
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 70 зач., II, 7-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Литературная одарённость апостола Иоанна Богослова проявила себя несколькими путями: во-первых, Иоанн сумел с использованием ограниченного набора простых слов выразить сокровенные глубины божественной Истины, во-вторых, язык апостола простой, красивый и ясный, в-третьих, слова Иоанна запомнить так же легко, как и стихи талантливых поэтов. При этом некоторые мысли святого апостола кажутся чрезвычайно простыми, и возникают некоторые сомнения в целесообразности их письменной фиксации, однако, зачастую нам сложнее всего даётся осознание самых базовых истин, а потому они нуждаются в постоянном повторении. Апостол Иоанн Богослов не скупился на повторения базовых истин, увидеть это мы можем и в том отрывке 2-й главы его Первого соборного послания, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 2.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
В самом начале только что прозвучавшего отрывка мы услышали, что апостол Иоанн Богослов и не думал претендовать на оригинальность собственных слов: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала» (1Ин. 2:7). Далее апостол процитировал упомянутую им древнюю заповедь: она про отношение к нашим ближним, она запрещает ненависть по отношению к кому бы то ни было. Из слов апостола мы видим, что в данном случае под «ненавистью» подразумевается не какая-то сиюминутная вспышка раздражения, схожая с гневом, а настойчивое и сильное неприятие другого, ведь «ненависть» в словах Иоанна противопоставлена «любви», любовь же означает, как минимум, благожелательность, причём благожелательность, протяжённую во времени.
Эта заповедь действительно древняя, и древняя она сразу в двух смыслах. Во-первых, её неоднократно повторял Своим ученикам Христос, то есть она прекрасно знакома христианам, во-вторых, мы можем встретить её в книгах Ветхого Завета, в частности, в книге Левит, в которой она звучит следующим образом: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).
Однако, эту заповедь апостол Иоанн вынужден был повторить, несмотря на то, что в ней нет ничего сложного или же непонятного. По-настоящему же услышать её мы, как правило, оказываемся не в состоянии, нам постоянно кажется, что эта заповедь просто обязана иметь какое-то такое прочтение, которое оправдывало бы неприязненное отношение к другим людям, особенно к тем из них, кто делает по отношению к нам откровенные и недвусмысленные пакости, к примеру, к шумным соседям, имеющим дурное обыкновение устраивать массовые праздничные мероприятия глубокой ночью, или же к тем нехорошим коллегам, которые непрестанно клевещут на нас и всеми силами пытаются не позволить получить нам продвижение по службе с повышением зарплаты. Объективных поводов для ненависти может быть неисчислимое множество, их невозможно устранить. Впрочем, апостол Иоанн и не предлагает избавляться от этих поводов, он предлагает сделать другое: вспомнить, что конфликты земного мира порождены борьбой за блага этого мира, но мир, как написал святой апостол, «проходит, [...] а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:17).
Смешно, нелепо и грустно, когда тот, кто может жить в прекрасном дворце, посвящает себя борьбе за обладание ветхим сараем, который, к тому же, либо сгниёт, либо сгорит в самое ближайшее время. Ожидающий верных Христову слову людей дворец построен из камней Его заповедей, он не может сгореть, сгнить, его невозможно как-либо уничтожить, он будет стоять неприкосновенным в вечности. Так зачем же нам нужен этот страшный ветхий сарай ссор, склок, злобы и ненависти, если обладание им способно лишить нас того великого наследия, которое «приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9)?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема