«Доверие Богу». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Доверие Богу». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Доверие Богу (31.05.2025)
Поделиться Поделиться
Священник Дмитрий Кузьмичев и его супруга Ника Кузьмичева в студии Радио ВЕРА

Гостями нового выпуска программы «Семейный час» стали настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.

Разговор шел о том, как научиться доверять Богу и как такое доверие воле Божией влияет на семейную жизнь.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева

— «Семейный час» на Радио ВЕРА, с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. Добрый вечер, дорогие!

о. Дмитрий

— Добрый вечер!

Н. Кузьмичева

— Добрый вечер!

А. Леонтьева

— Сегодня мы решили взять непростую тему — «Доверие Богу в современном мире, в том числе в современных семьях». Должна сказать, что эта тема для меня оказалась актуально болезненной, потому что сейчас, в этом периоде своей жизни я много размышляю о том, как я оказываю это доверие Богу как христианка. Что я делаю, какие мои дела веры, что я готова потерпеть ради ближнего и так далее. И размышления не всегда весёлые, потому что, пока всё идёт гладко и хорошо, никто не наступает мне на ногу, в том числе и мои близкие из семьи, то я вполне радостно считаю, что доверяю Богу. Но реакции, которые следуют за какими-то неожиданными на меня нападениями, как правило, непредсказуемы. Я ловлю себя на этом и думаю, что это такое, это мой дурной характер или это моя непривычка терпеть какие-то вещи и непривычка над чем-то работать? Вот я прямо с себя начала, извините, пожалуйста. Это очевидный момент, когда к тебе подходит муж и что-то не то делает, что ты хочешь, ты как-то быстро теряешь всю свою терпеливость.

Н. Кузьмичева

— Ну да. Наверное, батюшка, поговорим сначала о вере, да?

о. Дмитрий

— Вера — это, конечно, очень обширная тема, о ней можно говорить всю жизнь, и мы о ней всю жизнь говорим, переживаем моменты веры, и каждый переживает, чувствует, проявляет веру по-разному. Вера — это состояние динамическое, то есть никогда человек не будет всё время в одном состоянии, вот уверовал и всё, и дальше я спокойно проживаю с тем, во что верую. Мы знаем, что бесы тоже веруют, что Бог есть и трепещут при этом о своей участи. А что делать нам, верующим во Христа Спасителя? И мы часто колеблемся от веры к безверию, у нас такие колебания идут, особенно в современном мире, где человек подвержен всяким напастям, искушениям комфорта мира сего. Потому что, если мы берём человека средневековья, архаики, языческие времена, до Христа, то у людей ранних веков определённое направление было всегда в сторону религиозности, в сторону какой-то веры. А сейчас у нас эти понятия часто размыты, и человек не может ухватиться, и вроде бы мы, как христиане, имеем все уверения от Бога, и Послание святого апостола Павла, который нам говорит, что такое вера: «Вера есть осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом». То есть мы ожидаем и уверяемся, что есть Царствие Небесное, и эта уверенность должна нас подкреплять. Но часто бывает так, это касается и храмовой жизни, и религиозной жизни, и семейной жизни, социальных отношений — что наша вера должна всё время испытываться, и это хорошо, что она испытывается. Но у одних испытание веры укрепляет человека и к концу жизни его вера крепкая как адамант, а другой может и сломаться, потому что всё познаётся по концу. Знаете, на память приходит притча из Евангелия, где Господь говорит притчу о сеятеле. Это притча, на самом деле, о сеянии Слова Божьего, о Евангелии, но там тоже вкраплена история о вере, на самом деле, вот мне так кажется, она очень широкая.

А. Леонтьева

— Но это и есть история о вере.

о. Дмитрий

— Да, история о вере: как эта вера проявится у нас, как она проявляется. И часто бывает так, что каждый человек эту веру как-то находит, то есть мы должны эту веру найти. Вот по слову нашего любимого богослова Евгения Андреевича Авдеенко, где он говорил о вере Авраама — это была вера зрячая, то есть мы должны Бога увидеть, узреть Его, почувствовать. Но, как и любовь, вера требует своих усилий. А усилий мы не хотим. В мире сем делать это очень сложно, это сложно вообще человеку современному.

А. Леонтьева

— Самая неприятная фраза — это «надо работать над собой».

Н. Кузьмичева

— Это вот как раз самое сложное, если разговариваешь с молодым поколением. Мы всё-таки люди старшего поколения, и вот в советское время общественное было выше личного, а сейчас нет.

о. Дмитрий

— По крайней мере, воспитание было другое.

Н. Кузьмичева

— Да, а сейчас у нас личное превосходит.

о. Дмитрий

— Индивидуализм более довлеет над человеком, и когда говорят: «не вторгайтесь в мою приватность, вера — это интимная моя история», хотя мы знаем, что вероисповедание, религиозное состояние — это дело, вообще-то, общественное, соборное. Но человек должен как-то внутри себя пережить, такое часто бывает.

Н. Кузьмичева

— Но это отклик души на действие благодати Божией, батюшка. Это всегда внутренне откликается и человек сначала очень горячо может поверить в Бога, такие случаи нам рассказывали люди и из своих переживаний можно это вспомнить, когда ты понимаешь, что никто, кроме Бога, тебе помочь не может. Я могу сказать, что, когда вечером возвращалась из художественного училища, у нас сначала были занятия, потом вечерняя школа, потом мне два часа ехать и уже где-то к двенадцати часам ночи я шла одна. Меня не всегда могли встретить мои родители, идти было страшно, было много пьяных и какой-то молодежи буйной. Я помню, что старалась читать «Богородице Дево, радуйся», заканчиваю, читаю дальше, заканчиваю, читаю дальше, и я прямо проговаривала: «Пресвятая Богородица, покрой своим омофором». Один раз молодые ребята, подвыпившие, решили посмеяться — ну девчонка идёт молоденькая: они выстроились двумя шеренгами, и я шла прямо посреди них, и они ещё так: бух, бух с разных сторон. Помню, что я, закрыв глаза, молилась Богородице, чтобы пройти сквозь них, у меня не было к ним какого-то там негатива, для меня самое главное было, чтобы Богородица была рядышком, вот этот момент я запомнила хорошо. Когда случается что-то серьёзное, тогда люди вдруг вспоминают о том, что Господь-то рядышком, а когда что-то радостное, тогда мы немножко забываем.

А. Леонтьева

— Знаешь, я начала ведь с противоположного утверждения, что, когда всё хорошо, то тогда и Богу благодарен. Это другая сторона медали.

Н. Кузьмичева

— Да, это, кстати, тоже. Когда мы в храме стоим и вроде всё хорошо, и молимся, и всё так прямо красиво, замечательно, а потом выходим из храма, ну мы же молимся в храме о смирении, правильно? Но никто не задумывается, что мы в этот момент молимся о поругании фактически. Вот выходишь из храма и как проверить твоё смирение? Оказывается рядом твой ближний, который говорит всё, что он о тебе думает, или приходишь домой, а там кто-то из родных и близких: муж, жена, дети, свекровь, тёща, кто угодно, начинают испытывать твоё терпение. Вот в этот момент нужно понять, что не надо отвечать все и сразу, когда хочется, а именно понять, что Господь эту ситуацию послал, чтобы внутренне потренироваться — а смогу ли я хотя бы промолчать, хотя бы проявить свою веру таким образом, чтобы не ответить на что-то обидное? Вера и верность Богу, они же тоже взаимосвязаны. Вот как проявить верность, как мы проявляем её действием? Вот кто-то искушает тебя, испытывает, но ты хотя бы не отвечай — это первое, что можно сделать. А когда сразу воспринимаешь это с внутренней такой оценкой, даже если много лет ходишь в храм, стараешься это делать, и всё равно ловишь себя на том, что опять сорвался, оборвался.

А. Леонтьева

— Матушка, ты говоришь какие-то вещи, которые сейчас наши радиослушатели услышат и скажут: «Ну, конечно, надо всё терпеть, чтобы об тебя ноги вытирали, особенно близкие».

Н. Кузьмичева

— Здесь можно сказать, что, когда человек стерпел и не ответил на зло злом, это не то что ты такой слабый и об тебя ноги вытирают. Чтобы не ответить, должна быть внутренняя сила, об этом мало кто задумывается, то есть только внутренне сильный человек сможет сдержаться, это работа над собой. Легче выпулить всё, что ты думаешь, что у тебя накипело, что в данный момент пришло в голову, а потом об этом очень сокрушаться, рвать на себе волосы, ведь мы, когда ругаемся, можем сказать то, о чём потом можем очень сожалеть. И получается так: а кто сильнее — тот, кто промолчал, сдержался, кто в этот момент вспомнил о Боге и начал молиться, или кто не дал себе наступить на ногу и начал вовсю махать кулаками, словами и так далее? Об этом надо всё время задумываться. Могу еще один случай рассказать: мы недавно были в Крыму, и я зашла в храм к мощам святителя Луки, увидела, что нет никого, а там обычно большие очереди стоят, чтобы подать записочку. Я быстренько подбежала и вместо того, чтобы написать эти записки, расписать, где за упокой, где о здравии, начала сходу диктовать старенькой бабушке, которая там сидит, и она начала всё путать, то есть людей, которых мне нужно было записать о здравии, она начала писать за упокой и так далее. И я себя поймала на том, что сначала начала на неё раздражаться, я начала чеканным таким голосом говорить: «Нет, это туда, а это туда». А потом, как холодная вода на голову, я поняла, что ведь это я сама виновата, я должна была подготовить эти записки, ей отдать, она пожилой человек, она устает за день, очень много народу проходит. А когда я перед ней извинилась, отошла, подошла к мощам, меня там вообще накрыло — и это со мной, я всю жизнь хожу в храм и у мощей святителя Луки вдруг случается такое! Представляете, когда себя ловишь на том, что ты не смог себя внутренне проконтролировать, сдержаться, а что уж говорить, когда мы дома? Дома-то мы совсем расслабляемся. Вот научиться проявлять свою веру не только когда мы хорошо и чинно стоим в храме, а когда что-то происходит, вот в этот момент подумать: а насколько я верен Богу, а могу ли я сделать какое-то действие, которое подтвердит мою веру Богу?

А. Леонтьева

— Вот очень важную вещь матушка сказала о том, что тот, кто не ответил на обиду и помолился, тот и сильный.

Н. Кузьмичева

— Причём надо именно в этот момент себя внутри проверить, не раздражаешься ли ты. Если ты сжал зубы и молчишь, а сам внутри себя всех ругаешь, это одно, а когда ты постарался помолиться и удержать вот это внутреннее равновесие, духовный внутренний баланс, это другое. Очень, кстати, помогает благодарность Богу за каждую мелочь в этой жизни. Мы об этом говорим и повторяемся, что, когда ты научаешься постоянно благодарить Бога за каждый момент этой жизни, тогда легче всё проходит, легче всё преодолевается.

о. Дмитрий

— Ну да, вера же проявляется не только, когда нам хорошо. Когда человек приходит в церковь, воцерковляется, многие переживали состояние, когда только покрестились, особенно во взрослом состоянии, и Господь даёт такую благодать, как кредит доверия от слова «credo» — верю, отсюда слово «кредит». Вот тебе такой «кредит» выдаётся и у тебя молитва совершается, и по твоим молитвам что-то у родственников происходит, у родных, у близких. А потом проходит какое-то время, и тебя Бог оставляет наедине с самим собой, чтобы ты познал свою немощь, и вот здесь как раз настоящее испытание веры начинается, потому что ты с небес на землю спускаешься и начинаешь, есть такое выражение: «смотреть в свою бездну» — в своё сердце. И там прекрасно понимаешь, почему Бог тебе не открывает все твои страсти и грехи сразу — потому что, если ты в вере не укреплён, то, увидев то, что у тебя в сердце творится, если у тебя вера не крепка, можно и в окно выйти, если веры нет. Человеку с самим собой нельзя оставаться, только с Богом, есть ты и Бог. Часто как раз именно в момент искушений проявляется наша вера, как мы в вере стоим, почему мы молимся о благостоянии, о стоянии во благе, это очень важный момент. Если мы говорим о высоких примерах применительно к супружеским отношениям, то это святые праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, вот что такое стояние в вере до конца. А если представить, что они бы не устояли, то тогда нас нет здесь, мы тут не сидим, образа будущего нет. Оказывается, человек, который до конца исповедует свою веру во Христа, он творит ещё образ будущего не только для себя. Почему Господь говорит: «если бы вы имели веру с горчичное зерно, то могли бы двигать горами». Понятно, что нам такой благодати не дано, а то бы мы тут горы передвигали, машины двигали, дома и так далее. Но, кстати, Господь Иисус Христос об этом говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». То есть Бог же нам не говорит о том, что мы всё время будем благоденствовать, у нас всё будет хорошо, на самом деле вера будет испытана всё равно какими-то искушениями. Даже у многих святых какие-то иногда страшные искушения приходились на конец их жизни. Вроде бы всё, он уже благодать стяжал, чудотворит, и что-то в конце жизни такое случается, последний пик испытания какой-то, и он должен себя проявить, потому что всё познаётся по концу, вот как интересно.

Н. Кузьмичева

— А ещё, знаете, мы в своей семье молодёжи, детям нашим очень старались много рассказать о подвижниках последнего времени. Смотрели фильмы, которые Тихон Шевкунов снимал о старцах Псково-Печерских, мы читали вслух «Несвятые святые» вместе, слушали это всё, обсуждали и проговаривали разные моменты. Я очень люблю отца Иоанна (Крестьянкина), какую тяжёлую жизнь он прожил, какие у него были страшные испытания. Но когда смотришь и видишь, что у них реально настолько горячая вера, они настолько радостные и добрые люди, и вот эти примеры лучше всего молодёжи ложатся. Вот мы детей своих именно этим питали.

А. Леонтьева

— Святые, которые поближе к нам, да?

Н. Кузьмичева

— Конечно, которые жили совсем недавно, их можно посмотреть, их можно услышать, увидеть. Конечно, наши дети ещё и к матушке Амвросии приезжали, мы в программах про нее говорили не единожды. Это такая тихая страдалица, которая молилась и помогала, будучи безногой, слепой. На детей это произвело впечатление.

о. Дмитрий

— Ну да, на её примере тоже, кстати, подумаешь: сейчас тебя вот так вот Господь посадит, будешь сидеть или там ослепнешь и сядешь ещё. А вот где твоя вера? Она проявится? Я думаю, что Господь многим не попускает это или мне вот лично, я думаю иногда со страхом и трепетом — а что бы делал я, как бы я себя повёл? Может, уже через час бы возопил: хватит уже, достаточно, довольно.

Н. Кузьмичева

— Знаете, когда мы говорим о вере, мы должны для себя её как-то принять, и опыт святых, которые совсем недавно жили, он очень хороший, очень такой яркий, действенный. Потом, когда приходит в храм народ и говорит «у меня Бог в душе», я всегда боюсь таких выражений, потому что в душе мы можем себе напридумывать всё, что угодно. Мы можем даже придумать себе такого «ручного собственного» Бога, который с Господом Иисусом Христом ничего общего может не иметь. Поэтому второй момент: чтобы укреплять веру, надо, конечно же, её изучать, обязательно. Читать Евангелие, подчёркивать красным карандашом слова Христа. Очень люблю плащаницу рассматривать, с детьми мы плащаницу рассматривали, обсуждали.

А. Леонтьева

— Когда читаешь исследования о плащанице, ты не понимаешь, как вообще в мире может быть столько неверующих людей, когда всё уже документально подтверждено.

Н. Кузьмичева

— Совершенно верно. Потому что люди стараются об этом не думать, они игнорируют этот момент, они как бы отсекают себя, они себе придумывают какую-то отговорку, что это кто-то там в Средние века нарисовал. Но она объёмна. Представляете, последние исследования говорят, что, если сложить эти два куска ткани, там получается силуэт объёмной фигуры внутри, у которой одна нога была чуть согнута в колене. Этого не сделать никак.

А. Леонтьева

— Матушка, прерву на секундочку. Я помню, что в юности лежала в больнице, как-то мне было очень грустненько, и я нашла какую-то жёлтую прессу, не буду говорить какую. И там была статья про плащаницу, она была вполне себе в таком сатирическом виде, но все факты, которые там были перечислены, настолько противоречили тону этой статьи и настолько были неопровержимыми, что я прямо возвеселилась в этот день.

Н. Кузьмичева

— Да, это очень укрепляет. То есть постоянное укрепление веры помогает устоять в вере, проявить свою верность Богу, когда что-то происходит. А когда вот эти две составляющие есть, когда ты укрепляешь свою веру, когда ты можешь проявить действиями верность, вот как любовь жертвенная, это всегда действие. То есть как Господь проявил свою любовь к нам? Он пошёл на крест. Как я могу проявить свою любовь к другому человеку, к своему мужу? Я делаю что-то для него, я стараюсь свою жизнь построить таким образом, что живу для него, для мужа, для детей, то есть я что-то делаю в эту сторону. Сразу же дальше идёт момент доверия Богу. Если я верю настолько, что стараюсь внутренне к этой вере какие-то действия проявлять, тогда то, что со мной случается, случайно или нет? Если я верю, что Господь всё время рядом со мной, могут ли быть случайными моменты, которые с нами происходят? Они не случайны. Ну и дальше тема доверия — доверяю ли я тому, что со мной происходит, ведь Господь знает нашу жизнь от и до, а мы даже через пять минут не знаем, что будет.

А. Леонтьева

— Продолжается «Семейный час» на Радио ВЕРА. С нами и с вами сегодня священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. У микрофона Анна Леонтьева. Я думала, пока матушка говорила, что сейчас мне очень близки слова Христа: «кто возлюбил мир, тот не Мой», я не помню точную цитату, может, отец Дмитрий помнит. Мне кажется, идёт всё время за человека борьба, то есть мир — это когда ему хорошо, удобно и ненапряжно. А всё, что касается веры, это уже та самая непопулярная работа над собой. Сейчас в семье проще поменять всю картинку твоей жизни, чем понять, что семья — это труд, потому что сразу: «ну что это, зачем это, труд какой-то». Вот эта тенденция, которой я тоже была абсолютно подвержена и благодаря моему терпеливому и мудрому мужу наш союз оставался прочен, но я сразу: «Нет, не надо мне этого, я пошла». Вот что это? Я правильно говорю об этой тенденции, или это во все времена и просто удел такой молодых?

о. Дмитрий

— Здесь история какая с нами, вообще со всеми, вопрос: для чего двое соединились в плоть единую?

Н. Кузьмичева

— Ну, батюшка, тебе сейчас скажут: «чтобы было хорошо, чтобы мы счастливы были, для радости».

о. Дмитрий

— Счастья, соучастия, части чего-то, частью чего-то стать. Значит, у верующих людей, если мы говорим о православных людях, о христианах, цель супружества, цель брака, цель семьи — это всё-таки Царство Небесное. Насколько тогда оба должны верить и доверить Богу всю свою жизнь, своё существование в браке, вот эту свою цель и над этим работать? Вот где проявляется вера. А так как встречаются два несовершенных человека со своими страстями, грехами, эгоизмом и много-много чем, то вопрос: что их должно скреплять? Мы праздновали день Иоанна Богослова, а для него не было, знаете, семидесяти оттенков серого. То есть или ты поклоняешься Христу или поклоняешься антихристу.

А. Леонтьева

— Но Иоанн Богослов прямыми словами говорил, что, «если ты в Боге, ты не можешь грешить». Но очень сложно нам понять высоту такую.

о. Дмитрий

— Вот как раз эта высота недостижима, вроде бы, кажется. И апостолы задавали вопрос Христу: «А как же возможно спастись вообще? Что делать-то?» А Иисус говорит: «Человекам это невозможно, с Богом же всё возможно», то есть Богу это возможно. Надо уверовать в Господа Иисуса Христа, довериться Ему и держаться за Него во что бы то ни стало, как бы тебя в этой жизни не колотило, как бы ты не изводил других в своей жизни, как бы тебя не изводили. А когда двое собрались стать плотью единой, несовершенных людей, то вдвоём они должны через благодать Христову добиться совершенства, дойти до Него. Понятно, что всегда будет некий какой-то остаток, чтобы мы не возгордились, но тем не менее сила благодати будет действовать, если люди хотят этого, тут вопрос воли человека. А если люди не хотят?..

А. Леонтьева

— А у меня, знаете, какой возник вопрос: вот, матушка и отец Дмитрий, вы процитировали нашего любимого богослова Авдеенко о том, что вера должна быть зрячей. Это значит, что мы не просто какие-то обряды соблюдаем — мы изучаем нашу веру, мы читаем Писание, читаем апостолов, святых отцов. Вот как мужу и жене ненавязчиво, недидактично помочь друг другу в этом изучении, возрастания в вере?

Н. Кузьмичева

— Конечно же, в первую очередь надо, чтобы муж и жена не переставали молиться друг за друга. Это, наверное, первый шаг, который должен быть. Причем, знаете, когда семьи верующих людей соединяются, обычно сначала молитва есть, а потом она куда-то девается.

А. Леонтьева

— Точно.

Н. Кузьмичева

— А ведь есть такой закон: если между мужем и женой не стоит Господь Иисус Христос, то встанет другой, и этот другой будет все рушить, все разрушать. Вот первое, что нужно — это научиться друг за друга молиться. Это занимает всего несколько минут в день, но они должны быть. И хорошо, когда супруги вместе Евангелие читают, хотя бы несколько минут вечером, когда все пришли, перед сном. Такие моменты хорошо, если бы были. Вот мы говорим о доверии Богу, как научиться доверять. У нас взрослый сын, которому уже 31 год, он еще не женат, человек очень глубоко верующий, старается достаточно правильно себя в этой жизни вести, очень творческий. И у нас с ним как раз вот такие происходят разговоры, что нужно учиться доверять Богу. Если ты сейчас кого-то не встретил, значит, в данный момент тебе это не полезно, может быть, тот человек еще к тебе не подошел. В жизни у нас все, как ковер переплетенный, и этот человек, эта ниточка еще мимо тебя не прошла. Может быть, Господь просто тебя уберегает от чего-то, потому что бывает так, что внутренне человек не очень готов к супружеству, к браку, и соединяясь, происходит трагедия распада, и страшно это очень отзывается у людей. А может быть, Господь не хочет, чтобы ты в данный момент был вот таким несчастным, в этом плане. То есть научиться понимать, что, если что-то не происходит, просто надо помолиться, при этом, конечно, не сидеть сложа руки. Ты молишься, смотришь внимательно, что происходит вокруг тебя, какие-то действия предпринимаешь, но при этом доверяешь Богу, Господь лучше знает, что должно быть.

А. Леонтьева

— Слушайте, у меня неожиданный к вам вопрос, он не касается нашей темы сегодняшней, но мне очень хочется его задать. У меня знакомая, искренне верующий человек, и очень, слава Богу, благополучный, всё у нее хорошо. И возникла такая тема в разговоре, когда у людей бывает обида на Бога. Для меня это естественно, потому что у нас же с Ним очень личные отношения, мы же на «ты» с Ним, Он наш Отец, и обида на Бога в моменте может возникнуть. (Это я свою точку зрения высказываю, а вы скажете свою). Мне кажется, нужно настолько рафинировать веру, чтобы вообще исключить такие чувства по отношению к Богу. Непростой вопрос, отец Дмитрий.

о. Дмитрий

— Тут вопрос, что с человеком конкретно произошло, надо понимать, за что обида. Может, была какая-то трагедия в жизни, которую он пока не пережил ещё или, как психологи говорят, принятие или отрицание, вот эти все эпизоды. Но, опять же тут вопрос, что в данный момент происходит с человеком, принимает он это как волю Божию о себе или не принимает, и почему.

А. Леонтьева

— Нет, ну просто бывают такие обстоятельства, когда ты не принимаешь волю Божию о себе, и говоришь: «Минуточку, я не об этом молился».

о. Дмитрий

— Да, не этого просил, но всё равно надо заглянуть в своё сердце, а реально что ты просил, что ты хотел, на благо ли ты это просил, а полезно ли тебе это было? А вот Бог поставил тебя в такую ситуацию через обстоятельства жизненные. В моменте всегда мы можем гневаться, вот меня укололи и в моменте я могу человеку, который мне сделал больно, наговорить всего, а потом остыл и понял, что всё нормально, что я сам руку подставил, что я сам сделал какие-то действия и в эту ситуацию залетел сам в конечном итоге. Мы не можем посмотреть всю проблему панорамно, потому что мы всегда линейно смотрим, в плоскости, а панорамно может видеть только Бог и время, а Господь может что-то открыть. Как Аслан в «Хрониках Нарнии» говорил: «Я рассказываю каждому его историю жизни», Льюис хорошие слова мудрые через Аслана сказал, а на самом деле это как раз ответ Бога каждому человеку, у каждого своя история и, кстати, это тоже есть проявление веры. Я думаю, что, если есть обида, значит, есть какие-то пока ещё отношения. Вот есть отношения с Богом и человек через это требует ответа, который должен прийти сейчас, а Бог, Он же приходит с тихим ветром, «глас хлада тонка и тамо Господь». Не в буре приходит, а когда сердце успокоится, должно быть какое-то успокоение сердца и, может быть, потом будет ответ. Ответ такой, как Господь говорит, что наступит такое время, когда вы Меня ни о чём не спросите, всё будет ясно, открыто и понятно. У нас надежда прекратится, знание упразднится, останется что? Любовь. Мы уже не будем говорить о вере, потому что будем у источника веры, у Христа. Но надо немножко до Царствия Небесного нам доползти, не потеряв веру, не растеряв её.

А. Леонтьева

— Я знаете, отец Дмитрий, почему вопрос этот задала: люди всегда теряют близких, но сейчас, когда всё в состоянии войны находится, теряют больше. Понимаете, я не могу понять каких-то людей, например, которые потеряли детей, сыновей, и я могу понять вдов, которые потеряли мужей, а кто-то не может и этого понять? Я и задала этот вопрос, потому что правильно сказал отец Дмитрий: «Обида на Бога — это значит, что диалог не прекратился». У меня очень был трогательный разговор с одной вдовой, я её спросила: «Была обида?», а она говорит: «Ты знаешь, было настолько плохо, что я очень боялась потерять диалог с Богом, вот это была последняя ниточка, которая держала». Простите, я немножко в сторону, наверное, ушла, но это тоже про доверие, тоже про семью.

Н. Кузьмичева

— Это тоже про доверие, это даже не в сторону, это прямо конкретно про доверие. Вот у нас год назад погиб крестник наш, мы его хорошо знали, парню 23 года. Это человек, который с нашими детьми общался, с нами ездил и в Крым, и отдыхать, и дома у нас был. Мы потом общались с родителями, сидели на поминках и знаете, что удивительно, родители смотрели друг на друга, и говорили: «Как мы, такие вырастили такого хорошего сына, который не бросил своих товарищей, который остался им верен до конца?» Они были удивлены, они говорили: «Как мы смогли?» — и за это поблагодарили Бога. Вот я рассказываю со стороны, меня это потрясает, а они это рассказывали между собой.

о. Дмитрий

— Мне кажется, для укрепления веры других людей, которые начинают роптать на Бога за то, что их плохо в магазинах обслужили, кофе не так подали, вот надо бы с такими людьми пообщаться, которые преодолели состояние потери близких. Как раз укрепление веры настоящее происходит, когда потеря здоровья, ты понимаешь, что смертный час скоро настанет, преодолеваешь это, и с Богом умираешь. Кстати, у нас на приходе таких случаев очень много было за 20 лет. У нас была одна прихожанка, которая болела-болела, ей врачи говорили, что шесть месяцев проживет. Она продержалась шесть лет, а потом, знаете, как человек умер? Она причащалась на каждом богослужении, просто в храме была, жизнь тяжелая у нее была — кстати, у нее умерла дочь до этого. Она сказала: «Отец Дмитрий, я пошла», то есть всем было понятно, куда она пошла. Пришла домой, легла и умерла.

Н. Кузьмичева

— Она попрощалась с отцом Дмитрием, потом пришла ко мне, я в лавке была, скрестила руки как на Причастие, и мне говорит: «Матушка, я все». Развернулась и ушла.

А. Леонтьева

— До слёз...

Н. Кузьмичева

— А сколько случаев, когда приходят и говорят, вот отец Дмитрий подтвердит: «У меня онкология», а человеку там 32 года, в 28 лет иногда приходят, сейчас это все молодежь. И когда начинаешь общаться и говоришь, что надо со всеми примириться, всех простить, причащаться почаще. И, представляете, человек делает эти действия по отношению к Богу искренние такие, потому что понимает, что скоро вот эта черта, а потом приходит и говорит: «А с меня диагноз сняли».

о. Дмитрий

— Ну да, и такие случаи были. Вот что такое вера, как её объяснить, объять это понятие.

Н. Кузьмичева

— Ну, Господь же хочет изменения сердца нашего, Он же этого хочет, и Он видит это на примере человека, когда подводит итоги, человек меняется внутренне.

о. Дмитрий

— Сейчас у меня, можно сказать, в моменте происходит история. По ходу нашей деятельности одна супруга обратилась, живут они в Крыму, там нестроения в семье начались. Я ей объяснил: «Проявите свою веру в каком плане — перестаньте спасать мужа, ругать его и так далее. Наставлять и спасать его, потому что спасает Бог, понимаете? Разберитесь с собой». Вот есть такой интересный фильм «Военная комната», я его люблю в пример приводить, где такая же история описана. Я ей эту историю описал, как надо сделать, как жена молилась за мужа: она молилась о размягчении своего сердца. И вот сейчас Господь ей послал утешение, у неё всё исправляется, и семья сохранилась, потому что она Богу сейчас доверилась и благословляет мужа, молится о его спасении, о даровании ему любви, благодати, не ругая его и исправляя своё сердце. Я могу свидетельствовать, что это тоже акт веры, вот что такое доверие Богу. Сейчас это происходит на моих глазах, можно сказать, потому что я читаю эту переписку, она мне говорит, что с ней сейчас происходит.

Н. Кузьмичева

— Вот тоже о переписке могу сказать, что всегда интересно, когда люди начинают друг за друга молиться, даже вот этой кратенькой молитвой Амвросия Оптинского: «Господи, помилуй, раба Божьего, мужа моего Дмитрия, помилуй меня святыми его молитвами». Просто удивительно, сколько мне людей пишут, что они начинают друг за друга молиться и обязательно происходит результат, у них происходят какие-то действия. Потом они через некоторое время начинают ослабевать и начинаешь говорить: «Давайте попробуем благодарить Бога за всё». Это, кстати, очень сильно меняет вообще жизнь, я знаю это по себе и знаю это из переписки с людьми. Когда мы начинаем благодарить Бога в мелочах, а лучше это прямо прописывать, я об этом говорила...

А. Леонтьева

— Мне кажется, мы каждую программу этим заканчиваем.

Н. Кузьмичева

— А, знаете, это нужно, потому что ты на жизнь начинаешь смотреть по-другому, вообще, полностью, особенно на трудности в жизни.

о. Дмитрий

— Качество жизни меняется точно. Жизнь может остаться тяжелой в своих проявлениях, и как тебе в трамвае хамили, в автобусе, так и будут, может быть, хамить, но если ты возблагодаришь, то ты изменишь своё отношение к этой истории.

А. Леонтьева

— Вот если действительно доверять Богу, как вы говорите, и благодарить Его, то вообще-то от нас такие должны быть лучики в разные стороны.

Н. Кузьмичева

— А, может, потом и будет так.

А. Леонтьева

— Почему-то нет лучиков.

о. Дмитрий

— Ну, слава Богу, а то, знаете, раньше времени вознесетесь и придётся нимб подпиливать. (смеются)

Н. Кузьмичева

— Вот это мирное устроение, которое у людей происходит, действительно сказывается на окружающих.

о. Дмитрий

— Интересно, что в супружеских отношениях и вообще в отношениях между людьми всегда повторяется схема райского сада. То есть когда дьявол пытается пробить эту брешь, что он делает? Он отвлекает от собеседования с Богом. И потеря доверия к Богу произошла в райском саду, Бог сказал: не делайте. Сделали. И потом что? Плач, скрежет, рыдание и мы всё время эти плоды пожинаем. А довериться надо Богу, но как это нам сложно бывает, тяжело, но надо стараться.

Н. Кузьмичева

— Но с Богом всё возможно, это правда. Говорим это не просто словами, а говорим на опыте своей жизни, своей семьи, семей наших детей, мы видим, как они это реализуют.

о. Дмитрий

— И больно становится от того, когда смотришь, как рушатся молодые семьи. Понимаешь, что не хватило потерпеть и именно Богу довериться, всё Господь дал, надо было только потерпеть, то есть пройти какое-то испытание веры. Вот испытание веры должно быть у человека, это неприятно, больно и не хочется этого делать, но какой-то этап всё равно этого прохождения будет. Почему? Все-таки Господь это делает по своему человеколюбию, на самом деле, чтобы наше сердце размягчилось, чтобы мы через вот эти испытания, через опалённость какую-то прошли, каждый в своей мере, потому что Бог больше, чем надо, человеку не пошлёт. Но эти испытания веры приводят нас к милосердию, к большему пониманию, что с другим человеком происходит. И очень важно в вере обрести умение поддержать другого человека. Вот нам, наверное, в мире сем не хватает поддержки друг от друга.

А. Леонтьева

— Ну да, люди, которые испытали что-то, как раз могут поддержать.

Н. Кузьмичева

— Чтобы подытожить наш разговор интересный, я могу сказать, что свидетельствуют нам люди, которые прожили уже жизнь и которые смогли пережить вот эти свои испытания. А, знаете, это можно с чем сравнить? С плаванием. Когда мы садимся на корабль и плаваем, мы же не можем себе просто сказать, что всё время будет хорошая погода. Она когда-то может испортиться и шторм начаться, и качать начнет, но, если мы доверяем кормчему — Богу, и все испытания мы проходим вместе, люди свидетельствуют, которые прожили в браке, вот мы 36 лет, а у нас есть пара, которая 47 лет вместе, и вот что мы с отцом Дмитрием об этом говорим, что народ рассказывает: вот ты как будто на ступенечку залезаешь, и каждый раз Господь дает больше, то есть всё приумножается, и любовь, и какие-то радости, в общем, всё действительно умножается.

А. Леонтьева

— Слушала отца Дмитрия и вспоминала слова Булата Шалвовича Окуджавы: «Душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она». Немножко не те слова, чтобы подытожить нашу программу про доверие Богу, но я чувствую, что об этом ещё можно говорить и говорить.

о. Дмитрий

— Тема неисчерпаемая. Мы, может быть, только её слегка сейчас коснулись.

А. Леонтьева

— Это мы каждую программу говорим. (смеются) Спасибо вам, дорогие мои. Напомню, что сегодня с нами и с вами был священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, и матушка Ника. У микрофона была Анна Леонтьева. Спасибо вам большое. До свидания!

Н. Кузьмичева

— До свидания!

о. Дмитрий

— До свидания!


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем