно верно.
прот. Федор Бородин
— И это, с одной стороны, это хорошо, потому что нам часто очень приходится слышать о том, что христианская семья — это условный домострой, при этом домострой никто не читал эту книгу. Но это когда бьет — значит любит и прочее, прочее. Нет. Сейчас время, когда... и это хорошо, почему? Потому что мы дурную архаику, которая осталась в прошлом и которая почему-то считается христианской, мы ее можем отделить от настоящего христианского взгляда на семью. Христос, если Он, глава мужу, не ударил ни разу ни одного ученика, да, бывало, что Он говорил жесткие слова, там Петру, там «отойди от меня сатана», но это было связано совсем с другим, потому что «ты мне соблазн», говорит. Но никакого насилия ни над кем, Он никогда не совершал. И битье жены безусловно противоречит семье как малой церкви. Категорически не должно быть. То, что это было, это не христианское наследие. Это как раз та самая дурная архаика. А плохо, точнее скажем так, не плохо, а тяжело. То, что теперь женщина, действительно, пытаясь жить по-христиански, внешне не чувствует помощи в том, чтобы быть в послушании и выполнять свою христианскую роль семье. Допустим, ситуация, когда женщина зарабатывает. Вот мужа уволили. Он не может найти работу. Жену повысили, и она вся на работе. И в какой-то момент она говорит, ты сиди с детьми, потому что нам хватает, меня повысили, а я не могу. И мы совершенно, получается, в этой ситуации видим, что те самые гендерные роли, они меняются, так сказать, да наоборот. И тем не менее, это должна быть семья, где глава муж, понимаете? Не потому, что он говорит, пойди сделаю на работе то-то, или завтра я пойду с друзьями в баню, а ты возьми себе отгул. Не в этом дело, он должен понимать. А потому что, если он в какой-то момент скажет, ты знаешь, вот там, у нас беда с сыном. Ты ему подарила телефон, смартфон, а этого нельзя. Вот я не разрешаю. Несмотря на то, что она купила на заработанные собой деньги, ей надо да, ей надо послушаться.
Анна Леонтьева
— Это очень сложно.
прот. Федор Бородин
— Это очень сложно, но это как раз опять-таки, та самая новая христианская задача. Понимаете, да, это всё можно воплотить. У нас есть понимание того, что все эти... у нас у христиан должно быть понимание, что все эти новые задачи это промыслом Божьим, то что он спускает в качестве контрольных в нашу школу жизни, которая должна привести нас в Царство небесное. Я расскажу пример потрясающий. Муж работал в системе инкассации, был достаточно большим начальником. Трое детей, жена, будучи хорошим очень работником в своей сфере, последовательно берет три декрета, ее почти забыли на работе. Муж приходит, начинает ругаться. Сегодня невкусный салат, а почему у старших не сделаны уроки, а почему не убрано, а что это за безобразие, а почему обувь не стоит хорошо в приходе. И жена плачет, он не понимает, как ей тяжело все эти послеродовые вещи, кормление и прочее, но она все это выполняет в какой-то момент переделывается, переформатируется рынок инкассаторских услуг в городе, и он теряет работу. Найти он новую не может, потому что его не берут. Пришла новая команда. И выходит на работу она. И поскольку она хороший очень специалист, она начинает очень быстро расти. Им хватает. Он остается дома. И она мне рассказывает. Проходит две недели. Он готовит, он убирает. Он читает детям книжки, он их укладывает. Я, говорит, прихожу домой усталая, он встречает меня с цветами, становится на одно колено и говорит, милая, прости меня за все, что я тебе говорил. Я понял...
Анна Леонтьева
— Чудесная история, я думала, что она отомстит.
прот. Федор Бородин
— Нет, сколько ты везла, прости меня, пожалуйста. И вот с этих пор, он говорит, он меня просто носит как ту самую стеклянную вазу. Он просто понял, как это тяжело. А она перед ним смиряется, она не заставляет его, теперь ты у меня побегаешь. Ничего подобного. Она как раз добрая христианка, понимаете? А добрая христианка обязательно будет щадить, ну, в общем-то, подвергающуюся уязвлению мужскую гордость этого человека. Она не будет это выпячивать все. И там всё хорошо в этой семье.
Анна Леонтьева
— Вот вы сказали, начали эту тему, она для меня тоже такая значимая, потому что как раз очень часто я читаю в психологической литературе даже православного направления о том, что мужчина все-таки должен быть главным источником финансов в семье. И понимаю, что есть мужские профессии, очень мужские и очень важные, в которых мужчина просто не может зарабатывать больше, чем он зарабатывает. Это врач, это военный, это священник. Ну и наверное, с натяжкой можно сказать, что это учитель. И у меня есть такая подруга, которой... как раз муж у нее военный, и я помню, как вот она долго преодолевала, семья христианская, детей очень много, как она долго преодолевала вот это вот препятствие, что она должна еще и работать и зарабатывать, потому что, когда детей много, все-таки это большие расходы. И наконец, она просто как-то поняла, что вот да, вот ее муж, он выполняет свой долг перед родиной, и он не сможет зарабатывать, ни таксистом подрабатывать, ни кем, понимаете? И для нее это было такое, мне кажется, точкой вообще роста, как говорят, духовного роста.
прот. Федор Бородин
— Вы перечислили тех, деятельность которых назвать работой, наверное, нельзя. Это те, кто несут служение. И учитель здесь в этом ряду безусловно. Когда семинарист хочет жениться, он обычно приводит свою избранницу на беседу к ректору. Это часто архиерей, семинария. И тот начинает спрашивать и задавать вопросы, чтобы понять, готова ли эта девушка к тому, чтобы взять на себя нагрузку, сопутствующую служению. И также жена офицера, понимаете, жена врача, которая может в выходной день положить мужу еды, тот возьмёт вилку, звонок. И надо всё отложить там. В больнице умирает человек. И вот, с одной стороны, священник отложил вилку, с другой стороны, врач отложил вилку и вечером в выходной день они помчались в эту больницу. И учитель тоже. Ещё не только поэтому. Потому что все перечисленные вами люди, это люди, которые могут быть просто профессионалами. Могут. Но они только тогда будут хорошими по-настоящему тружениками, когда они каждого человека будут включать в свое сердце. Мы же ждем такого от учителя для наших детей.
Анна Леонтьева
— Конечно.
прот. Федор Бородин
— И от священника. Я могу сказать дежурные слова, правильные слова от заповедей Божьих и от опыта. Могу. Понимаете, ну, человеку, которого горе, ему, конечно, хочется, чтобы священник, учитель и врач не закрывался в свой цинизм, да, особенно врач.
Анна Леонтьева
— Неправильные слова какие-то...
прот. Федор Бородин
— Да, чтобы он принял его в сердце. А если, допустим, священник научился принимать в сердце человека, то этих людей будет очень много. Понимаете? И жене священника ей придется с этим считаться. С одной стороны, она хочет, чтобы муж был хорошим священником? Хочет. Получи тогда отсутствие времени. Вот это так, понимаете? И более того, священник может приезжать в воскресенье домой, захлебнувшись от общения, с желанием просто помолчать, а жена изголодалась по общению, его не было три дня. Или жена военного. Я помню слова офицерской жены начала 90-х. «Я за своим мужем по Союзу, как нитка за иголкой». Видите, какие слова удивительные. Жена врача, он пришел после операции, он никакой. «Милый, ну повесь полку», потом на него смотрит, или там «почитай детям книгу». А у него настолько... вот у него только что кто-то умер на столе, или он боролся за этого человека. Понимаете? И поэтому это несение служения, части служения, это тыловое обеспечение этой войны, которую эти люди ведут, или борьбы. Поэтому да, это тоже подвиг, это удивительный подвиг. Когда служение мужа воспринимается как служение всей семьи и награда. Жене или мужу хирурга, то же самое. Да, оно будет тоже на двоих.
Анна Леонтьева
— Я очень хорошо понимаю, о чём вы говорите, потому что мой родственник очень гениальный нейрохирург детский. И вот, знаете, были 90-е, когда все как-то начали... Ну, вот многие из окружения начали зарабатывать много денег. Кто-то упал, кто-то поднялся на этой волне. И вот перед моим родственником реально встал вопрос, а что, если поехать в другой город, например, в столицу, и переквалифицироваться на, не знаю, там, стоматолога? Стоматологи в это время как раз многие поднялись очень сильно. И это была такая борьба, потому что семья такая стояла, говорила, ну давай, давай, мы тоже будем много зарабатывать. Но он махнул рукой, и, конечно, остался хирургом, и да, и семья смирилась. И я сейчас понимаю, насколько это был дикий вообще посыл, что вот он из того, что вот этого дела спасения детей и вырезания из их мозгов раковых клеточек, он будет там зарабатывать какие-то деньги. Поэтому, да, очень понимаю, давайте, отец Федор, поговорим все-таки о женской, так сказать, миссии, потому что мы поговорили про мужчин, но... И я вот выдвинула тезис, что вот это вот служение, вернее, подчинение женщины, это ее добровольное дело. Насколько мы знаем сейчас, женщин, которые не просто не хотят подчиняться, а хотят, в общем-то... Кстати, без осуждения это говорю, хотят быть главными в семье, опять же, не потому что они какие-то неправильные, а потому что чаще всего для девочки очень обаятельны, очень главный образ матери. А мать, например, вот, как вы сказали, властная или вообще задвинула мужа, простите, под плинтус. И я просто вижу эти примеры, я вижу, насколько сложно девчонкам перестроиться, молодым женщинам, и понять, как быть послушной.
прот. Федор Бородин
— Наверное, это все-таки дорога и процесс. Начало тяжелое, потому что в большинстве семей сейчас нет гармоничной иерархии. И мальчики, и девочки растут в огромном количестве без отцов, с отчимами или с приходящими отцами иногда. А в семье, где нет отца, женщина вынуждена исполнять мужские функции, принятие решений и прочее.
Анна Леонтьева
— Да, конечно.
прот. Федор Бородин
— Допустим, сына мальчика неизбежное вот это затвердевание матери, оно деформирует все больше и больше от каждого поколения дальше. И даже церковные люди, создающие семью, у них нету этих поведенческих сценариев, которые раньше просто... Ну, они присутствовали в голове и мальчика, и девочки прямо с детства. Вот сейчас этого нет. Но все-таки мы понимаем, что Господь говорит в Священном Писании о том, что... вот апостол Павел говорит, что не позволяет жене властвовать над мужем. Или Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. «Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над мужем своим». Понимаете? «Досада, стыд и большой срам». Что с этим делать? Учиться, учиться, вместе молиться, вместе просить помощи. Тяжесть в том, что муж может не принимать решений вовремя и при этом не давать их принимать жене. Вот приведу такой пример. Разговор тоже из далеких уже лет. Многодетная семья, где при приближении весны жена понимает, мама понимает, что надо искать хорошую школу вот этому ребенку. Она подходит к мужу, и он говорит, давай, я сам всё решу, я глава семьи, иди на кухню. Неделя за неделей проходит. Она понимает, что если к концу апреля они вопрос не решат, допустим, апреля, то попадёт просто в не очень хорошую школу, районную, ребёнок больше никуда... Она подходит ещё раз, он начинает просто кричать на неё, стучать рукой, после... Я сказал, решу, значит, решу. И не решает. И вот остаётся там полторы-две недели. Он не делает. Делать ей не дают. Он подходит ко мне и говорит, отец Фёдор, как по-христиански выйти из этой ситуации? Я говорю, ну давайте так. Давайте вы поговорите с людьми, обойдёте эти школы и к мужу подойдёте. Не просто решай, потому что он не умеет. У него нет этого...
Анна Леонтьева
— Он не в теме, да, что называется.
прот. Федор Бородин
— Да. И решение принимать он не очень умеет пока. Он хочет и считает, что умеет, но не умеет. Сложите все плюсы минусы и дайте ему решить. Она обошла, она поговорила там на площадках с мамами гуляющими, созвонилась и говорит, милый, смотри, у нас есть три варианта. Мне нужно твое решение. Ты как глава семьи, ты должен решать. Эта школа подальше, но здесь вот получше, но здесь нет хорошего педагога, принимающего в первый класс. Там это еще подальше, но здесь есть очень хороший педагог, у которого хорошие отзывы, а это поближе, но здесь то-то. Реши, пожалуйста. Любое начальство, когда ему говорят, что есть проблема, приходит в раздражение. Когда начальству говорят, есть проблема и есть решение, тоже приходит в раздражение, потому что его заставляют. А когда есть три решения или два, то очень любит это начальство. Понимаете? И да, он сказал, да, ну давай вот сюда. Причём, конечно, она правильно принятое решение, ему подала на блюдечке, скрасив ситуацию и сакцентировав момент...
Анна Леонтьева
— Дорогой, вот это мы пойдем в очень хорошую школу рядом с домом или в очень плохую? Далеко. За 10 километров.
прот. Федор Бородин
— Но что из этого родилось, что удивительно? Мы потом с ней разговариваем, и она говорит, вы знаете, отец Федор, а он вошел во вкус. Он понял, не надо просто в этой, как сейчас говорят, прокрастинации стоять перед проблемой и бояться ее, и просто ее задвигать. А ее можно проанализировать, структурировать и принять решение. И он, вот там несколько таких эпизодов, и мужчина стал мужчиной в этом вопросе. Он научился принимать решения. Понимаете, то есть это некоторое актерство с стороны жены, мудрое, скажем, с любовью. Но это помощь ему делать то, что он не умел делать, научиться этому.
Анна Леонтьева
— Отец Федор, это вот следующий мой вопрос, потому что все-таки, да, я понимаю, что это очень было здорово сделано, что муж принял именно такое решение, как хотела жена, потому что она занималась вопросом образования ребенка. Но есть же другая крайность, когда жена говорит, слушайте, я не могу просто, чтобы он выбирал из этих трех школ, потому что он... А вдруг он не то выберет, или что-то сделала, а вдруг он всё испортит. Понимаете, да, о чём мы говорим?
прот. Федор Бородин
— Если мы говорим о семье как о малой церкви, если мы со своей стороны делаем то, что должны, то всё-таки церковь управляется духом святым. Когда баланс иерархии и соборности в церкви, когда все со смирением несут своё, то, что должно быть, тогда дух святой ей руководит. И надежда в семье точно такая же. Понимаете, Господь управит, Господь поможет и придет, и вразумит, и будет так, как надо. Бывает, что мы уверены, что мы знаем, как надо решить. А потом оказывается, что Господь, не дав нам это сделать, Он просто провел нас по краю жуткой пропасти. Вот приведу пример как раз с церковного управления. Середина 90-х, пожилой, очень опытный и действительно благодатный молитвенной жизнью настоятель подает на хиротонию своего юношу, которого воспитывает с детства, который прислужил все эти годы в алтаре, который женился на прихожанке. Его рукополагают в диаконы, проходит год, народу увеличивается количество и нужно еще один священник, третий, два священника и диакон. Он приезжает в епархию и говорит вот так, так и так. Викарий архиерей говорит ему, сколько он служит дьяконом? Год. Рано. Говорит, я его знаю с детства. Рано. Батюшка расстроенный, возвращается назад. Викарий уходит в отпуск. И батюшка подает документы, зная, что тогда, что это все будет очень хорошо через секретаря. Дьякона рукополагают. Проходит полтора года. Он бросает жену, ребенка и священный сан. И это страшный удар по приходу испытания веры для всех людей, кто туда ходит. Потому что в 90-е годы это еще была большая очень редкость. Сейчас, к несчастью, этого стало значительно безобразия больше. И этот пожилой священник, которому 70 лет почти, он... Я просто присутствовал, он сидит и плачет. Он говорит, я там 45 лет священника, я первый раз в жизни не послушался архиерея. И вот что получилось.
Анна Леонтьева
— Потрясающе.
прот. Федор Бородин
— Понимаете? Потому что дар Святого Духа принимать правильное решение у этого архиерея, который меньше на земле прожил, чем этот батюшка служил. Понимаете? Но дар Святого Духа у него. Поэтому жена должна поговорить со своим мужем, описать ему все свои аргументы, сказать. Если муж — это смиренный христианин, конечно, он скажет: «Милая, ты в этом права». Проблем не будет. Но если он настаивает, надо считать, что если это малая церковь, то это руководство Святого Духа. И может быть, Господь от какой-то страшной беды спасает вашего ребенка.
Анна Леонтьева
— Ну да, мне сейчас тоже вертятся такие примеры, которые... Жена ей предложили решение, то есть муж решил что-то, да, и жена говорит, ой, ну вообще не то, не то. И делает так, как он говорит, и все получается хорошо. То есть так получается, что действительно чего-то очень большую неприятности она избегает таким образом.
прот. Федор Бородин
— Мы же знаем слова Священного Писания. Бог гордым противится, смиренным дойдет благодать. Представляете, вот мы... вот слово «противится» — давайте вдумаемся. Кстати, если ты хочешь открыть сеть кофеин в каком-нибудь городе, тебе сопротивляется губернатор. У тебя есть санэпидемстанция, и пожнадзор, и налоговая — все будут против тебя. Ты если оттуда убежишь, живой целый, потеряв инвестиции, ты будешь счастлив. А тебе Бог сопротивляется. Поэтому если это гордыня жены, то Бог ей сопротивляется. А если она смиряется, Он начинает помогать. И да, действительно, это может быть что-то, что казалось нелепым, а потом окажется, что это то, что Господь промысл и помог. Вот надежда на это. Там, где присутствует смирение, туда приходит смиренный Христос, который говорит, научитесь от меня... «Яко кроток и смирен сердцем.» Если в семье есть смирение, а смиряться должны все друг перед другом в семье, то это слова апостола Павла, повинуйтесь друг другу в страхе Божия. Это слова и мужу, и жене. То есть муж тоже должен повиноваться жене. Это как раз и смирение. Вот тогда Господь приходит и все помогает. Но может быть, конечно, какие-то ошибки совершаются, но все равно все плюсуется во спасение в результате. К сожалению, мужчина часто любит командовать, но не любит нести ответственность, современный мужчина, потому что не видел папу, который это делал. Вот ситуация, которой я был свидетелем в семье, когда два высокообразованных интеллигента создали семью, родили детей, два гуманитария, и падает полка с книгами. Муж ставит ее в угол, книги складывает стопкой, и так проходит месяц за месяц. Жена дарит ему шуруповерт, присылает видео о том, как вешаются полки, закупает...
Анна Леонтьева
— Тонкие намеки.
прот. Федор Бородин
— Да, закупает, там петли, все остальное, ничего не происходит. И в конце концов она укладывает детей спать и говорит, слушай, мне надо с поговорить. И два часа они говорят про полку, но он вот просто ее все равно не соглашается повесить. Вот в нем какой-то ступор. И она задает ему вопрос. Скажи, пожалуйста, ты меня любишь? Просто я пойду спать, скажи. Он понимает. Во-первых, он ее любит. Во-вторых, если он любит, тогда надо идти вешать полку. А сказать «не люблю» не может, потому что он ее любит. Но вешать полку он не хочет. Что говорит этот образованный, культурный, начитанный высоколобый интеллигент? Он говорит «не скажу». Понимаете? Я к тому, что нам, мужчинам, есть что преодолевать. Не только женское непослушание, а, прежде всего, несоответствие тому образу главенства, который дал нам Христос.
Анна Леонтьева
— Аминь. Отец Фёдор, спасибо огромное за этот разговор. Я считаю, что мы только начали эту тему, на самом деле. Будем ждать вас снова и снова в этой радиостудии. Напомню, что сегодня с нами и с вами был священник Фёдор Бородин, настоятель Храма бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. У микрофона была Анна Леонтьева. Спасибо огромное.
прот. Федор Бородин
— До свидания. Храни вас Господь.
Все выпуски программы Семейный час
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема